Решение суда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить пункты распоряжения № 2а-4280/2017 ~ М-3511/2017

Дело № 2а -4280/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2017 года город Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,

при секретаре Кутурженко А.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Уланова С.С., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Саратова Погребняк И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить пункты распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

заместителя прокурора Заводского района г.Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить пункты распоряжения. В обоснование заявленных требование указал, что прокуратурой Заводского района г. Саратова в соответствии с указанием прокурора Саратовской области от 27 февраля 2012 года № 14/7-2 «Об организации прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства при расселении граждан из аварийного жилищного фонда», на основании поступившего обращения Журавлева В.И., проживающего по адресу: г. Саратов, <адрес>, проведена проверка по факту нарушения его жилищных прав администрацией муниципального образования «Город Саратов», а так же по иным вопросам.

В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции <№> от 08 ноября 2012 года, жилой <адрес> по <адрес>у г. Саратова признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п.4.1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» № 54-р от 09 февраля 2015 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>», комитет по управлению имуществом г. Саратов обязан осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, <адрес>.

Вместе с тем, в нарушение норм действующего жилищного законодательства и положений распоряжения № 54-р от 09 февраля 2015 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>», до настоящего времени должностные лица администрации муниципального образования «Город Саратов» никаких мер, направленных на изъятие земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу для муниципальных нужд и изъятия жилых помещений, расположенных в указанном доме, не предпринимают.

По указанным фактам прокуратурой Заводского района г. Саратова в адрес главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по согласованию с прокуратурой г. Саратова 02 марта 2017 года внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

Рассмотрев указанное представление, администрация муниципального образования «Город Саратов» нарушения жилищного законодательства, выразившиеся в не отселении граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>, до настоящего времени не устранила, при этом сославшись на то, принятие решения об изъятии земельного участка повлечет расходы, не предусмотренные бюджетом муниципального образования «Город Саратов».

В связи с чем, заявил требование о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении пункта 4.1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» № 54-р от 09.02.2015 «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>», незаконным и обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнить п. 4.1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» № 54-р от 09.02.2015 «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>» в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Уланов С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, аналогичные, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела ходатайствовал, в связи с чем, суд с учетом мнения лиц участвующих в деле счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Погребняк И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что в силу действующего земельного законодательства оснований для формирования земельного участка не имеется, поскольку границы земельного участка не установлены, в связи с чем выявление правообладателей такого земельного участка не осуществляется, образование изымаемого земельного участка не требуется. В связи с чем, обязанность Комитета по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов<адрес> отсутствует, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме.

Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции <№> от 08 ноября 2012 года многоквартирный жилой <адрес> по улице <адрес> Саратова признан аварийным и подлежащим сносу.

Во исполнение указанного заключения администрацией муниципального образования «Город Саратов» было издано распоряжение № 54-р от 09 февраля 2015 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>».

Пунктом 1.1 указанного распоряжения установлена обязанность собственников помещений, расположенных в данном жилом доме, в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений.

Собственникам также был установлен срок для сноса указанного дома - 08 ноября 2016 (пункт 1.2 распоряжения).

В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: г. Саратов, <адрес> состоит из 21 жилого помещения в 11 квартирах, в собственности администрации муниципального образования «Город Саратов» находятся жилые помещения - <адрес>, <адрес>

Согласно сообщению комитета по управлению имуществом города Саратова от 19 сентября 2017 года земельный участок под многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес> не сформирован.

В соответствии с п.4.1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» № 54-р от 09 февраля 2015 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>», комитет по управлению имуществом г. Саратов обязан осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, <адрес>.

В срок, назначенный распоряжением от 09 февраля 2015 года N 54-р, аварийный дом собственниками квартир не снесен, до настоящего времени администрация никаких мер по переселению граждан из аварийного дома не предприняла. Снос указанного многоквартирного в срок до 08 ноября 2016 года не произведен.

При этом доказательств тому, что администрацией принимались меры по формированию, изъятию земельного участка, на котором расположен спорный многоквартирный дом, не представлено.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дом аварийным и подлежащим сносу, на протяжении длительного времени не осуществил необходимых действий.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

Согласно части 10 статьи 32 Жилищног кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Таким образом, приняв решение о сносе аварийного дома путем издания распоряжения от 09 февраля 2015 года N 54-р, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана выполнить данное действие в разумный срок.

До настоящего времени административный ответчик не предпринял никаких действий по сносу указанного дома, что повлекло нарушение жилищных прав собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений и членов их семей, поскольку определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц и сама процедура отселения является компетенцией органа местного самоуправления.

Доводы заинтересованного лица об отсутствии у администрации города обязанности осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, <адрес> силу действующего земельного и жилищного законодательства основаны на неверном толковании норм права и на выводы суда не влияет.

Кроме того, распоряжение № 54-р от 09.02.2015 «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>» не отменено, не изменено и в силу федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являясь правовым актом главы муниципального образования «Город Саратов» носит обязательный для исполнения характер.

Доводы заинтересованного лица о том, что для формирования земельного участка и постановки на кадастровый учет необходимы дополнительные бюджетные ассигнования, которые отсутствуют в бюджете, не могут быть приняты во внимание. Обязанность по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с признанием жилого дома аварийным предусмотрена законом, при определении срока для расселения спорного жилого дома административный ответчик исходил, в том числе из наличия денежных средств в бюджете города и наличия свободных жилых помещений.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в неисполнении распоряжения <№>-р от 09 февраля 2015 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>», в связи с чем, на административного ответчика подлежит возложению обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить пункт 1 названного распоряжения, поскольку бездействие администрации создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в число которых входят как лица, проживающие в доме, так и иные лица.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

    административные исковые требования удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении пункта 4.1 распоряжения от 09 февраля 2015 года N 54-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» исполнить пункт 4.1 распоряжения от 09 февраля 2015 года N 54-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:                                      Е.Ю. Галицкая


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о транспортной безопасности в части реализации плана обеспечения транспортной безопасности

Саратовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указным иском к открытому акционерному обществу «Р»), мотивируя требования следующим. железнодорожная станция Салтыковка на основании Положения от 01.11.2010...

Решение суда о понуждении совершить действия

Саратовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указным иском к открытому акционерному обществу "Р"), мотивируя требования следующим. Железнодорожная станция в соответствии с Положением от 01.11.2010 года ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru