Решение суда об отказе в осуществлении государственной регистрации права и устранении нарушения № 2а-4976/2017 ~ М-4586/2017

Дело № 2а-4976/17г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2017 года г.Казань

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Волковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Фатиховой Г.Р. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору Садыковой А.Р. о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации права и устранении нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Фатихова Г.Р. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление Росреестра по РТ, административный ответчик) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №; обязании согласно Закона № 93-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в упрощённом порядке осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества – 2-х этажный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указано, что Управлением Росреестра по РТ административному истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом двухэтажный с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, документы на которую были представлены ДД.ММ.ГГГГ №. Административный истец считает данный отказ незаконным, так как ей на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, согласно постановлению главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было получено разрешение строительства индивидуального жилого дома на участке № ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса». После получения свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, Фатихова Г.Р. в 2013 начала строительство индивидуального жилого дома, которое завершила ДД.ММ.ГГГГ, дом был поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №. По своей планировке дом построен как индивидуальный одноквартирный жилой дом для безвозмездного её проживания и братьев. Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие законность строительства жилого дома, а именно разрешение на его строительство. Данный отказ Фатихова Г.Р. считает незаконным, так как с заявлением о государственной регистрации права собственности она обратилась в упрощенном порядке, жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв. м., является объектом индивидуального жилищного строительства и в установленном порядке ФГБУ ФКП Росреестра по РТ осуществлен государственный кадастровый учет данного объекта.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена государственный регистратор Садыкова А.И.

В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Татарстан и административный соответчик – государственный регистратор – Садыкова А.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Муниципального казённого учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в судебное заседание не явился, извещён.

Суд, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу со 02.01.2017, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, приём заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Материалами дела установлено, что Фатиховой Г.Р. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>

Постановлением Главы администрации Советского района г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ предыдущему собственнику указанного земельного участка – Фаттирахмановой Л.Р. было разрешено строительство индивидуального живого дома на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д. 32).

На указанном земельном участке, согласно кадастрового паспорта дома, в 2014 г. был возведён двухэтажный деревянный жилой дом имеющий наименование объект индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ дом поставлен на кадастровый учёт с присвоением дому кадастрового номера № (л.д. 30)

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства) с кадастровым номером №, инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению Управления Росреестра о РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственная регистрация приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав. В ходе проведения проверки действительности поданным заявителем документов установлено, что по сведениям Единого государственного реестра прав общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. Визуальный осмотр дома с выездом на место специалистами Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, а также фотофиксация позволяют идентифицировать его как дом с признаками многоквартирного жилого дома. Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого <адрес> не выдавалось. Согласно поступившему ответу из Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом расположен на земельном участке с разрешённым использованием – индивидуальное жилищное строительство.

С целью получения дополнительной информации государственным регистратором были направлены запросы в Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани о том, выдавалось ли разрешение на строительство жилого дома.

Согласно ответу Управления градостроительных разрешений ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ №, ИК МО г. Казани разрешение на строительство жилого <адрес>, не выдавалось.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РТ административному истцу было отказано в государственной регистрации права собственности в отношении двухэтажного жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 78, 79).

В материалы дела лицами, участвующими в деле представлены два уведомления Управления Росреестра по РТ об отказе в государственной регистрации права собственности за одним номером - № от ДД.ММ.ГГГГ, но от разных дат вынесения, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из заявления представителя Управления Росреестра по РТ, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, решение об отказе в государственной регистрации права собственности № принято ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным, суд считает, что при указании даты уведомления Управления Росреестра по РТ об отказе в государственной регистрации права собственности имеет место техническая ошибка, верной датой такого уведомления является ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что отказ Управления Росреестра по РТ в государственной регистрации права собственности мотивирован тем, что причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права собственности и явившиеся причиной приостановления государственной регистрации на момент принятия решения не устранены. ИК МО г. Казани разрешение на строительство вышеуказанного объекта недвижимости не выдавалось, в связи с чем, невозможно однозначно идентифицировать объект права и внести соответствующие изменения в запись Единого государственного реестра прав.

Оценив в совокупности обстоятельства дела, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Положениями статей 21-24.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу со ДД.ММ.ГГГГ, регламентируются требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьями 26 и 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу со ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации и дальнейшего отказа в государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В силу вышеприведенных норм закона, сделанные государственным регистратором по результатам проведения проверки действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти представленных на государственную регистрацию документов выводы должны основываться на полной, всесторонней и объективной оценке имеющихся сведений.

Отказывая в осуществлении государственной регистрации, государственный регистратор Садыкова А.И. исходила из того, что заявленный объект недвижимости идентифицируется как дом с признаками многоквартирного жилого дома, строительство которого осуществляется на основании разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома.

К такому выводу государственный регистратор пришла на основании визуального осмотра дома с выездом на место и ответа органа местного самоуправления об отсутствии информации о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома и ввода его в эксплуатацию.

Между тем, согласно части 7 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства.

Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом Российской Федерации не определено. При этом признаки многоквартирного дома содержатся в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47. Данное Постановление в целом регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, одновременно устанавливая признаки многоквартирного дома как такового, а именно, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Между тем, из технического паспорта РГУП БТИ от 15.01.2015 не усматривается, что <адрес> не предназначен для проживания одной семьи. Данный дом состоит из двух надземных этажей, имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м, в том числе жилую – <данные изъяты> кв. м., на 1 этаже имеется две жилых комнаты, кухня, ванная, санузел, на втором этаже (мансарда) – четыре жилых комнаты, дом располагается на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером №, имеющем разрешенный вид использования – индивидуальное жилищное строительство (л.д. 73).

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административными ответчиками суду не представлено каких-либо допустимых доказательств того, что <адрес> не обладает признаками индивидуального жилого дома.

Учитывая изложенное, суд считает необоснованным вывод государственного регистратора о том, что <адрес> идентифицируется как дом с признаками многоквартирного жилого дома, строительство которого осуществляется на основании разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома.

Следовательно, оспариваемое решение Управления Росреестра по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости является незаконным.

Поскольку вопрос о проведении государственной регистрации подлежит разрешению в порядке, установленном специальным законодательством, суд считает, что требование о возложении обязанности зарегистрировать за Фатиховой Г.Р. право собственности на объект недвижимости без учета проведения требуемых процедур по ранее поданным документам удовлетворению не подлежит. В данном случае у суда отсутствует возможность проверить все обстоятельства для осуществления регистрации права, поэтому прямое указание на обязанность принятия положительного для административного истца решения может привести к нарушению положений специального закона.

Для восстановления и защиты нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на орган регистрации обязанность повторно рассмотреть заявление Фатиховой Г.Р. от 18.03.2017 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

    Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

    Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Фатиховой Г.Р. удовлетворить частично.

Признать решение Управления Росреестра по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой <адрес> незаконным.

Обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан повторно рассмотреть заявление Фатиховой Г.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – двухэтажный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требований Фатиховой Г.Р. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору Садыковой А.Р. о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости в упрощённом порядке, согласно Закона № 93-ФЗ от 30..06.2006, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Галяутдинова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о расторжении договора купли-продажи транспортного средства и взыскании денежных средств

Акмаров И.М. (далее по делу - истец) обратился в суд с иском к Романову С.Д. (далее по делу – ответчик) о расторжении договора купли-продажи транспортного средства и взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указал, что 28.06.20...

Решение суда о взыскании неустойки за просрочку сдачи объекта долевого строительства, компенсации морального вреда, штрафа

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о взыскании неустойки за нарушение сроков передачи объекта долевого строительства, компенсации морального вреда, штрафа, в обоснование иска указав, что дд.мм.гггг между истцами Лыга Т.Я., Лыга В.П. и отве...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru