Решение суда об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности № 2-4723/2017 ~ М-2433/2017

                                                                                         Дело № 2-4723/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2017 года                                                                                г. Красноярск

Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Глебовой А.Н.,

при секретаре Чайкуне И.А.,

с участием представителя истца Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» - Ольховской Т.А. (доверенности от 12.01.2017г., 10.01.2017г.), представителя ответчика ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» Зуева В.П., действующего на основании решения единственного участника общества от 20.06.2013г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска к ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

МО город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с указанным иском.

Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и долевым собственником земельного участка с кадастровым номером № (5/100 долей). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В связи с изъятием для муниципальных нужд распоряжением администрации г.Красноярска от 13.06.2017 года №81-арх, земельный участок с кадастровым №, на котором расположена недвижимость ответчика, попадает в границы сноса и подлежит изъятию для муниципальных нужд. Выкупная цена включает в себя рыночную стоимость изымаемого нежилого помещения с долей в праве собственности на земельный участок в размере 5 830 048 рублей, включая убытки, связанные с предстоящим изъятием объекта недвижимости. Поскольку с ответчиком не удалось достигнуть соглашения о размере выкупной цены изымаемых объектов, сроков и других условий выкупа, истец вынужден был обратиться в суд.

Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска просит принять решение об изъятии для муниципальных нужд у ответчика нежилого помещения по адресу: <адрес> 5/100 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 4 885 кв.м., определив размер возмещения в сумме 5 830 048 рублей, прекратить право собственности ответчика на указанное нежилое помещение и 15/100 долив праве собственности на земельный участок, признать право собственности за муниципальным образованием г.Красноярск на указанные объекты недвижимости.

Кроме того, 04.09.2017 года в адрес суда поступило заявление ООО «ИнкомОценка» о взыскании в его пользу 25 000 рублей в качестве оплаты судебной экспертизы.

В судебном заявлении представитель истца Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» - Ольховской Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» Зуев В.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части предложенного истцом размера возмещения возражал, пояснив, что рыночная стоимость изымаемых объектов недвижимости существенно превышает предложенную Администрацией г. Красноярска сумму. Выводы судебной экспертизы об определении стоимости изымаемого имущества сторона ответчика оспаривать не намерена о назначении повторной экспертизы не ходатайствует.

Выслушав участников процесса, изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как предусмотрено статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по его усмотрению.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

В соответствии со ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В статье 56.6 ЗК РФ указано, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Согласно ст. 56.10. ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В статье 56.8 ЗК РФ указано, что при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств. Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

Статьей 282 ГК РФ установлено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительно изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, на основании соглашения об отступном по договору займа № от 11.12.2014г. от 15.03.2017г. ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 278,1 кв.м., кадастровый №, а также на основании соглашения об отступном по договору займа № от 14.10.2015г. от 15.03.2017г. ответчику принадлежит 5/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 4 885 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Его право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке (л.д.112-114, 115-116, 119-122,123-126).

13.06.2017г. администрацией г.Красноярска было издано распоряжение №81-арх об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в микрорайоне Тихие Зори, которым постановлено: изъять путем выкупа для муниципальных нужд в целях размещения инженерного обеспечения объекта «Строительство правобережных очистных сооружений для прохождения стоков ливневых вод с <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, а также нежилые объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке в соответствии с перечнем согласно приложению, в котором в том числе указано помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д.4-5).

Во исполнение указанного распоряжения администрацией г.Красноярска было подготовлено соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд от 19.06.2017г., которое было направлено получено ответчиком 22.06.2017г., о чем свидетельствует подпись ответчика на сопроводительном письме (л.д.6-7).

Размер возмещения ответчику за изымаемые объекты недвижимости определен истцом на основании отчета Государственного предприятия Красноярского края «Красноярский технический центр» от 16.06.2017 года №, и составляет 5 830 048 руб. (л.д. 15-96).

22.06.2017 года ответчиком был подписан отказ от заключения соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд на предложенных истцом условиях, поскольку предложенная выкупная стоимость не соответствует действительности и нарушает права и интересы ответчика (л.д.8).

В связи с несогласием стороны ответчика с выкупной стоимостью спорных объектов недвижимости, по ее ходатайству определением суда от 31.07.2017г. была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, производство которой поручено ООО «ИнкомОценка».

Согласно экспертному заключению ООО «ИнкомОценка» от 01.09.2017г. рыночная стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом стоимости 5/100 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровый № составляет 12 202 000 руб.; размер убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд составляет 1 669 341 руб.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленное истцом в обоснование заявленных требований заключение Государственного предприятия Красноярского края «Красноярский технический центр» от 16.06.2017 года, а также заключение судебной экспертизы, проведенной ООО «ИнкомОценка» от 01.09.2017г., суд в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего размера возмещения, принимает заключение судебной экспертизы.

При этом суд исходит из того, что заключение экспертов ООО «ИнкомОценка» от 01.09.2017г., выполнено на основании определения суда о назначении экспертизы экспертами, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеющими соответствующее образование, квалификацию и стаж работы. Заключения экспертов даны в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы экспертов последовательны, непротиворечивы. Данные о заинтересованности экспертов в исходе дела отсутствуют.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Дав оценку всем представленным доказательствам в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, учитывая, что администрацией г.Красноярска были выполнены все требования действующего законодательства при проведении процедуры выкупа, суд приходит к выводу, что объекты недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 278,1 кв.м., кадастровый №, а также 5/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 4 885 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 13.06.2017 года №.

При определении размера возмещения, суд исходит из рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости определенной на основании отчета ООО «ИнокмОценка» от 01.09.2017г., установленной в сумме 13 871 341 руб. (из них 12 202 000 руб. – рыночная стоимость нежилого помещения, 1 669 341 руб. – стоимость убытков, нанесенных собственнику при изъятии недвижимого имущества), поскольку указанное экспертное заключение принято судом в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости изымаемого имущества и подлежащих возмещению убытков, ходатайств о проведении повторной экспертизы сторонами не заявлено, как и не представлено доказательств опровергающих выводы вышеуказанной экспертизы.

Пунктами 1 и 3 статьи 56.11 ЗК РФ предусмотрено, что заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для, в том числе перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

В силу пп. 3 п.4 статьи 56.11. ЗК РФ с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности: муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о прекращении права собственности ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» на вышеуказанное нежилое помещение и 5/100 доли в праве собственности на вышеуказанный земельный участок, а также признании права муниципальной собственности г.Красноярска на спорные объекты недвижимости подлежат удовлетворению.

Кроме того, подлежит удовлетворению заявление ООО «ИнкомОценка» о взыскании денежных средств в счет оплаты судебной экспертизы по следующим основаниям.

Так, согласно п.2 ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной.

Из материалов дела следует, что по ходатайству представителей ответчика Кронидовой С.Ю. и Присяжнюк М.В. судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «ИнкомОценка». При этом истец МО г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, на которого была возложена обязанность оплатить экспертизу, оплату не произвел, что не оспаривалось стороной истца в судебном заседании, в связи с чем экспертное учреждение представило заявление о взыскании расходов за проведение экспертизы в размере 25 000 рублей.

При таких обстоятельствах, с Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в пользу ООО «ИнкомОценка» в счет оплаты судебной экспертизы подлежат взысканию денежные средства в размере 25 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска к ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности – удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд у ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» нежилое помещение, общей площадью 278,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, 5/100 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 4 885 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в пользу ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» в сумме 13 871 341 рубль.

Прекратить право собственности ООО «Мак Грегорс Кэпитал Груп Красноярск» на нежилое помещение, общей площадью 278,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, 5/100 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 4 885 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, после выплаты денежной компенсации в счет выкупной цены изымаемого нежилого помещения и доли земельного участка

Признать право собственности муниципального образования г. Красноярск на нежилое помещение, общей площадью 278,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, 5/100 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 4 885 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска пользу ООО «ИнкомОценка» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 25 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                      А.Н. Глебова

Мотивированное решение изготовлено 29.09.2017 года

Судья Глебова А.Н.


 

Решения судов по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

Решение суда об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности

МО город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с указанным иском.Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: , и долевым с...

Решение суда об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности

Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства обратилось в суд с указанным иском.Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Ее право собственно...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru