Решение суда о земельном участке и аннулировании записи в Едином реестре недвижимости № 2а-3367/2017 ~ М-2672/2017

Дело №2а-3367/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

г. Челябинск                             26 сентября 2017 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего                     Лысакова А.И.,

при секретаре судебного заседания                Лошкаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пинчук С.А. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о снятии с кадастрового учета сведений о земельном участке и аннулировании записи в Едином реестре недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Пинчук С.А. обратился в суд с требованием о снятии с кадастрового учета сведений о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенном по адресу: (адрес) и аннулировании в Едином реестре недвижимости сведения о указанном земельном участке.

В обоснование заявленных требований указал, что ему принадлежит земельный участок площадью 1241 кв.м, расположенный по адресу: (адрес), категория земель - земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома, кадастровый №. Государственная регистрация права собственности произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, запись регистрации № от (дата). Границы земельного участка установлены в соответствие с требования земельного законодательства. Земельный участок, предоставленный в мою собственность, изначально имел площадь 800 кв.м. Впоследствии, на основании Постановления Главы администрации Металлургического района г.Челябинска № от (дата) ранее выданный гос. акт был аннулирован, ему в собственность предоставлен дополнительный земельный участок по факту пользования. Таким образом, площадь предоставленного Пинчук С.А. в собственность земельного участка составила 1200 кв.м. на настоящий момент площадь земельного участка составляет 1240 кв.м. (площадь уточнена по результатам межевания при установлении границ).

В (дата) он начал работы по межеванию земельного участка и постановке на кадастровый учет с границами в соответствие с требованиями законодательства. При этом в ходе проведения работ кадастровыми инженерами стало известно, что при предоставлении мне в (дата) дополнительного земельного участка раннее предоставленный участок площадью 800 кв.м. с кадастрового учета не был снят. Таким образом, на настоящий момент по адресу: (адрес) на кадастровом учете стоят два земельный участка: с кадастровым номером № площадью 1241 кв.м, и ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 кв.м. как отдельный участок не существует, фактически входит в земельный участок с кадастровым номером № площадью 1241 кв.м. В связи с вышеизложенным административный истец считает, что нарушены его права как собственника земельного участка кадастровый №.

Административный истец Пинчук С.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам указным в иске.

Представители административного ответчика филиала филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения административных требований по доводам, указанным в письменном отзыве.

Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании также возражала против удовлетворения требований Пинчук С.А. по доводам, указанным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

Часть 2 статьи 227 КАС РФ предусматривает, что суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действий (бездействия) незаконными необходимо не только установление противоправности этих решений, действий (бездействия), но обязательно одновременно с этим и установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п.3 ст. 61 Федерального закона от (дата) N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости реестровая ошибка в том числе содержащаяся в межевом плане, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Таким образом, при разрешении требований об исправлении кадастровой ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, в настоящем случае наличие ошибочно внесенных сведений в межевые планы относительно места прохождения смежной границы.

В судебном заседании было установлено, что Пинчук С.А. принадлежит на основании Постановления Главы администрации Металлургического района г. Челябинска № от (дата) земельный участок площадью 1241 кв.м, расположенный по адресу: (адрес), категория земель - земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома, кадастровый №.

Согласно указанному Постановлению Главы администрации Металлургического района г.Челябинска № от (дата), ранее выданный госдарственный акт № от (дата), выданный на имя Пинчук С.А., был аннулирован, а в собственность Пинчук С.А. предоставлен дополнительный земельный участок площадь. 400 кв.м. по (адрес) по факту пользования.

В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № и №.

Объект недвижимости с кадастровым номером № расположен по адресу: (адрес).

Площадь земельного участка 1241 кв.м., граница земельного участка установлена в соответствии требованиями действующего земельного законодательства, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома.

Сведения внесены в ЕГРН на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от (дата) №, к которому было приложено свидетельство на праве собственности на землю серия №.

Пинчук С.А. было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от (дата) №, к которому был приложен межевой план, подготовленный в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес).

(дата) органом регистрации было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета изменений.

Площадь земельного участка до осуществления государственного кадастрового учета изменений составляла 1200 кв.м.

В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенном по адресу: (адрес).

Площадь земельного участка 800 кв.м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения ЛПХ и эксплуатации строений.

Сведения внесены в ЕГРН на основании Оценочной описи земельных участков на кадастровый квартал № от (дата) (далее - Оценочная опись).

В ЕГРН содержатся сведения о правах на вышеуказанный земельный участок, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от (дата) №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно форме Ф.1.1, являющейся приложением к Оценочной описи, правообладателем земельного участка является Пинчук С.А.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от (дата) № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (п.1, п.27 ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации).

У земельных участков с кадастровыми номерами № и № указанные выше основные сведения об объекте недвижимости совпадают.

В соотвествии с п.3, п.21 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:

категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

адрес объекта недвижимости (при его наличии).

У земельных участков с кадастровыми номерами № и № указанные выше дополнительные сведения об объекте недвижимости также совпадают.

Таким образом, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся «дублирующие» сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес).

Двойной учет одного и того же земельного участка в государственном кадастре недвижимости влечет за собой некорректное формирование сведений государственного кадастра недвижимости и противоречит принципу сопоставимости кадастровых сведений.

Более того, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области поступило обращение Пинчук С.А. как правообладателя земельного участка с кадастровым номером №, с просьбой разъяснить порядок исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером №.

Таким образом, суд полагает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № в государственном кадастре недвижимости содержится реестровая ошибка.

В соответствии с п.33 4.1 ст. 26 Закон о регистрации орган регистрации прав снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до (дата), в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 177 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от (дата) № (далее - Порядок), предусмотрено, что сведения со статусом "временные" сохраняют такой статус до момента государственной регистрации права на объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее (дата)г.

Статус "временные" изменяется на статус "архивные" после (дата) при отсутствии в ЕГРН записи о такой регистрации

Понятие преобразования земельного участка следует из главы 1.1. Земельного кодекса РФ. В соответствии с п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от (дата) N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Спорный земельный участок не является преобразуемым, а также у него отсутствует статус «временного» земельного участка.

Исходя из системного анализа норм Закона о регистрации недвижимости и Земельного кодекса РФ, снятие земельного участка с кадастрового учета возможно в случае:

преобразования земельного участка, способы которого предусмотрены гл. 1.1. ЗК РФ, при этом, снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости;

- присвоения статуса «архивные» сведениям о земельных участках, имеющим статус «временный», государственный кадастровый учет которых осуществлен в период действия Федерального закона от (дата) №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и права на которые до настоящего момента не зарегистрированы.

Исходя из вышеизложенного, суд может сделать вывод о наличии реестровой ошибки в сведениях в Единого государственного реестра недвижимости о спорном земельном участке с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенном по адресу: (адрес)., поскольку в судебном заседании было достоверно установлено о том, что земельный участок с кадастровым номером № является дублирующим земельный участок с кадастровым номером №, а сведения о кадастровом учете были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ошибочно.

При изложенных выше обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что требования административного истца о необходимости обязания территориального органа снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенном по адресу: (адрес) и аннулировать в Единого государственного реестра недвижимости запись о спорном земельном участке, подлежат удовлетворению.

Поскольку регистрационные действия в отношении земельных участков с (дата) Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от (дата) N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" возложены, в частности, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес), то требования истца к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по (адрес) суд признаёт – необоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Пинчук С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) о снятии с кадастрового учета сведений о земельном участке и аннулировании записи в Едином реестре недвижимости – удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области снять с кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенном по адресу: (адрес) и аннулировать в Едином реестре недвижимости сведения о указанном земельном участке.

В требованиях Пинчук С.А. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Калининский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий А.И. Лысаков


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об отмене решения

Бабаев В.И.. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения № от (дата) отдела по вопросам миграции Отдела полиции «Калининский» УМВД России г. Челябинска от (дата) о сокращении срока временного пребы...

Решение суда о возмещении морального вреда, причиненного преступлением

Фаиршин Е.В. обратился в суд с иском к ответчику Ахметову А.В. о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., причиненного преступлением.В обосновании заявленных требований указал, что приговором мирового судьи судебного участка №...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru