Решение суда о возложении обязанности совершить действие № 2-4572/2017 ~ М-3644/2017

Дело № 2-4572/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.08.2017 года                                 г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Е.Б. Матвеенко, при секретаре Е.В.Трофимовой, с участием помощника прокурора ФИО4, представителя ответчика администрации г.ФИО3 Катухова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности совершить действие,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности совершить действие.

В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> по обращению Хабаровской региональной общественной организации Всероссийского общества слепых была проведена проверка об обеспечению прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры. По результатам проверки установлено, что пешеходный переход с <адрес> в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи <адрес> находится в густонаселенном жилищном массиве с большим количеством социально-значимых объектов, торговых точек, интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. Указанный пешеходный переход не оборудован светофором и представляет собой опасный участок дороги, не соответствующий условиям обеспечения безопасности участков дорожного движения. Таким образом, администрацией <адрес> не исполняются обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Просит со дня вступления решения в законную силу обязать администрацию <адрес> установить светофор, оборудовать звуковое дублирование световых сигналов светофора, расположенного на перекрестке: пешеходный переход с <адрес> в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи <адрес>.

Помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования и изложенные в нем доводы.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что вид пешеходного перехода (нерегулируемый) на пересечении <адрес> в районе <адрес>, соответствует требованиям действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих правила применения технических средств организации дорожного движения (светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки). Так, в соответствии с п. 6.25. СНиП № утвержденные Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, на магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200 - 300 м. Пешеходные переходы на данном участке дороги оборудованы в соответствии с требованиями СНиП. Нормативно-правовые акты предписывающие оборудование светофора на нерегулируемом пешеходном переходе в действующем законодательстве РФ отсутствуют. В удовлетворении исковых требований прокурору просил отказать.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения») обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно статье 13 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального - удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с п. 7.2 ФИО6 № «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», принятый Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, для обеспечения безопасности инвалидов с нарушением функций зрения в пределах участков и коммуникационных пространств при формировании систем предупреждающей сигнализации следует применять визуальные звуковые средства сигнализации: светофоры, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также звуковые и обязательные сигнальные устройства, дублирующие сигналы светофоров.

В соответствии с п. 7.1.2 ФИО6 № светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.

Согласно положениям ФИО6 № «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей» (раздел 1 «Область применения») данный стандарт распространяется на технические средства реабилитации слепых и слепоглухих людей и устанавливает параметры звуковых и осязательных сигналов, дублирующих сигналы светофора, предназначенного для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог и установленного на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слепоглухие пешеходы.

На основании статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пункт 6.6. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах дорожного движения» предусматривает, что для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Пункт 2.3. ГОСТа 34.401-90 «Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения» устанавливает, что по требованию потребителей разрешается изготавливать дорожные контроллеры всех типов с расширенными функциональными возможностями, обеспечивающими дополнительно звуковое сопровождение включения зеленых сигналов светофоров, разрешающих движение по пешеходному переходу (для ориентации слепых пешеходов).

Международный стандарт ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения» в пунктах 4.11. и 4.13. устанавливает, что транспортные светофоры типа 7 должны применяться для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Пешеходные светофоры типов 1 и 2 должны применяться для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог. На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

Указанный стандарт определяет группы и 10 типов дорожных светофоров, устанавливает условия их применения. ГОСТ № «Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры» выделяет классификацию светофоров, виды и расположение их сигналов. Устанавливает две группы светофоров по назначению: Т - транспортные и П - пешеходные. В каждой группе светофоры делятся на типы и исполнения в соответствии с приложением к стандарту.

Согласно п. 7.4.3 ФИО6 № «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к световой сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

В соответствии в пунктом 7.1.1. вышеуказанного ГОСТа группы, типы исполнения дорожных светофоров должны соответствовать ФИО6 № приложение Д. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров должно отвечать требованиям ФИО6 №.

В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на ДД.ММ.ГГГГ годы» основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).

Согласно статье 9 Устава городского округа «<адрес>» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к качеству услуг в сфере благоустройства» предусмотрены, в том числе вопросы местного значения городского округа в сфере благоустройства: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; организация благоустройства и озеленения территории городского округа; организация освещения улиц. Контроль за соответствием качества фактически предоставляемых услуг в области благоустройства требованиям осуществляется управлением дорог и внешнего благоустройства.

Из анализа вышеназванных норм действующего законодательства следует, что обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на орган местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес>, совместно с представителем государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВДД России по <адрес> была проведена проверка соблюдения норм и стандартов, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения, а также норм, регламентирующих права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры и беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, в результате которой установлено, что в нарушение ФИО6 № пешеходный переход с <адрес> в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи <адрес> не оборудован светофором. Вблизи указанного пешеходного перехода имеется регулируемый пешеходный переход со светофором без звукового сигнала, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В непосредственной близости пешеходного перехода, не оборудованного светофором, расположены социально значимые объекты, такие как остановки пассажирского транспорта, предприятия здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, розничной торговлей, общественным питанием, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальная контора, сберегательные кассы, банки), которые могут посещать маломобильные группы населения, в том числе инвалиды по зрению.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком не представлено.

Согласно информации Хабаровской местной организации «Всероссийского общества слепых», направленной в адрес прокурора ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> по пешеходному переходу с <адрес>, в районе <адрес> со стороны <адрес> и <адрес> регулярно передвигаются граждане, имеющие сложности со зрением. Указанный участок дороги представляет повышенную опасность, в связи с чем просит установить светофор на данном пешеходном переходе со средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами.

В ходе судебного разбирательства наличие выявленных недостатков представителем ответчика опровергнуто не было.

В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей <адрес>, в том числе граждан, имеющих нарушение зрения на безопасные условия дорожного движения.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В соответствии со ст. 2 и ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Неисполнение ответчиком возложенных на него обязанностей создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции Российской Федерации, провоцирует ситуации, при которых подвергается угрозе гарантированное инвалидам ст. 20 Конституции Российской Федерации право на жизнь, а также ведет к нарушению требований законодательства о социальной защите инвалидов, нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Довод представителя ответчика о том, что вблизи пешеходного перехода с <адрес> в районе здания «Дальэнергомаш» на регулируемом пешеходном переходе имеется светофорный объект, где могли бы переходить проезжую часть граждане с нарушением функции зрения, не является основанием для отказа прокурору в удовлетворении требований, поскольку необходимость установки на указанном прокурором пешеходном переходе светофора с оборудованием средств, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, обусловлена расположением вблизи этого перехода объектов социальной инфраструктуры, законного права на беспрепятственный доступ к которым инвалиды не могут быть лишены.

Более того, слепые и слабовидящие граждане вправе свободно передвигаться по любым пешеходным переходам и посещать любые места, а не только те объекты социальной инфраструктуры, которые связаны с их обслуживанием.

Вместе с тем суд принимает во внимание, что критерием для устройства пешеходного перехода светофором является достаточно высокая и устойчивая интенсивность пешеходных потоков, то есть массовая потребность пешеходов в пересечении дороги в конкретном месте.

Согласно Правил дорожного движения Российской Федерации, водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода. При этом понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка.

Таким образом, нерегулируемый пешеходный переход, не оснащенный объектами светофорного регулирования - это переход, движение на котором не регулируется ни светофором, ни регулировщиком, что влечет за собой реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе маломобильных граждан в результате дорожно-транспортных происшествий и свидетельствует об опасном участке дороги.

Из положений Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 15) и «О безопасности дорожного движения» (ст. 12) следует вывод о том, что средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световые сигналы, должны быть оборудованы все светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации. ФИО6 № и Правила дорожного движения РФ не могут устанавливать иные правила, чем установлены законом, в связи с чем положения п. 7.4.3 ГОСТ и п. 6.6 Правил должны применяться во взаимосвязи с положениями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и не могут рассматриваться как свидетельствующие о необходимости оборудования звуковыми сигналами только тех светофоров, которые установлены на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы.

Поскольку со стороны ответчика имеется нарушение требований федерального законодательства об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения, заявленные прокурором требования, являются обоснованными.

Отсутствие на указанном нерегулируемом пешеходном переходе светофора со средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, влечет за собой нарушение требований безопасности дорожного движения и создает угрозу для жизни и здоровья пешеходов, в том числе имеющих нарушение зрения, не обеспечивает безопасность дорожного движения, и может повлечь дорожно-транспортные происшествия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, следовательно, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан осуществить оборудование светофорного объекта, равного 6 месяцам с момента вступления решения суда в законную силу. Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает.

В случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, представив соответствующие доказательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на пешеходном переходе, расположенном с улиц Ленина на Ленинградскую в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи <адрес> светофор с оборудованием дублирования светового сигнала звуковыми сигналами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 05.09.2017 г.

Мотивированное решение составлено 05.09.2017 г.

Судья: Е.Б. Матвеенко


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании неустойки, судебных расходы

ФИО1 обратился в суд с иском к АО «РСК «Стерх» о взыскании неустойки, судебных расходов. В обоснование исковых требований указал, что дд.мм.гггг в районе в произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки » государственный н...

Решение суда о взыскании неустойки, судебных расходов

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «АльфаСтрахование» о взыскании неустойки, судебных расходов.В обоснование исковых требований указала, что дд.мм.гггг в по в произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «» государствен...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru