Решение суда о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать содержание мест захоронения № 2а-5191/2017 ~ М-4771/2017

Дело № 2а-5191/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2017 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Ваулиной А.В.,

при секретаре Кумпееве Ч.Х.,

с участием прокурора Зиминой О. К.,

представителя администрации г.Оренбурга и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга Тарабан К. А., действующей на основании доверенностей соответственно от ... N и от ... Nд,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Оренбурга о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать содержание мест захоронения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО «город Оренбург», в котором с учётом изменений просит:

- признать незаконным бездействие, выразившееся в не организации и не содержании мест захоронений в отношении кладбищ, расположенных на территории землепользования в районе п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга – христианское кладбище, расположенного в 980 метрах юго-западнее посёлка, основное мусульманское в 3 км Юго-Восточнее посёлка и резервное мусульманское, расположенное в 150 м южнее посёлка;

- обязать в срок до 01 декабря 2017 года поставить на кадастровый учёт земельные участки, расположенные в районе п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга: христианское кладбище, расположенного в 980 метрах юго-западнее посёлка, основное мусульманское в 3 км Юго-Восточнее посёлка и резервное мусульманское, расположенное в 150 м южнее посёлка;

- обязать в срок до 01 декабря 2017 года устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбищ, расположенных в районе п. Бердяна Ленинского района г.Оренбурга, а именно: определить границы и размер земельного участка под кладбищами, после чего установить санитарно-защитную зоны; разработать и утвердить проект устройства кладбищ; построить общественные туалеты, определить зоны лесных насаждений, установить урны для сборки мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В обоснование своих требований указывает, что вблизи п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга расположено 3 кладбища: христианское, основное мусульманское и резервное мусульманское, организация и содержание которых не отвечают санитарным требованиям. Более того, земельные участки под эти кладбища не сформированы, на государственный кадастровый учёт не поставлены, в реестр муниципальной собственности не внесены, кадастровые работы в отношении этих земельных участков не проводились. Сведения о границах и размере земельного участка под местами захоронений отсутствуют, в связи с чем, определить границы и размеры санитарно-защитной зоны для кладбищ не представляется возможным. Так ненадлежащее выполнение администрацией г.Оренбурга возложенных законом обязанностей по организации и содержанию мест захоронения приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга, негативно влияет на состоянии природной среды, создаёт реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Зимина О.К. заявленные требования с учётом изменений поддержала, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации г.Оренбурга и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга Тарабан К.А., действующая на основании доверенностей соответственно от ... N и от ... Nд, с заявленными требованиями не соглашалась, возражала против их удовлетворения.

Представитель Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Деятельность на местах погребения, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

В силу абзаца 3 пункта 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьёй 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

На основании пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Статьей 18 названного Федерального закона установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

В соответствии с пунктом 2.7 указанных Правил, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе: систему дренажа; обваловку территории.

В соответствии с пунктом 2.9. СанПиН 2.1.2882-11 территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что вблизи п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга расположено 3 кладбища: христианское кладбище, расположенное в 980 метрах юго-западнее посёлка, основное мусульманское в 3 км Юго-восточнее посёлка и резервное мусульманское, расположенное в 150 метрах южнее посёлка; организация и содержание которых не отвечает санитарным требованиям.

Согласно пункту 2 Устава муниципального образования «город Оренбург», утверждённому решением Оренбургского городского Совета от 28 апреля 2015 года № 1015, в состав территории муниципального образования «город Оренбург» включены территории города Оренбурга и сельских населенных пунктов: в том числе посёлок Бердянка.

Согласно статье 35 Устава администрация города Оренбурга осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Оренбурга федеральными законами и законами Оренбургской области, в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, правовыми актами Оренбургского городского Совета, Главы города Оренбурга, администрации города Оренбурга.

К полномочиям администрации муниципального образования «город Оренбург» относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования «город Оренбург» до разграничения государственной собственности на землю; принятие решения о проведении землеустройства на территории города Оренбурга; осуществление функций муниципального заказчика на разработку и реализацию генерального плана городского округа, документации по планировке территории городского округа, контроль за реализацией градостроительной документации, ведение учета муниципального имущества в порядке, установленном федеральным законом; ведение реестров муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по определению границ и размеров земельных участков, занятых кладбищами в районе п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга, постановке этих земельных участков на кадастровый учёт, внесении их в реестр муниципальной собственности, установлении санитарно-защитной зоны, разработке и утверждению проект устройства кладбищ возлагается на администрацию г. Оренбурга.

В судебном заседании установлено, что рассматриваемые 3 кладбища вблизи поселка Бердянка находится в границах МО «г. Оренбург».

Согласно ответу администрации п. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга от 11 мая 2017 года земельные участки, расположенные в районе пос. Бердянка для размещения мест погребения не сформированы и не поставлены на кадастровый учёт. Земельные участки не внесены в реестр муниципальной собственности, территория данных кладбищ вблизи п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга не обустроена в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.2882-11.

Доказательств обратного административные ответчики суду не представили, тогда, как бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, чьи действия (бездействие) обжалуются.

Не проведение межевания занятых под кладбища земельных участков, а также не приведение территорий кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрация в установленном законом порядке, приведёт к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации МО «город Оренбург» на территории кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограничённого круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определённых границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования г.Оренбург по не организации содержания места захоронения в отношении 3 кладбищ, расположенных в районе п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга. В связи с чем суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования г.Оренбурга в срок до 01 декабря 2017 года поставить на кадастровый учёт данные земельные участки, а в срок до 01 января 2019 года определить границы и размер земельного участка под кладбищами, после чего установить санитарно-защитную зоны; разработать и утвердить проект устройства кладбищ; построить общественные туалеты, определить зоны лесных насаждений, установить урны для сборки мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В связи с чем исковые требования прокурора Ленинского района г.Оренбурга являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Оренбурга о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать содержание мест захоронения, – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Оренбург по не организации содержания мест захоронений в отношении кладбищ, расположенных в районе п. Бердянка Ленинского района г.Оренбурга: христианское кладбище, расположенного в 980 метрах юго-западнее посёлка, основное мусульманское в 3 км Юго-Восточнее посёлка и резервное мусульманское, расположенное в 150 м южнее посёлка.

Обязать администрацию МО «город Оренбург» в срок до 01 декабря 2017 года поставить на кадастровый учет земельные участки, расположенные в районе п. Бердянка Ленинского района г.Оренбурга: христианское кладбище, расположенное в 980 метрах юго-западнее поселка, основное мусульманское в 3 км. Юго-восточнее поселка и резервное мусульманское, расположенное в 150 метрах южнее поселка.

Обязать администрацию МО «город Оренбург» в срок до 01 января 2019 год устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбищ, расположенных в районе п.Бердянка Ленинского района г.Оренбурга - христианское кладбище, расположенного в 980 метрах юго-западнее посёлка, основное мусульманское в 3 км Юго-Восточнее посёлка и резервное мусульманское, расположенное в 150 м южнее посёлка, а именно:

а) определить границы и размер земельного участка под кладбищами, после чего установить санитарно-защитную зоны;

б) разработать и утвердить проект устройства кладбищ;

в) построить общественные туалеты, определить зоны лесных насаждений, установить урны для сборки мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись. А.В.Ваулина

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2017 года.

Судья: подпись. А.В.Ваулина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о расторжении предварительного договора купли-продажи

Закиров Ш.Р. обратился в суд с иском к Спиридонову Е.А., в котором просит расторгнуть предварительный договор купли-продажи автомобиля от 17 сентября 2016 года заключенный между истцом и ответчиком.В обоснование своих требований указывает, что меж...

Решение суда о взыскании неустойки, компенсации морального вреда

Лавров В.Н. обратился в суд с иском к САО «ЭРГО», в котором просит взыскать неустойку в размере 286139 рублей 48 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 50% присужденной судом суммы, расходы на оплату услуг пре...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru