Решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству № 2а-3836/2017 ~ М-3730/2017

Дело № 2а-3836/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Гречановской О.В.,

при секретаре Тараненко Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

с участием представителя административного истца Собянина Н.Ю., представителя административного ответчика Рябова А.С.

04 сентября 2017 года

административное дело по административному исковому заявлению Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Гурьевского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд Центрального района г. Кемерово с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении размере исполнительского сбора по исполнительному производству от **.**.**** ###.

Требования мотивирует тем, что **.**.**** межрайонным отделом судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ### по исполнительному листу ### от **.**.****, выданному Гурьевским городским судом по делу ### об обязании администрации Гурьевского муниципального района предоставить ЛИЦО_1 по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13 кв.м., юридически и фактически свободное, расположенное на территории Гурьевского муниципального района Кемеровской области.

В указанном постановлении был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.

**.**.**** судебным приставом-исполнителем по особо важным производствам МОСП УФССП России по Кемеровской области было вынесено постановление о взыскании с администрации Гурьевского муниципального района исполнительского сбора в размере СУММА рублей.

Решение Гурьевского городского суда по делу ### не исполнено в установленный срок из-за недостаточного финансирования из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, в связи с чем истец считает, что вина администрации Гурьевского муниципального района в несвоевременном предоставлении жилых помещений отсутствует.

Истец просит уменьшить сумму исполнительского сбора по исполнительному производству от **.**.**** ### до СУММА рублей.

Представитель истца Собянина Н.Ю., действующая на основании доверенности от **.**.**** ###, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Суду пояснила, что в целях реализации Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией Гурьевского муниципального района на основании Закона Кемеровской области от 16.12.2013 г. № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» выделяются субвенции для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В 2017 г. были выделены субвенции на данную статью расходов в размере 23646 000 рублей, в том числе из федерального бюджета в сумме 13 125000 рублей (в том числе имеется кредиторская задолженность в размере 2 919000 рублей) и областного бюджета в размере 10 521000 рублей. В 2018 г. планируется выделение субвенций в том же размере. На данный момент проведены торги на заключение муниципальных контрактов на приобретение 12 квартир в ... путем участия в долевом строительстве. Ввод дома в эксплуатацию планируется в третьем квартале 2018 г. ЛИЦО_1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. заселяемых в указанный дом.

Лимиты денежных средств, выделенных в виде субвенций на данную статью расходов уже исчерпаны. В бюджете Гурьевского муниципального района денежные средства тоже отсутствуют.

Считает, что при наличии принятых со стороны Гурьевского муниципального района активных мер по предоставлению жилых помещений, вина в несвоевременном предоставлении жилых помещений отсутствует, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования об уменьшении суммы исполнительского сбора.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области Рябова А.С., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании возражала по поводу удовлетворения заявленных требований, предоставила суду в письменном виде возражения, которые были приобщены к материалам дела.

Выслушав участников процесса, изучив представленные письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).

Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа

Как установлено судом, 29.12.2016г. Гурьевским городским судом Кемеровской области вынесено решение по иску ЛИЦО_1. к администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которым удовлетворены требования истца (л.д. 7-9). Решение вступило в законную силу **.**.****.

**.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Ташлыкова Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ### на основании исполнительного листа ### от **.**.**** (л.д. 10). В постановлении установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Требования судебного пристава-исполнителя в установленный срок администрацией Гурьевского муниципального района Кемеровской области не исполнено.

**.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Ташлыкова Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области в размере СУММА рублей, в связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 11).

Администрация Гурьевского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

В соответствии с Уставом Гурьевского муниципального района администрация Гурьевского муниципального района является муниципальным казённым учреждением, действует от имени муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.

Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно Закону Кемеровской области от 14.11.2005 г № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций переданных из бюджета Кемеровской области для осуществления отдельных государственных полномочий.

Из анализа Закона Кемеровской области от 20.12.2016 г № 91-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» следует, что администрации Гурьевского муниципального района выделяются субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В целях реализации Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2017 г. были выделены субвенции на данную статью расходов в размере СУММА рублей, в том числе из федерального бюджета в сумме СУММА рублей (в том числе имеется кредиторская задолженность в размере СУММА рублей) и областного бюджета в размере СУММА рублей.

Как следует из представленной справки ### от **.**.**** Администрации Гурьевского муниципального района на 2017 г. доведены годовые лимиты бюджетных ассигнований. Бюджет Гурьевского муниципального района является высокодотационным, остатков денежных средств на лицевом счете не имеется, дефицит бюджета составляет СУММА тысяч рублей (л.д. 15).

Согласно представленному отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств ### по состоянию на **.**.**** (л.д. 12-14) при установленных предельных объемах финансирования в сумме СУММА рублей установлены лимиты бюджетных обязательств в размере СУММА рублей.

Как следует из справки начальника отдела по управлению жилищной сферой Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области от**.**.**** ### (л.д. 20) на территории Гурьевского муниципального района в настоящее время отсутствуют свободные жилые помещения для предоставления детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В целях исполнения судебного решения Администрацией Гурьевского муниципального района проведены торги и заключены муниципальные контракты на приобретение 20 квартир в ... путем участия в долевом строительстве. Данные квартиры уже распределены между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по ранее вынесенным судебным решениям об обязании предоставления жилых помещений администрацией Гурьевского муниципального района детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, в том числе в данный список лиц внесена ЛИЦО_1 Ввод дома в эксплуатацию планируется в третьем квартале 2018 г. Лимиты денежных средств, выделяемые в виде субвенций на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2017 год исчерпаны.

ЛИЦО_1 ознакомлена с предварительным списком лиц, подлежащих заселению в строящийся многоквартирный дом по адресу ... 2018 году и согласна с предоставлением жилого помещения в указанном доме.

**.**.**** главой Гурьевского муниципального района направлено обращение заместителю Губернатора Кемеровской области Пахомовой Е.А. с просьбой об увеличении объема финансирования на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16). Результаты рассмотрения указанного обращения до настоящего времени не известны.

Таким образом, Администрацией Гурьевского муниципального района принимаются необходимые меры для надлежащего исполнения принятого судебного решения.

Учитывая существо постановленного решения, исполнение которого предполагает предоставление гражданину жилого помещения, суд считает, что данное решение исполнить в установленных законом пятидневный срок не представляется возможным, поскольку это требует значительных финансовых и временных затрат, связанных с приобретением или созданием объекта недвижимости, принятием его в муниципальную собственность и дальнейшей передачей в установленном законом порядке гражданину.

Учитывая, что административным истцом приняты соответствующие меры по исполнению решения суда, принимая во внимание финансовое положение Администрации Гурьевского муниципального района, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, уменьшив размер исполнительского сбора до СУММА рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области к межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении размере исполнительского сбора по исполнительному производству ### удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству ### до СУММА рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 08.09.2017 года.

Судья Гречановская О.В.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству

Администрация Гурьевского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд Центрального района г. Кемерово с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшен...

Решение суда о признании права собственности на самовольную постройку – ячейку в овощехранилище, в порядке наследования

Горнева Н.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Кемерово, с учетом уточненных исковых требований просила: признать за ней право собственности на самовольную постройку – нежилое помещение (ячейку) № кадастровый номер №, общей площадью 3,2 к...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru