Решение суда о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора № 2а-1827/2017 ~ М-1675/2017

Дело № 2а-1827/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург                                                                                         07 июля 2017 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.

при секретаре Шултуковой Ю.М.,

с участием представителя административного истца Бурцевой И.А.,

представителя административного ответчика УФССП России по Оренбургской области судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации МО Новосергиевского района Оренбургской области к УФССП России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Новосергиевского района Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Оренбургской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявленных административных исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А было возбуждено исполнительное производство №№ в рамках исполнения решения Новосергиевского районного суда Оренбургской области, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, предмет исполнения: обязать администрацию вне очереди предоставить Долгуша (Садовая) А.П. по договору найма специализированное благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств Оренбургской области РФ. В виду того, что решение суда не исполнено, ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Однако решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области не был установлен его конкретный срок исполнения. ДД.ММ.ГГГГ года было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение готовых квартир в <адрес> Новосергиевского района Оренбургской области для обеспечения детей-сирот с последующим предоставлением в соцнайм. ДД.ММ.ГГГГ года состоялось рассмотрение единственной заявки на участие в электронном аукционе, протокол проведения аукциона размещен ДД.ММ.ГГГГ года следовательно контракт может быть заключен только после ДД.ММ.ГГГГ года.

Истец считает, что вина администрации в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, так как были проявлены должная степень заботливости и осмотрительности для исполнения судебного решения. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов на соответствующий финансовый год для осуществления передаваемых государственных полномочий Оренбургской области, исчисляется, помимо прочего, с учетом такого показателя, как расчетная численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании в очередном финансовом году.

                            Истец считает, что имеются объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также, что виновное противоправное бездействие должника отсутствует, в связи с чем возможно освободить от взыскания исполнительского сбора.

                            Просит постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ года отменить, освободить от взыскания исполнительского сбора.

На основании определения суда о подготовке дела к судебному заседанию от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А..

Представитель административного истца Бурцева И.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А, действующая на основании доверенности, представляющая свои интересы и интересы УФССП России по Оренбургской области возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила в административном иске отказать. Представленные административным истцом сведения не могут является доказательствами о признании оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене.

Заинтересованное лицо Долгуша (Садовая) А.П. в судебное заседание не явилась, о дне и месте рассмотрения дела извещена по последнему известному адресу.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе.

Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается то место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно, положения ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусматривают, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. Осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин подтверждает свое волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации и принимает на себя обязанность получения судебных извещений по этому адресу.

Частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

          Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

           Исходя из изложенного, с учетом того, что ответчик, извещаемый о времени и месте рассмотрения дела по последнему известному месту жительства, каких-либо мер для получения почтовой корреспонденции не предпринимала, учитывая, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, затягивать судебное разбирательство, суд находит, что заинтересованное лицо Долгуша (Садовая) А.П. извещена надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит поданное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

       В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

            Таким образом, для удовлетворения требований административного истца требуется наличие совокупности двух условий, а именно, незаконность принятого постановления, допущение незаконного бездействия и нарушение прав административного истца этим бездействием и постановлением.

В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Новосергиевским районным судом Оренбургской области судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А ДД.ММ.ГГГГ года было возбуждено исполнительное производство №№, предмет исполнения: обязать администрацию вне очереди предоставить Долгуша (Садовая) А.П. по договору найма специализированное благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств Оренбургской области РФ.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Исполнительный лист, предъявленный на исполнение в ОСП Промышленного района г. Оренбурга соответствует требованиям, предъявляемым ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: в нём указаны наименование и адрес органа, выдавшего документ, фамилия и инициалы должностного лица, наименование материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и его номер, указана дата принятия акта, дата вступления в законную силу акта, сведения о должнике и взыскателе.

К исполнительному листу приложено заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства. Оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренных ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», не имелось.

По общему правилу, установленному ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.            В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ года установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения в этот срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор. Факт получения истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства им не оспаривался.

Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству с администрации был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб..

В обоснование заявленных требований об оспаривании данного постановления административным истцом указано на отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда, поскольку им принимались все меры для надлежащего его исполнения.

Данные доводы для признания постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и подлежащим отмене, суд находит несостоятельными.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление является законным, основанным на нормах действующего права, поскольку требования судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А., в срок, указанный в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ года должником не были исполнены, за предоставлением отсрочки или рассрочки судебного акта должник не обращался.

Доказательств совершения судебным приставом-исполнителем неправомерных действий по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора административным истцом не представлено. Незаконность действий (бездействия) или постановления судебного пристава-исполнителя при принудительном исполнении требований исполнительного документа не установлена. Осуществляя данные исполнительные действия, направленные на принудительное исполнение исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» и в пределах своих полномочий.

Таким образом, принятое судебным приставом-исполнителем оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, не нарушило прав и свобод заявителя, не создало препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом изложенного, а также отсутствия совокупности двух условий, а именно, незаконности принятого постановления, допущение незаконного действия (бездействия) судебным приставом-исполнителем и нарушение прав административного истца этим действием и постановлением, оснований для удовлетворения требований о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ года и его отмене не установлено, в связи с чем, в этой части исковых требований надлежит отказать.

Кроме того, установленный ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" 10-ти дневный срок обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ года, копия которого получена истцом ДД.ММ.ГГГГ года, пропущен.

Административный истец в иске не просил восстановить срок на обжалование данного постановления судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, срок на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ года пропущен, что в силу ст. 180 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Вместе с тем, судом установлены обстоятельства, освобождающие административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела на момент вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ года администрация муниципального образования не располагала свободными жилыми помещениями, которые бы отвечали по площади и качеству требованиям, установленным ст. 2 и ст. 19.1 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области». Доказательств обратному суду не представлено.

Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг да обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимые для проведения конкурсных процедур в целях исполнения решения суда по приобретению жилого помещения, превышают пятидневный срок, установленный приставом для добровольного исполнения обязательства.

С учетом п.6 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 года № 1015-п (в редакции от 12.11.2014 года), формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства муниципального жилья или приобретение жилья в муниципальную собственность.

После оформления жилого помещения в муниципальную собственность принимается решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, предназначенный для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с п.11 Правил.

    Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.

В рамках исполнения решения суда административным истцом ДД.ММ.ГГГГ года было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение готовых квартир в п. Новосергиевка Новосергиевского района Оренбургской области для обеспечения детей-сирот с последующим предоставлением в соцнайм. ДД.ММ.ГГГГ года состоялось рассмотрение единственной заявки на участие в электронном аукционе, протокол проведения аукциона размещен ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, контракт может быть заключен только после ДД.ММ.ГГГГ года.

Материалы дела свидетельствуют о том, что административным истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения о возложении обязанности предоставить Долгуша (Садовая) А.П. жилое помещение, эти меры при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты должником в полном объеме.

Согласно ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

    Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

            Таким образом, принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия) должника в неисполнении судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ года в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Согласно позиции, отраженной в постановлении Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015 года « о применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на ? часть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 закона об исполнительном производстве, либо освободить от его взыскания, в том числе и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.

Оценив представленные доказательства, суд, а также те обстоятельства, что администрацией МО Новосергиевского района Оренбургской области принимались меры для исполнения судебного акта в установленный для добровольного исполнения срок, однако исполнить решение не имела возможности по причинам от него не зависящим, суд считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку установлены обстоятельства, которые в силу закона влекут за собой возможность освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

    в удовлетворении административных исковых требований Администрации МО Новосергиевского района Оренбургской области к УФССП России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ года отказать.

Освободить администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой Айслу Акжигитовной от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству №№, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ года.

    Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья                                                                             Т.С. Бахтиярова

        Мотивированный текст решения суда изготовлен 12 июля 2017 года

Судья                                                                             Т.С. Бахтиярова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Администрация города Бузулука Оренбургской области обратилась в суд с иском к УФССП России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №-ИП от дд.мм.гггг.В своем ...

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Администрация МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области обратилась в суд с иском к УФССП России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству В своем иск...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru