Решение суда о признании решения от 09 августа 2017 года № 15/97-7 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва» незаконным и его отмене № 2а-4632/2017 ~ М-4623/2017

Дело №а-4632/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2017 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Малешевой Л.С.

при секретаре Сестовой Ю.Н.

с участием прокурора Овчиниковой С.С.

в присутствии представителя административного истца ФИО8, действующей на основании ордера, административного ответчика – председателя Избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула ФИО9 и представителя, действующего на основании доверенности, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае к Избирательной комиссии Муниципального образования города Барнаула о признании решения от 09 августа 2017 года № 15/97-7 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва» незаконным и его отмене

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что решением от 21.06.2017 №834 "О назначении выборов депутатов Барнаульской городской Думы седьмого созыва" выборы депутатов городской Думы назначены на 10 сентября 2017 года.

19 июля 2017 года решением избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула №9/56-7 был заверен муниципальный список кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы, выдвинутый Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае в количестве 44- х человек.

31 июля 2017 года в Избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае были представлены документы, необходимые для регистрации муниципального списка кандидатов, в том числе максимально разрешенное количество - 2 832 (две тысячи восемьсот тридцать две) подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула №15/97-7 от 09 августа 2017 г. Региональному отделению Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае отказано в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва.

Избирательная комиссия муниципального образования города Барнаула отказала в регистрации, ссылаясь на итоговый протокол проверки подписных листов от 06.08.2017 г., согласно которому 383 (триста восемьдесят три) подписи избирателей, содержащиеся в представленных избирательным объединением подписных листах, признаны недействительными по следующим основаниям:

1 подпись признана недействительной, поскольку указана подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в муниципальном избирательном округе;

46 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности;

3 подписи признаны недействительными, поскольку не указан год рождения избирателя (в возрасте 18 лет на день голосования число и месяц);

2 подписи признаны недействительными, поскольку указаны неполные паспортные данные избирателя;

2 подписи признаны недействительными, поскольку отсутствует или указан неполный адрес места жительства избирателя;

5 подписей признаны недействительными, поскольку имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;

186 подписей признаны недействительными, поскольку дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно;

6 подписей признаны недействительными, поскольку имеются неоговоренные избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе;

22 подписи признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей;

110 подписей признаны недействительными, поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

В соответствии с указанным протоколом, количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило 22,9 % от общего количества подписей, подлежащих проверке. А выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, явилось основанием для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов.

Истец полагает, что решение об отказе основано на ненадлежащих доказательствах и необоснованных выводах. Из содержания оспариваемого решения следует, что «5 подписей признаны недействительными, поскольку имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя», «186 подписей признаны недействительными, поскольку дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно», «22 подписи признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей» на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 04.08.2017 г. №И-9861.

Однако в указанной справке не приводится конкретных фактов или обстоятельств, по которым подписи выбракованы и почему эксперт делает такой вывод. Данную справку-исследование никак нельзя отнести к заключению эксперта.

Ещё 110 подписей, были признаны недействительными, поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, однако, ни из текста решения об отказе в регистрации, ни из итогового протокола не ясно каких сведений не хватает. Основываясь на ст.ст 35,37, 38 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии ст. ст. 49,50, 161,162 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 08.07.2003 N 35-3C, ст.ст. 239-240 Кодекса административного производства РФ истец просит решение Избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула от 09 августа 2017 года № 15/97-7 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующая на основании ордера, требования подержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что заключение эксперта не содержит в себе обоснований выводов, эксперт не предупрежден об уголовной ответственности, поэтому для проверки правомерности сделанных выводов необходимо назначение почерковедческой экспертизы. Не согласна с признанием избирательной комиссией недостоверными ( недействительными) подписей в количестве 186 штук ( дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно) и 22 подписи (сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей), которые были признаны таковыми на основании справки ГУ МВД России по АК от 04.08.2017 г. № И-9861). Иные признанные недействительными подписи не оспаривают.

Административный ответчик – председатель Избирательной комиссии г.Барнаула В.В. Замаруев и представитель, действующий на основании доверенности, ФИО5 требования административного иска не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагают, что признание подписей недействительными осуществлено в строгом соответствии закона, в том числе на основания заключения эксперта (справки), которое соответствует требованиям закона и Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов, утвержденных ЦИК РФ от 13.06.2012 года, на основании справки миграционной службы, проводившей проверку на соответствие данных избирателей. Просят в иске отказать.

Административный истец в суд не явился, о дне слушания уведомлен надлежашим образом -электронной почтой, телефонограммой, из которой следует, что председатель Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае находится за пределами города, уведомлен о дне судебного заседания и о перерыве в судебном заседании.

Избирательная комиссии Алтайского края уведомлена о рассмотрении дела.

Выслушав стороны, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В силу п.11. ст. 37 Федерального закона избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

В пункте 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ указывается, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке может подлежать часть представленных подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, в том числе:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (п.б);

подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.в);

подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (п.г);

подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.е);

подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (п.ж);

все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (п.з) ;

подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов является: выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом и если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума (п.г).

В силу п.1 ст. 161 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 08.07.2003 N 35-3C (Далее также Кодекса АК о выборах АК) если в поддержку кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам, собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не менее 10 подписей, либо 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.

Пунктом 5 ст. 162 Кодекса АК о выборах АК предусмотрено, что регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом, в случае:

1) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

2) если краевой список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по краевому избирательному округу;

3) если в состав представительного органа соответствующего муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе списка кандидатов).

На основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19.10.2016 №60/553-7 «О списке политических партий, на которые распространяется действие пункта 3 ст. 35.1 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и решения Избирательной комиссии Алтайского края от 25.10.2016 г. № 147/1595-6 «О списках политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4-7 ст. 35.1 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии с пунктом 5 ст. 162 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 08.07.2003 N 35-3C (Далее Кодекса АК о выборах АК) Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» не отнесена к политическим партиям, выдвижение которой муниципального списка кандидатов считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания, депутатов Барнаульской городской Думы и не требует сбора подписей. Следовательно, на указанное избирательное объединение распространяется п.1 ст. 161 Кодекса АК о выборах.

В силу п.1 ст. 161 Кодекса АК о выборах АК и на основании решения избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула от 22.06.2017 33/14-7 « О количестве подписей избирателей в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, и максимальном количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, представляемом в соответствующие избирательные комиссии для регисрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов Барнаульской городской думы седьмого созыва» для регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы необходимо представить 2 575 подписей избирателей. Максимальное количество подписей избирателей в поддержку муниципального списка кандидатов, представляемое в избирательную комиссию муниципального образования г.Барнаула для регистрации муниципального списка кандидатов составляет 2832 подписи.

Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, краевых списков кандидатов, муниципальных списков кандидатов, инициативы проведения референдума, отзыва определен в ст. 47 Кодекса АК о выборах АК.

В соответствии с указанной статьей при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания, при выдвижении инициативы проведения референдума Алтайского края, отзыва кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума, отзыва обязаны составить и представить в соответствующую комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в эту комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Алтайского края. В данном списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры, представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется. Подписные листы оформляются по формам, установленным в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона, приложениями N 12, 13, 13.1 к настоящему Кодексу. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, инициативы проведения референдума, отзыва. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, краевых списков кандидатов, муниципальных списков кандидатов, инициативы проведения референдума, отзыва, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, одной и той же инициативы проведения референдума. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку инициативы проведения референдума, отзыва должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, отзыва. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, отзыва напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

В силу ст. 49 Кодекса АК о выборах АК комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, выдвижения инициативы проведения референдума, отзыва требованиям Федерального закона, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", настоящего Кодекса, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. (ч.1)

Комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Алтайского края, а также иных государственных органов. Эксперты привлекаются к проверке по согласованию с руководителями соответствующих органов, учреждений и организаций. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Такие заключения излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. (ч.3)

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. (ч.4,ч.5)

Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и статьей 50 настоящего Кодекса, комиссия прекращает дальнейшую проверку подписных листов и отказывает в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, в проведении референдума, отзыва. (ч.7)

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы, членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса, и представляется комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению комиссии. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. (ч.9)

В силу п.1 ст. 50 Кодекса АК о выборах АК количество представленных подписей и соответствующих им данных об избирателях, подлежащих проверке, определяется в зависимости от уровня выборов, референдума, отзыва. Проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого краевого списка кандидатов, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях с количеством зарегистрированных избирателей более 150 тысяч человек, для назначения референдума Алтайского края, отзыва депутата Законодательного Собрания, избранного в составе краевого списка кандидатов, Губернатора Алтайского края.

Из материалов дела следует, что 31 июля 2017 года в муниципальную избирательную комиссию представлены подписные листы в количестве 670 листов, содержащие 2 832 подписи избирателей, из которых рабочей группой избирательной комиссии проверены путем случайной выборки подписных листов 1288 подписей избирателей (20% подписей избирателей от необходимого для регистрации муниципального списка кандидатов количества подписей), содержащиеся в папках № 1 (340 подписей из 563), № 2 (505 подписей), № 5 ( 443 подписи).

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, Методическим рекомендациям результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются. Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений (примерная форма ведомости (вариант, когда при ее заполнении используются коды нарушений) дана в приложении № 1 к Методическим рекомендациям, таблица с примерным перечнем кодов нарушений дана в приложении № 2 к Методическим рекомендациям).

Форма ведомости проверки подписных листов, таблица кодов нарушений, форма итогового протокола проверки подписных листов утверждены решением избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула от 03.07.2017 № 5/28-7, а также содержатся в вышеуказанных методических рекомендациях.

Представленные административным ответчиком ведомости проверки подписных листов полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 06 августа 2017 г. в результате проверки подписных листов избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае, 383 подписи (22,9%) от общего количества отобранных для проверки подписей избирателей признаны недостоверными и (или) недействительными по следующим основаниям:1 подпись признана недействительной, поскольку указана подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в муниципальном избирательном округе;

46 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности;

3 подписи признаны недействительными, поскольку не указан год рождения избирателя (в возрасте 18 лет на день голосования число и месяц);

2 подписи признаны недействительными, поскольку указаны неполные паспортные данные избирателя;

2 подписи признаны недействительными, поскольку отсутствует или указан неполный адрес места жительства избирателя;

5 подписей признаны недействительными, поскольку имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;

186 подписей признаны недействительными, поскольку дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно;

6 подписей признаны недействительными, поскольку неоговоренные избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе;

22 подписи признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей;

110 подписей признаны недействительными, поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

Итоговый протокол подписан руководителем рабочей группы, имеет все реквизиты и сведения, предусмотренные законодательством.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия решения от 09.08. 2017 № 15/97-7 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае» в количестве 44 человек 09 августа 2017 года на основании выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, а также недостаточности количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации муниципального списка кандидатов.

Согласно названному решению 383 подписи избирателей, содержащиеся в представленных избирательным объединением подписных листах, признаны недействительными по следующим основаниям:

1 подпись признана недействительной, поскольку указана подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в муниципальном избирательном округе (пп. «б» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 2 ст. 51.1 Кодекса);

46 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании справки УМВД России по городу Барнаулу от 04.08.2017 №18/8/2655) (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 3 ст. 51.1 Кодекса);

3 подписи признаны недействительными, поскольку не указан год рождения избирателя (в возрасте 18 лет на день голосования число и месяц) (пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 4 ст. 51.1 Кодекса);

- 2 подписи признаны недействительными, поскольку указаны неполные паспортные данные избирателя (пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 4 ст. 51.1 Кодекса);

2 подписи признаны недействительными, поскольку отсутствует или указан неполный адрес места жительства избирателя (адрес места жительства не содержит каких-либо реквизитов, что препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя) (пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 4 ст. 51.1 Кодекса);

- 5 подписей признаны недействительными, поскольку имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 04.08.2017 №И- 9861) (пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 6 ст. 51.1 Кодекса);

186 подписей признаны недействительными, поскольку дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно (на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 04.08.2017 №И-986Г) пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 6 ст. 51.1);

6 подписей признаны недействительными, поскольку неоговоренные избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе (пп. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона, п. 7 ст. 51.1 Кодекса);

22 подписи признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 04.08.2017 №И-9862) (пп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 11 ст. 51.1 Кодекса);

110 подписей признаны недействительными, поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 8 ст. 51.1 Кодекса).

Количество подписей избирателей, признанных недействительными, составляет 22,9 % от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 6 статьи 49 и статьей 50 Кодекса.

Таким образом, число подписей избирателей, представленных избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае», за вычетом числа подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, составляет 2 449 подписей.

Указанное обстоятельство согласно «в.1» п. 25 ст. 38 Федерального закона Федерального закона №67- ФЗ, п.4.1 ст. 52, п. «г» п.25 ст. 38, п.5 ст. 52 Кодекса АК о выборах АК является основанием для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов по двум основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проверка подписей осуществлялась Рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых в избирательную комиссию муниципального образования г.Барнаул в период избирательной компании по выборам депутатов Барнаульской городской Думы седьмого созыва, образованной решением избирательной комиссии муниципального образования г.Барнаула от 22.06.2017 №3/17-7 в период с 01.08.2017 по 06.08.2017 с привлечением экспертов - специалистов из числа специалистов органов внутренних дел и органов регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Алтайского края. Проверка проводилась в присутствии уполномоченного представителя Избирательного объединения.

Так, в избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула для проведения проверки подписных листов был привлечен старший эксперт отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю, ФИО6 (на основании запроса о назначении почерковедческого исследования от ДД.ММ.ГГГГ №).

В Методических рекомендациях ЦИК России по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации от 13.06.2012 N 128/986-6 указано, что проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа. Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.). В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями. Почерковедческие исследования рукописных записей и     подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям (Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов). Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование. Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.

Пунктом 3.3 Методических рекомендаций определены требования к оформлению результатов проверки подписных листов. В частности, установлено, что заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта- почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.

Пунктом 9 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6, предусмотренное подпунктом "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом-почерковедом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые цепочки). Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной. Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.

Экспертом установлено следующее:

В папке № 1:

п/п

№ листа в папке

№ строки на листе

Установлено

1

8

1

Графа 6 заполнена лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

2

9

2, 4

Графы 6 заполнены одним лицом

11

1

12

3

20

5

21

5

3

24

4, 5

Графы 2-6 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

4

35

2

Графы 6 заполнены одним лицом

36

1

37

2

5

53

1, 2

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

6

61

1, 4

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

7

67

4

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

8

72

4, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

9

73

5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

10

74

1, 3, 4, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

11

78

1, 2

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

12

79

2, 4, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

В папке № 2:

п/п

№ листа в папке

№ строки на листе

Установлено

1

1

1, 2

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

2

2

3

Исправление в графе 6

3

2

2

Графа 6 заполнена одним лицом

3

2

4

4

4, 5

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

5

10

4, 5

Графа 6 заполнена одним лицом

6

16

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

7

17

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

8

22

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

9

23

1, 2, 3

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

10

25

1, 2, 4

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

11

26

1-5

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

12

36

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

13

39

1, 4, 5

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

14

42

1-5

Графа 6 заполнена одним лицом

15

47

1-5

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

16

49

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

17

50

1-5

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

18

53

1, 2

Графа 6 заполнена одним лицом

19

57

4, 5

Графы 2-5 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

20

60

2, 3, 4, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

21

61

1, 2, 4, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

22

66

1

Исправление в графе 6

23

68

2, 3

Графа 6 заполнена одним лицом

24

75

1, 2

Графа 6 заполнена одним лицом

25

76

4, 5

Графа 6 заполнена одним лицом

26

94

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

27

95

4, 5

Графа 6 заполнена одним лицом

28

99

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

29

101

5

Исправление в графе 6

30

105

4, 5

Графа 6 заполнена одним лицом

31

105

4

Исправление в графе 7

32

106

4, 5

Графа 6 заполнена одним лицом

В папке № 5:

п/п

№ листа в папке

№ строки на листе

Установлено

1

1

4, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

2

3

4

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

3

4

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

4

6

3, 4, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

5

7

1, 2, 3

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

6

9

1, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

7

10

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

8

25

3

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

9

26

1

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

10

27

1, 3

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

11

29

1, 2, 4

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

12

31

1, 2

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

13

34

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

14

35

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

15

37

5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

16

38

1, 2, 3

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

17

39

2, 3, 5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

18

39

4

Исправление в графе 6

19

41

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

20

42

2, 3, 4

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

21

48

4

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

22

50

3

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

23

51

5

Исправление в графе 6

24

52

5

Исправление в графе 6

25

53

1, 3, 4

Исправление в графе 6

26

54

2

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

27

59

3

Исправление в графе 6

28

62

5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

29

66

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

30

66

1-5

Исправление в графе 6

31

67

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

32

68

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

33

71

1, 2, 3

Исправление в графе 6

34

77

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

35

78

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

36

79

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

37

80

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

38

81

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

39

82

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

40

83

4, 5

Графы 2-6 заполнены одним лицом, не лицом заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

41

83

2, 3

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

42

84

1-5

Графа 6 заполнена лицом, заполнившим строку «Подписной лист удостоверяю»

В справке об исследовании экспертом указано, что графа 1 – это «№ п/п», графа 2 – «Фамилия, имя, отчество», графа 3 – «Год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно число и месяц рождения)», графа 4 – «Адрес места жительства», графа 5 – «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», графа 6 – «Дата внесения подписи», графа 7 – «Подпись».

На основании данных выводов избирательной комиссией признаны недействительными 186 подписей, поскольку дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно (на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 04.08.2017 №И-986Г) пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 6 ст. 51.1); 22 подписи, поскольку сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 04.08.2017 №И-9862) (пп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 11 ст. 51.1 Кодекса).

Судом установлено, что заключение эксперта ФИО6 было изложено в письменной форме в виде отдельного документа - справки об исследовании № И-9863 1 от 04.08.2017. Данный документ соответствует всем требованиям, предусмотренными Методическими рекомендациями, утвержденными ЦИК от 13.06.2012 года (п.3) Каждая заполненная страница указанной справки об исследовании подписана экспертом- почерковедом ФИО6 и заверена печатью. В судебном заседании был обозрен подлинник указанного документа и установлено, что он содержит в себе все необходимые сведения и реквизиты, в том числе печать.

Допрошенный в качестве эксперта в судебном заседании старший эксперт отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю ФИО6., предупрежденный об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, полностью подтвердил изложенные им выводы в справке об исследовании от 04.08.2017 года. Пояснил, что на основании запроса Избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула, им было проведено исследование подписных листов с подписями избирателей. Данный вид исследования имеет специфику и оно производится в усеченном варианте, путем визуального исследования, с применением технического средства- лупы. При исследовании определяется пригодны ли для идентификации записи, исследуются общие и частные признаки почерка. Эксперт руководствуется методикой, разработанной и утвержденной экспертно-криминалистическим центром. Когда возникают сомнения или невозможно сделать однозначный вывод, все сомнения в подлинности выполнения подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи. Доля ошибки при данной методике исследования составляет менее 1%. При исследовании краткой записи – даты устанавливаются также общие и частные признаки, направление рефлекторного движения, петельки в форме соединений, отдельные элементы соединений. При исследовании рукописного текста в графах 2-5 также исследуются общие и частные признаки почерка, при этом исследуется также почерк лица, заполнившего строку «Подписной лист удостоверяю». Им были установлены нарушения, которые отражены в справке об исследовании. При выводах в части наличия исправлений, им учитывались только те исправления, которые не позволяют однозначно толковать написанное, например: исправлена цифра или буква. Подписи, имеющие помарки, обведения написанного текста к таким исправлениям не относились и в исследовании не указывались.

Оснований не доверять эксперту у суда не имеется.

Доводы административного истца о том, что заключение эксперта не содержит в себе обоснования выводов, и эксперт не предупреждался об уголовной ответственности и поэтому не может быть признано надлежащим доказательством по делу, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм избирательного законодательства и противоречат разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности признания 186 и 22 подписей недействительными на основании представленного исследования.

Оценивая признанные избирательной комиссией г.Барнаула недействительными 110 подписей по основанию -п.п.з п.6.4 ст. 38 ФЗ, п.8 ст. 51.1 Кодекса- сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ведомостям проверки подписных листов № 2, № 3 и итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае» от 6 августа 2017 года признаны недействительными по основанию «Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме» 110 подписей избирателей:

- в папке № 2 лист - 72 (5 подписей), лист 75 (5 подписей);- в папке № 5 - лист № 46 (5 подписей), лист 47 (5 подписей), лист 48 (5 подписей), лист 49 (5 подписей), лист 50 (5 подписей), лист 51 (5 подписей), лист 52 (5 подписей), лист 53 (5 подписей), лист 54 (5 подписей), лист 55 (5 подписей), лист 56 (5 подписей), лист 69 (5 подписей), лист 70 (5 подписей), лист 71 (5 подписей), лист 72 (5 подписей), лист 73 (5 подписей), лист 74 (5 подписей), лист 75 (5 подписей), лист 76 (5 подписей), лист 83 (5 подписей).

Судом установлено, что в папке № 2 на листах 72, 75, в папке № 5, на листах 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не содержат даты выдачи паспорта.

В папке № 5, на листах 66, 67, 68, 83, 84 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не содержат полный адрес места жительства (не указано муниципальное образование, в котором проживает лицо, осуществляющее сбор подписей).

Данные нарушения, в силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 8 статьи 51.1 Кодекса, являются недопустимыми, в соответствии с указанными нормами, все подписи в подписном листе признаются недействительными, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Требования к содержанию сведений о лице, осуществляющем сбор подписей предусмотрены пунктом 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 8 статьи 47 Кодекса, из которых следует, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Отсутствие в данном случае наименования муниципального образования препятствует однозначному восприятию места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, отсутствие даты выдачи паспорта является нарушением, в связи с чем, избирательная комиссия обоснованно признала подписи в количестве 110 штук недействительными. Данные сведения являются обязательными в силу прямого указания закона.

В силу пункта "е" части 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

При проверке судом 5 подписей, признанных недействительными по указанному основанию в связи с наличием неоговоренных исправлений в датах их внесения в подписной лист, судом исследовались подписные листы и подписи. Нарушения, а именно, неоговоренные исправления имелись во всех подписях в части исправления даты внесения подписи, в связи с чем, избирательной комиссией муниципального образования города Барнаула обоснованно признаны 5 подписей недействительными.

Судом установлено, что 46 подписей избирателей были признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности. При проверке законности и обоснованности признания указанных подписей недействительными, судом были изучены и исследованы подписные листы и справка УМВД России по г.Барнаулу от 04.08.2017 № 18\8/2657, по результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах избирательного объединения у Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае, оформленной в виде таблицы.

В следующих подписных листах неверно указаны паспортные данные избирателей:

папке №1 лист №23 подпись №5; папка №1 лист №39 подпись №4; папка №1 лист 40 подпись №3; папка №1 лист №55 подпись № 3; папка № 2 лист №13 подпись №2; папка № 2 лист № 13 подпись № 4; папка № 2 лист № 21 подпись №4; папка № 2 лист № 27 подпись № 4; папка №2 лист № 42 подпись № 4; папка № 2 лист №104 подпись №4; папка №2 лист №108 подпись № 4; папка №5 лист №3 подпись №5; папка №5 лист № 61 подпись № 3;

В следующих подписных листах неверно указаны паспортные данные и адрес избирателей: папка №2 лист №23 подпись № 4; папка №2 лист №23 подпись № 5; папка № 2 лист № 40 подпись № 2; папка №2 лист №102 подпись № 5; папка № 2 лист №103 подпись № 5; папка №2 лист № 104 подпись № 5.

В подписных листах неверно указан год рождения и отчество избирателя: папка №1 лист № 39 подпись №5.

В подписных листах неверно указан год рождения избирателя: папка № 2 лист № 95 подпись № 4.

В подписных листах неверно указана фамилия избирателя: папка № 1 лист №48 подпись № 4.

В подписных листах неверно указан адрес избирателей:

папка № 1 лист № 45 подпись № 5; папка № 1 лист № 70 подпись № 4; папка №2 лист № 13 подпись №1; папка № 2 лист №40 подпись №3; папка №1 лист №75 подпись №5; папка № 2 лист № 57 подпись № 1; папка №2 лист №59 подпись № 5; папка №2 лист №104 подпись №3; папка №2 лист №105 подпись № 4; папка № 2 лист №106 подпись №4; папка № 2 лист № 67 подпись №2; папка № 2 лист №68 подпись №4; папка № 2 лист № 71 подпись №4; папка № 5 лист № 42 подпись № 5; папка № 5 лист № 57 подпись № 4, папка № 5 лист №61 подпись 1, № папка №5 лист № 64 подпись № 1.

В подписных листах нет регистрации по указанному избирателем месту жительства:

папка №1 лист №58 подпись №4 ; папка № 2 лист №1 подпись № 1; папка №2 лист № 15 подпись № 5; папка № 2 лист № 31 подпись № 1; папка №2 лист №41 подпись №5 ; папка №1 лист № 72 подпись № 3; папка №1 лист №76 подпись № 2; папка № 2 лист №45 подпись № 1.

Следовательно, имелись предусмотренные законом основания для признания данных подписей недействительными.

Признанные недействительными по иным основаниям подписи избирателей : 1 подпись лица, не обладающего активным правом в муниципальном избирательном округе (папка 1, лист 70 строка 2), 3 подписи – не указан год рождения ( в возрасте 18 лет на день голосования число и месяц) -папка 1 лист50 строка 2,3; 2 подписи – нет или неполные паспортные данные избирателя ( папка 2 лист53 строка3,лист 86 строка 5,), 2 подписи –нет или неполный адрес места жительства ( папка 1 лист 3 строка 2, папка 5 лист 1 строка 1), 6 подписей –неоговоренные избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, в сведениях об избирателе (папка 1, лист 1 строка1; лист 2 строка 5, лист 7 строка 2, папка 2 лист 65 строка 4, лист 78 строка 5, папка 5 лист 5 строка 5), судом проверены путем исследования указанных подписных листов и подписей избирателей.

Все указанные нарушения нашли свое подтверждение, в связи с чем, данные подписи обоснованно признаны административным ответчиком недействительными.

Таким образом, судом установлено, что общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составило 383 подписи, что превышает 10% от общего числа подписей, подлежащих проверке, а также недостаточно количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.

С учетом изложенного, действия избирательной комиссии, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательным объединением в Избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула, в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.

Анализируя в совокупности представленные доказательства по делу и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

административное исковое заявление Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае о признании решения Избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула от 09 августа 2017 года № 15/97-7 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья          Малешева Л.С.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СПОРАМ ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

Решение суда об оспаривании решения

Барчо М.Ю., Хименко М.А., Цукахин П.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании отказа в оказании муниципальной услуги № от дд.мм.гггг недействительным, обязанииа...

Решение суда об отмене регистрации кандидата

Путинцев В.П. обратился в Кировский районный суд с административным исковым заявлением к Горбатенко С.С. об отмене регистрации кандидата.В обоснование административных исковых требований Путинцевым В.П. указано, что дд.мм.гггг решением № Ленинской...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru