Решение суда о признании права на пенсию за выслугу лет № 2-2019/2017 ~ М-2148/2017

Дело №2-2019/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

при секретаре Шнейдер Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 28 июля 2017 года

гражданское дело по иску Лапухина ВП к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на пенсию за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ года истец Лапухин В.П. предъявил в суд настоящий иск, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года он замещал государственную должность Омской области – *****, от которой освобожден распоряжением губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в связи с удовлетворением его заявления об отставке.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, предоставив все необходимые документы, предусмотренные пунктом 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного указом губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение о пенсии за выслугу лет).

Однако распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р ответчик отказал ему в установлении и выплате пенсии за выслугу лет, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Омской области от 22.12.2004 года №601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (далее – Кодекс о государственных должностях Омской области) право на спорную пенсию в связи с прекращением полномочий имеют лица, замещающие государственные должности Омской области на профессиональной постоянной основе, получающие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета и достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, или утратившие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Омской области.

Он не согласен с данным решением ответчика.

Полагает, что, и на день возникновения у него права на спорную пенсию (ДД.ММ.ГГГГ), и на день обращения к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) действовала предыдущая редакция пункта 1 статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, согласно которой лица, замещавшие государственные должности Омской области, получавшие денежное вознаграждение за счет областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслугу лет, если освобождение от замещаемой государственной должности Омской области имело место не ранее ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 50 настоящего Кодекса.

В данной редакции минимальный стаж для установления и выплате пенсии за выслугу лет составлял один год (пункт 3 статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области).

Пенсия за выслугу лет устанавливается со дня обращения заявителя за установлением пенсии за выслугу лет в учреждение, но не ранее дня назначения пенсии в соответствии с федеральным законом и дня, следующего за днем освобождения заявителя от государственной должности субъектов Российской Федерации (пункт 14 Положения о пенсии за выслугу лет).

На день увольнения он (истец) достиг пенсионного возраста, его стаж замещения государственной должности Омской области составляет 4 года 10 месяцев 16 дней, то есть соответствует всем перечисленным условиям, в связи с чем, у него возникло право на спорную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Действия отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области, в том числе статьи 19, были приостановлены Законом Омской области от 08.12.2016 года №1929-ОЗ, который вступил в силу с 01.01.2017 года и действовал до 04.05.2017 года, когда вступил в силу Закон Омской области от 24.04.2017 года №1966-ОЗ «О введение в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области».

Между тем, положения Закона Омской области от 08.12.2016 года №1929-ОЗ полностью повторяют положения Закона Омской области от 23.03.2016 года №1865-ОЗ.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2016 года №50-АПГ16-29 отменено решение Омского областного суда от 25.08.2016 года в части, которой признаны противоречащими федеральному закону и недействующими, в том числе, статья 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, и принято новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований, а в части признания недействующими с момента вступления решения в законную силу статьи 1 Закона Омской области от 23.03.2016 года №1865-ОЗ и абзаца третьего статьи 16 Закона Омской области от 30.12.2015 года №1839 «Об областном бюджете на 2016 год» - решение изменено, приведенные нормы признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия, так как нарушают принципы правовой определенности, справедливости, стабильного правового статуса, равенства прав граждан, вытекающих из части 1 статьи 1, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19, части 1 статьи 45 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Согласно же правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться. Законодатель же Омской области, принимая решение о приостановлении законом области в части предоставления социальных выплат, соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки, вопреки приведенным положениям не предусмотрел.

По правилам части 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ранее часть 4 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Таким образом, Законодательное Собрание Омской области в нарушение федерального законодательства приняло повторный акт, которым предпринята попытка преодолеть решение Омского областного суда от 25.08.2016 года и определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2016 года №50-АПГ16-29.

Он подал в Омский областной суд административное исковое заявление к Законодательному Собранию Омской области о признании недействующим Закона Омской области от 08.12.2016 ода №1929-ОЗ, но определением Омского областного суда от 15.06.2017 года в принятии данного иска ему отказали, поскольку нормативный правовой акт прекратил свое действие.

Кроме того, согласно абзацу второму пункта 6 Закона Омской области от 24.04.2017 года №1966-ОЗ с 30.12.2015 года по 04.05.2017 года (дата вступления в силу данного Закона) для установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области применяются положения, устанавливающие размеры пенсии за выслугу лет и периоды замещения указанных должностей, установленные статьей 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, без учета изменений, внесенных настоящим Законом.

Просит:

- признать незаконным распоряжение Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в установлении и выплате пенсии за выслугу лет В.П. Лапухину»;

- признать за Лапухиным В.П. право на установление и выплату пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Закона Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области»;

- обязать Министерство труда и социального развития Омской области установить Лапухину В.П. пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-7).

Ответчик Министерство труда и социального развития Омской области (далее – Минтруд) в своем отзыве считает исковые требования Лапухина В.П. необоснованными.

Так, в соответствии с пунктами «ж», «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации систем органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 года №446-ФЗ, вступившего в силу 30.12.2015 года) в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных федеральным законодательством.

По правилам пункта 2 статьи 3 Федерального закона №184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствии с федеральным законом в течение трех месяцев.

Федеральный закон от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных гражданских служащих. Условия же предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона №166-ФЗ).

Гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Омской области, в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно) предусмотрены статьей 19 Кодекса о государственных должностях Омской области.

Региональный законодатель привел положения статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области в соответствии с положениями статьи 2.1 Федерального закона №184-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области (в редакции Закона Омской области от 24.04.2017 года №1966-ОЗ) установлено, что лица, замещающие государственные должности Омской области на профессиональной основе, получающие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета и достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, или утратившие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Омской области, имеют право за выслугу лет в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи (в том числе отставка по собственному желанию).

Из смысла указанной правовой нормы следует, что условие «в период осуществления ими полномочий» относится как к лицам, потерявшим трудоспособность, так и к лицам, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в этот период.

Условия предоставления пенсии за выслугу лет данной категории лиц, определенные пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона №184-ФЗ и пунктом 1 статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, связаны с наличием в совокупности определенных юридических фактов: осуществление полномочий на постоянной основе, получение денежного вознаграждения за счет средств областного бюджета, прекращение полномочий по установленным основаниям, а также достижение пенсионного возраста (утрата трудоспособности) именно в период осуществления данных полномочий.

Однако истец достиг возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (60 лет) еще ДД.ММ.ГГГГ, а государственную должность Омской области – ***** замещал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден от замещаемой государственной должности Омской области в связи с удовлетворением письменного заявления об отставке.

То есть истец достиг пенсионного возраста не в период замещения государственной должности.

Поэтому, с учетом требований законодательства и в пределах предоставленных полномочий Минтруд принял в отношении истца оспариваемое распоряжение.

Данная позиция Минтруда о необходимости соблюдения для приобретения права на пенсию за выслугу лет условия достижения пенсионного возраста именно в период осуществления соответствующих полномочий, а не как в случае истца до начала осуществления таких полномочий, подтверждена официальным отзывом Правительства Российской Федерации и комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, не поддержавших рассмотренные проекты федерального закона о внесении изменений в пункт 4 статьи 2.1 Федерального закона №184-ФЗ, предусматривающих распространение пенсионных гарантий на лиц, достигших пенсионного возраста до начала периода осуществления полномочий, а также позицией Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (апелляционное определения от 29.03.2017 года №10-АПГ17-4) о признании абзацев первого и второго пункта 5 статьи 11 Закона Кировской области «О губернаторе Кировской области» недействующими в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к страховой пенсии имеют лица, замещавшие должность губернатора Кировской области и достигшие пенсионного возраста и не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий.

Довод истца о наличии у него права на пенсию за выслугу лет в связи с тем, что на день прекращения им полномочий ДД.ММ.ГГГГ года и на день его обращения с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет ДД.ММ.ГГГГ действовала предыдущая редакция пункта 1 статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области Минтруд также считает несостоятельным.

В соответствии с Законом Омской области от 08.12.2016 года №1929-ОЗ приостановлено действие, в том числе, статьи 10 Кодекса о государственных должностях Омской области с 01.01.2017 года.

Согласно статье 42 Закона Омской области от 21.11.2002 года №409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» действие нормативного правового акта Омской области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок, до наступления определенного события или на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ Законодательным Собранием Омской области принят Закон Омской области №1966-ОЗ, вступивший в силу 05.05.2017 года, которым признан утратившим силу Закон №1929-ОЗ (пункт 1 статьи 3), а положения статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области в новой редакции распространены на правоотношения, возникшие с 30.12.2015 года (пункт 6 статьи 3).

Таким образом, Закон Омской области №1929-ОЗ принят уполномоченным органом – Законодательным Собранием Омской области, в установленной форме, с соблюдением правил принятия, введения в действие и опубликования, и до признания его утратившим силу - до 05.05.2017 года – у Минтруда отсутствовали правовые основания для принятия решения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области.

Полагает ошибочными и ссылки истца на положения абзаца 2 пункта 6 статьи 3 Закона Омской области №1966-ОЗ, поскольку последняя относится к размеру пенсии за выслугу лет и периода замещения государственной должности Омской области, а не права на пенсию за выслугу лет. Следовательно, предыдущая редакция статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области не может быть применена при принятии решения о праве истца на пенсию за выслугу лет.

Не согласен Минтруд с выводами истца о том, что положения Закона Омской области №1929-ОЗ полностью повторяют положения Закона Омской области от 23.03.2016 года №1865-ОЗ, поскольку последний приостанавливал действие статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, касающейся установления и выплаты пенсии за выслугу лет, до 01.01.2017 года.

Решением Омского областного суда от 25.08.2016 года №3а-18/2016 статья 1 Закона Омской области №1865-ОЗ и статья 19 Кодекса о государственных должностях Омской области признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2016 года №50-АПГ16-29 обозначенное решение Омского областного суда в первой части изменено, статья 1 Закона Омской области №1865-ОЗ признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента принятия, то есть с 03.04.2016 года, а во второй – отменено с отказом прокурору в удовлетворении требований о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области.

Вместе с тем, Закон Омской области №1929-ОЗ приостановил действие отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области абсолютно за другой период - с 01.01.2017 года.

По тем же основаниям ответчик считает неправильным и ссылки истца на положения части 4 статьи 253 ГПК РФ и часть 3 статьи 216 КАС РФ.

Согласно пункту 11 Положения о пенсии за выслугу лет Минтруд в течение 30 календарных дней со дня получения документов и заявления рассматривает их и принимает решение в форме распоряжения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет или об отказе в ее установлении и выплате.

Обращение истца за установлением пенсии за выслугу лет последовало 27.04.2017 года. Вместе с тем, в период действия Закона Омской области №1929-ОЗ и до вступления в силу Закона Омской области №1966-ОЗ – до 05.05.2017 года у Минтруда отсутствовали правовые основания для принятия соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 12 Положения о пенсии за выслугу лет одним из оснований для отказа в установлении и выплате пенсии за выслугу лет является отсутствие у заявителя права на пенсию за выслугу лет.

В связи с тем, что у истца не соблюдены условия предоставления пенсионных гарантий, предусмотренных статьей 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, решение Минтруда об отказе в установлении и выплате пенсии за выслугу лет истцу (распоряжение от 26.05.2017 года №219-р) является законным и обоснованным.

Просит отказать в удовлетворении иска полностью (л.д.58-63).

С учетом отзыва ответчика истец дополнил свои доводы.

Полагает, что ответчик неправильно применил толкование ряда положений нормативных правовых актов, так как исходя из буквального содержания пункта 4 статьи 2.1 Федерального закона №184-ФЗ и статьи 19 Кодекса Омской области следует, что условие «в период осуществления ими полномочий» относится к лицам, потерявшим трудоспособность в этот период, и не относится к лицам, достигшим пенсионного возраста.

Иное толкование данной правовой нормы приведет к нарушению конституционно-правовых гарантий истца, установленных статьями 2, 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, а также равенстве прав и свобод человека независимо от различных обстоятельств.

Так, например, гражданин, назначенный на государственную должность в 59 лет и 11 месяцев, и гражданин, назначенный на аналогичную должность в 60 лет и один день (то есть достигший пенсионного возраста), оказываются в неравном правовом положении, что является недопустимым и подтверждено приведенным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2016 года №50-АПГ16-29.

Он (истец) соответствует всем условиям, предусмотренным Федеральным законом №184-ФЗ и Кодексу о государственных должностях Омской области, поэтому, у него возникло право на пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в размере 65 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Омской области (л.д.92-98).

Истец Лапухин В.П. в судебное заседание не явился, был извещен (л.д.87, 88, 90).

Представляющий интересы истца по доверенности Лучинин А.А. (л.д.8) поддержали доводы и требования иска.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явились, были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д79, 89, 91).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:

Федеральным законом от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) установлено:

- пункт 4 статьи 2.1 (введен Федеральным законом от 30.12.2015 года №446-ФЗ) - в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации...;

- абзац второй пункта 1 статьи 3 - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон;

- пункт 2 статьи 3 - субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

По состоянию на 19.04.2017 года статья 19 Закона Омской области от 22.12.2004 года №601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (далее – Кодекс о государственных должностях Омской области) имела следующее содержание:

- пункт 1 - лица, замещавшие государственные должности Омской области, получавшие денежное вознаграждение за счет областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслугу лет, если освобождение от замещаемой государственной должности Омской области имело место не ранее 06.08.1996 года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 50 настоящего Кодекса.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом;

- подпункт 1 пункта 2 - право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей возникает, если прекращение исполнения полномочий произошло по одному из следующих оснований: отставка по собственному желанию…;

- подпункт 2 пункта 3 - пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, и пенсии за выслугу лет составляла: при замещении государственной должности Омской области сроком три года и более - 75 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Омской области…

При установлении пенсии за выслугу лет месячное денежное вознаграждение по соответствующей государственной должности Омской области определяется с учетом районного коэффициента…

Законом Омской области от 23.03.2016 года №1865-ОЗ «О приостановлении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (далее – Закон Омской области №1865-ОЗ) действие статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области приостановлено до 01.01.2017 года (статья 1).

Законом Омской области от 08.12.2016 года №1929-ОЗ «О приостановлении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (далее – Закон Омской области №1929-ОЗ) приостановлено действие статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области (статья 1); Закон вступил в силу с 01.01.2017 года (статья 2).

При этом Верховный Суд Российской Федерации апелляционным определением от 29.12.2016 года №50-АПГ16-29 отменил решение Омского областного суда от 25.08.2016 года в части, которой признаны противоречащими федеральному закону и недействующими, в том числе, статья 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, и принято новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований, поскольку данные положения не выходят за пределы компетенции законодателя субъекта Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат и не нарушают баланса публичных и частных интересов.

В части признания недействующими с момента вступления решения в законную силу статьи 1 Закона Омской области от 23.03.2016 года №1865-ОЗ и абзаца третьего статьи 16 Закона Омской области от 30.12.2015 года №1839 «Об областном бюджете на 2016 год» Верховный Суд Российской Федерации данное решение Омского областного суда изменил, приведенные нормы признаны противоречащими федеральному законодательству и в целях восстановления нарушенных прав граждан - недействующими с момента их принятия, так как нарушают принципы правовой определенности, справедливости, стабильного правового статуса, равенства прав граждан, вытекающих из части 1 статьи 1, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19, части 1 статьи 45 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Согласно же правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться. Законодатель же Омской области, принимая решение о приостановлении законом области в части предоставления социальных выплат, соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки, вопреки приведенным положениям не предусмотрел (л.д.98-111).

Законом Омской области от 24.04.2017 года №1966-ОЗ «О введении в действие и изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (далее – Закон Омской области №1966-ОЗ), вступившим в силу с 05.05.2017 года, статья 19 Кодекса о государственных должностях Омской области изложена в следующей редакции (пункт 5 статьи 2), в том числе:

- пункт 1 - лица, замещающие государственные должности Омской области на профессиональной постоянной основе, получающие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета и достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, или утратившие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности <адрес>, имеют право на пенсию за выслугу лет в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

Пенсия за выслугу лет указанным лицам устанавливается к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством...;

- подпункт 1 пункта 2 - право на пенсию за выслугу лет у лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возникает, если прекращение исполнения полномочий произошло по одному из следующих оснований: отставка по собственному желанию…

Кроме того, статьей 3 обозначенного Закона Омской области №1966-ОЗ установлено:

- пункт 1 - признать утратившим силу Закон Омской области от 08.12.2016 года №1929-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области»;

- пункт 2 - настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования…;

- пункт 6 – положения статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области (в редакции настоящего Закона) распространяются на правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, замещающих государственные должности Омской области, в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), возникшие с 30.12.2015 года, за исключением положений, предусматривающих размеры пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области, и периоды замещения указанных должностей…, вступающих в силу со дня вступления в силу настоящего Закона.

С 30.12.2015 года до дня вступления в силу настоящего Закона для установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области, применяются размеры пенсии за выслугу лет и периоды замещения указанных должностей, установленные статьей 19 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, без учета изменений, внесенных настоящим Законом…;

- пункт 8 - за лицами, замещавшими государственные должности Омской области, получавшими денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьями.. 19 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области и прекратившими исполнение полномочий (в том числе досрочно) не позднее 29.12.2015 года, в отношении которых решение о назначении пенсии за выслугу лет принято в соответствии с законодательством, сохраняется право на пенсию за выслугу лет без учета изменений, внесенных настоящим Законом…

Истец Лапухин ВП родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17).

С ДД.ММ.ГГГГ, то есть при достижении истцом возраста 60 лет, последнему назначена страховая пенсия по старости согласно Федеральному закону от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пожизненно на основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.18-19).

С ДД.ММ.ГГГГ истец замещал государственную должность Омской области – ***** (л.д.12, 20-45).

Распоряжением губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р ***** области Лапухин В.П. освобожден от замещаемой государственной должности Омской области ДД.ММ.ГГГГ в связи с удовлетворением его письменного заявления об отставке (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Лапухин В.П. обратился в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, предоставив документы, предусмотренные пунктом 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного указом губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13-45).

Споры в части предоставленных документов, замещения истцом государственной должности Омской области на профессиональной постоянной основе, стажа в данной должности 4 года 10 месяцев 16 дней, получения истцом в этот период денежного вознаграждения за счет средств областного бюджета не заявлены.

Распоряжением Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ №-р истцу Лапухину В.П. отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области право на пенсию за выслугу лет в связи с прекращением полномочий имеют лица, замещающие государственные должности Омской области на профессиональной постоянной основе, получающие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета и достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, или утратившие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Омской области (л.д.9, 10).

Спор между сторонами из-за порядка применения (толкования) приведенных положений федерального законодательства и законодательства Омской области.

Позиции (мнения) сторон подробно изложены в иске и отзыве.

Таким образом, на установление и выплату пенсии за выслугу лет имеют право граждане, замещающие государственные должности Омской области, на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных законом Омской области на день прекращения полномочий (освобождения, отставки).

На ДД.ММ.ГГГГ - день освобождения истца от замещаемой государственной должности Омской области - ***** области в связи с удовлетворением его письменного заявления об отставке стаж замещения истцом государственной должности соответствовал подпункту 3 пункта 3 статьи 19 Кодекса Омской области о государственных должностях Омской области в действовавшей редакции, что позволяло истцу обратиться за назначением и установлением спорной пенсии в размере согласно также подпункту 3 пункта 3 статьи 19 Кодекса Омской области о государственных должностях Омской области.

До назначения на обозначенную должность истец уже достиг пенсионного возраста (60 лет).

Отказывая в назначении истцу пенсии за выслугу лет и возражая против иска, ответчик, ссылаясь на буквальное содержание пункта 4 статьи 2.1 Федерального закона №184-ФЗ, полагает, что истец должен был достичь пенсионного возраста именно в период замещения государственной должности Омской области.

Истец, напротив, считает, что достижение им пенсионного возраста до назначения на государственную должность Омской области при соблюдении остальных обязательных условия, не исключает его право на назначение пенсии за выслугу лет.

Оценив в совокупности изложенное, суд полагает возможным согласиться именно с доводами истца, поскольку иное из положений действующего законодательства прямо не следует, недостижение пенсионного возраста (возраста, дающего право на страховую пенсию по старости) на день освобождения от замещаемой государственной должности Омской области в принципе исключает и право на назначение пенсии за выслугу лет согласно Кодексу о государственных должностях Омской области, а обратное толкование приведет к нарушению прав истца, которыми он обладал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению суда, не противоречит и содержанию пункта 4 статьи 2.1 Федерального закона №184-ФЗ.

Не могут быть приняты во внимание и ссылки ответчика на приостановление действия статьи 19 Кодекса о государственных должностях как минимум с 01.01.2017 года по 05.05.2017 года с учетом правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 29.12.2016 года №50-АПГ16-29 по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решение Омского областного суда от 25.08.2016 года.

Отсюда, при разрешении настоящего спора и для восстановления прав истца необходимо и достаточно признать за истцом право на установление и выплату пенсии за выслугу лет с 03.05.2017 года в размере и в соответствии со статей 19 Кодекса о государственных должностях Омской области (в редакции Закона Омской области от 08.12.2009 года №1216-ОЗ), что является основанием для выполнения ответчиком в дальнейшем соответствующих действий.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 320-321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать за Лапухиным ВП право на установление и выплату пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статей 19 Закона Омской области от 22 декабря 2004 года №601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (в редакции Закона Омской области от 08 декабря 2009 года №1216-ОЗ).

На решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме могут быть поданы апелляционные жалобы в Первомайский районный суд города Омска для рассмотрения Омским областным судом.

Решение вступило в законную силу 05.09.2017


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ:

Решение суда о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения

Евсикова О.С. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в КАО г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж. В обоснование иска указала, что дд.мм.гггг она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако в назначен...

Решение суда о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости

Штриккер С.Р. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что дд.мм.гггг. он обратился к ответчику с заявлением о ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru