Решение суда о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению № 2а-5122/2017 ~ М-5183/2017

Дело № 2а-5122/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2017 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г. Казани обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах по адресам: <данные изъяты>

<данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Казани проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации. В ходе данной проверки выявлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц в сети «Интернет» по вышеуказанным сетевым адресам информации о продаже дистанционным способом лекарственных средств: феназепама, алпразолама, клоназепама, реланиума, валиума, ксанакса, релиума, сибазона, седуксена, фенибута, бензонала, грандаксина, мезапама, лоразепама, тазепама, имована, ивадала, рогипнола, реладорма, клофелина, дормикума, сомнола, санвала, хлороформа, галотана, циклодола, димедрола, пипольфена, налбуфина, трамала, трамадола, коделака, нурофена, терпинкода, сиднокарба, залдиара, азалептина, рисполепта, галоперидола, Аминазина, Тизерцина, Лепонекса, Меллерила, Труксала, Неулептила, Клопиксола, Сероквеля, Этаперазина, Трифтазина, Флуанксола, Оланзапина, Зипразидона (зелдокса), Модитен Пипотиазин Мажептил Эглонил Амисульпирид, паксила, ремерона, амитриптилина, аминазина, флуоксетина, симбалта, прозака, циталопрама, феварина, золофта, анафринила, циклодола, эфедрина, арсана, теофедрина, тропикамида, редуксина, линдакса, тестостерона, виагры, кленодина, андрогеля, левитры, сиалиса, риталина, ноотропила, фезама, стугерона, семакса, баклофена, модафинила, и иных лекарственных средств. Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 183н от 22 апреля 2014 года, алпрозалм, галазепам, клонозепам, эфедрин, элениум входят в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету. Такие лекарственные препараты, как эфедрин, псевдоэфедрин, подлежат отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках установленной формы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 562н от 17 мая 2012 года. Распространение информации о продаже лекарственных средств дистанционным способом посредством сети «Интернет» без необходимости предоставления покупателем рецепта от врача и без получения соответствующей лицензии продавцом является недопустимым, нарушает запреты, установленные действующим законодательством, представляет угрозу здоровью граждан.

    В судебном заседании представитель административного истца – прокурора г. Казани административные исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по РТ, привлеченного к участию в деле судом, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 24, 26-28).

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

    В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

    Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Согласно ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» предусмотрено, запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

    Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 183н от 22 апреля 2014 года утвержден Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету. Предметно-количественному учету подлежат перечисленные в настоящем перечне лекарственные средства для медицинского применения независимо от их торгового наименования.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В силу ст. 53 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами;

2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств;

3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям;

4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;

5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;

6) медицинским организациям, ветеринарным организациям;

7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 и ч. 5 ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере внутренних дел.

Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 562н от 17 мая 2012 года утвержден Порядок отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические вещества.

Согласно п. 4 Порядка, отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие:

б) эфедрина гидрохлорид в количестве до 100 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);

в) псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве, не превышающем 30 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы);

г) псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве, не превышающем 30 мг, в сочетании с декстрометорфаном гидробромидом в количестве, превышающем 10 мг, и до 30 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы).

Материалами дела установлено, что помощником прокурора г. Казани ФИО2 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации, о чем 27 июля 2017 года подписан акт.

Согласно данному акту, проверка проведена в помещении прокуратуры г. Казани по адресу: г. Казань, ул. Чехова, д. 36, с использованием служебного компьютера, подключенного к сети «Интернет».

Проверка и поиск интернет-страниц осуществлялись с использованием программы браузера Opera. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», далее в окне поиска ключевых слов набраны сочетания «купить эфедрин арсан без рецепта», «седуксен, паксил».

В ходе проверки выявлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц информации о продаже дистанционным способом посредством сети «Интернет» лекарственных средств на интернет-страницах по адресам: <данные изъяты>.

Также установлено, что доступ к указанным интернет-страницам не ограничен, записей о данных интернет-страницах в Едином реестре запрещенной информации не имеется.

Установить лиц, осуществивших производство и распространение информации о незаконном способе доставки и продажи лекарственных препаратов посредством сети «Интернет», не представляется возможным.

Из отзыва Управления Роскомнадзора по РТ на административное исковое заявление следует, что интернет-страница <данные изъяты> недоступна, доступ на данную интернет-страницу на территории Российской Федерации ограничен, в «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» внесено доменное имя сайта с адресом *** на основании информации Министерства внутренних дел Российской Федерации (л.д. 28).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> информации о продаже дистанционным способом лекарственных средств нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг, в том числе несовершеннолетних.

    На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах по вышеуказанным адресам информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

    Вместе с тем, суд не находит оснований для признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>, так как данная интернет-страница в настоящее время заблокирована.

    Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах по адресам: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сайтов с адресами <данные изъяты> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению

Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице по адресу: , запрещенной к распростр...

Решение суда о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению

Прокурор Ново-Савиновского г. Казани обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах информацией, распространение которой на территории Российской Феде...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru