Решение суда о признании отказа незаконным, повторном рассмотрении заявления № 2а-3509/2017 ~ М-2761/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2017 года                                              г.Иркутск

           Октябрьский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Островских Я.В., при секретаре Кильмаматовой А.Р., с участием представителя административного истца Беловой М.В., представителя административного ответчика Перерешко М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3509/2017 по административному иску Кочергин А.В. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании отказа незаконным, повторном рассмотрении заявления,

УСТАНОВИЛ:

           В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что является собственником гаража, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, гаражный бокс №, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности от Дата. С целью осуществления своих конституционных прав и оформления прав на земельный участок обратился к кадастровому инженеру, были выполнены работы по инвентаризации земельного участка и подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Дата обратился в министерство имущественных отношений Адрес с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием земельного участка под эксплуатацию существующих индивидуальных гаражей. В министерстве имущественных отношений выдали письмо от Дата об отказе в утверждении схемы, поскольку испрашиваемый земельный участок невозможно разделить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанном здании принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора. Согласно п.5 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган. Считает данный отказ незаконным, поскольку земельный участок был предоставлен Гаражному кооперативу № до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть в соответствии с нормами права, действовавшего на момент его предоставления, а потому при принятии оспариваемого решения государственный орган был обязан учесть нормы права, действовавшие на момент предоставления земельного участка. Кроме того, в соответствии с п.5 ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Право собственности на гараж у Кочергин А.В. зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права Адрес от Дата. Границы земельного участка, выделенного гаражному кооперативу № были определены и установлены в соответствии с нормами действующего на момент выделения земельного участка законодательства по постановлению мэра Адрес №. Административный истец просил суд признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, Адрес, гаражный бокс №, площадью 20 кв.м., с разрешенным использованием земельного участка под эксплуатацию существующих индивидуальных гаражей, обязать Министерство имущественных отношений Адрес повторно рассмотреть заявление Кочергин А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, Адрес, гаражный бокс №, площадью 20 кв.м., с разрешенным использованием земельного участка под эксплуатацию существующих индивидуальных гаражей, в порядке и сроки, предусмотренные законом.

           В судебное заседание административный истец Кочергин А.В. не явился, его представитель Белова М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.

           Представитель административного ответчика Перерешко М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала заявленные административные требования.

           Представитель заинтересованного лица Гаражного кооператива № в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

           Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся административного истца и представителя заинтересованного лица в порядке ст. 226 КАС РФ.

           Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

           В силу ст. 218 КАС РФ каждый гражданин имеет возможность обратиться с административным иском в суд общей юрисдикции, если считает, что его права, свободы и (или) законные интересы нарушены и (или) оспорены, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности неправомерными действиями (решениями, бездействием) органа местного самоуправления.

           В соответствии с ч.ч.8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

           В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

           Граждане вправе иметь в частной собственности землю (ст.36 Конституции РФ).

           В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

           В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

           Судом установлено, что административный истец Кочергин А.В. на основании справки № от Дата Гаражного кооператива № Адрес является собственником нежилого помещения -гаражного бокса (гаража), общей площадью 51,3 кв.м., этаж 1-2, тех.этаж, подвал, расположенного по адресу: Адрес, Гаражный кооператив №, Адрес, гаражный бокс №, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от Дата, кадастровым паспортом и схемой земельного участка от Дата, справкой-характеристикой объекта от Дата.

           На основании решения общего собрания членов гаражного кооператива № о приватизации земельных участков под гаражными боксами, протокол № от Дата, правление гаражного кооператива приняло решение удовлетворить просьбу члена кооператива Кочергин А.В. о предоставлении ему земельного участка под гаражным боксом № в собственность, с образованием данного земельного участка путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером №.

           Гаражному кооперативу № Дата был выдан акт на право постоянного бессрочного пользования земельным участком, Дата мэром Адрес было принято Постановление «Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка, расположенного в Адрес, м-р ........», в котором указывается о предоставлении гаражному кооперативу № земельного участка, площадью 72 006 кв.м., расположенного в Адрес, м-р ........, в бессрочное (постоянное) пользование под эксплуатацию существующих индивидуальных гаражей.

           По данным филиала ФГБУ «........» по Адрес от Дата право собственности как на спорный земельный участок с кадастровым номером №, так и на весь земельный участок под гаражным кооперативом в настоящее время не оформлено.

           С целью предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка по адресу: Адрес, Гаражный кооператив №, Адрес, для эксплуатации гаража №, Дата административный истец с соответствующим заявлением обратился в министерство имущественных отношений Адрес.

           Письмом от Дата министерством имущественных отношений Адрес Кочергин А.В. было отказано в удовлетворении заявления, с указанием на то, что истец, являясь собственником нежилого помещения, расположенного в здании, должен был обратиться с заявлением совместно с остальными собственниками помещений в здании (п.5 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

           Земельный кодекс РФ предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

           В соответствии с п.5 ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

           В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

           На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

           В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

           Согласно п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

           На основании п.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса РФ", юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст. 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.

           В соответствии с п.2.1 ст. 3 указанного закона, пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: гаражным потребительским кооперативам. Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

           В силу п.3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

           В соответствии с требованиями вышеприведенных п.п.2 и 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", а также п. 3 ст. 20 ЗК РФ, у лиц, владеющих на праве собственности гаражами, расположенными на предоставленных земельных участках для строительства индивидуальных гаражей в системе созданных гаражных кооперативов, которым земельные участки были предоставлены до введения в действие Земельного кодекса РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим на тот период времени законодательством и компетентным органом, в настоящее время возникает право на бесплатную передачу в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

           Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

           Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

           Пунктом 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

           Из смысла п.1 ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст.ст.128, 133 ГК РФ следует, что земельные участки и части земельных участков являются объектами гражданских отношений. Неделимый земельный участок - это такой земельный участок, в отношении которого невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом. Делимый земельный участок может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

           Судом установлено, что согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории гараж истца является составной частью выстроенного на земельном участке гаражного комплекса, индивидуально обособлен, спорный земельный участок 38:36:000023:32 под гаражом истца входит в состав общего земельного участка, предоставленного в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшего использования гаражей.

           Для приобретения прав на спорный земельный участок в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, административный истец должен получить утвержденную ответчиком схему расположения земельного участка, содержащую разрешенное использование данного земельного участка. Земельный участок под эксплуатацию существующего индивидуального гаража, об утверждении схемы которого просит истец, не является неделимым, ответчиком не представлено доказательств тому, что указанный земельный участок не соответствует требованиям к образуемым и измененным земельным участкам, указанным в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, следовательно отказ в утверждении схемы изложен без соблюдения требований норм Земельного кодекса РФ, создает препятствия административному истцу в прохождении дальнейшей предусмотренной Земельным кодексом РФ процедуры оформления права на земельный участок в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, в связи с чем является незаконным, и допущенные нарушения подлежат устранению путем повторного рассмотрения заявления Кочергин А.В.

           В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

           Учитывая, что оспариваемый отказ вынесен министерством имущественных отношений Иркутской области Дата, а административный истец обратился в суд с настоящим административным иском Дата, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

           Административные исковые требования Кочергин А.В. удовлетворить.

           Признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, Адрес, гаражный бокс №, площадью 20 кв.м., с разрешенным использованием земельного участка под эксплуатацию существующих индивидуальных гаражей.

           Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление Кочергин А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, Адрес, гаражный бокс №, площадью 20 кв.м., с разрешенным использованием земельного участка под эксплуатацию существующих индивидуальных гаражей, в порядке и сроки, предусмотренные законом.

           Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено Дата в ........

Судья:                                                                                  Я.В. Островских

........

........

........

........

........


 

Решения судов по оспариванию решений, действий (бездействий) военного комиссариата:

Решение суда о признании решения призывной комиссии Курчатовского района Челябинского городского округа № 14 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отмене, признании за Ананьевым С.А. права на проведение дополнительного исследования состояния здоровья, возложении на административ

Ананьев С.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Курчатовского района Челябинского городского округа о признании решения призывной комиссии Курчатовского района Челябинского городского округа № 14 от дд.мм.гггг незаконным...

Решение суда об оспаривании отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования и возложении обязанности устранить допущенные нарушения

Шагалов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» об оспаривании отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования и возложении обязанности устранить допущенные наруш...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru