Решение суда об отказе в осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, обязании организовать контрольные (надзорные) мероприятия № 2а-4639/2017 ~ М-3694/2017

Дело № 2а-4639/17                                        

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Хабаровск                                 24 августа 2017 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Чижовой Н.А., при секретаре Магомедовой Д.С., с участием представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным решения об отказе в осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, обязании организовать контрольные (надзорные) мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным решения об отказе в осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, обязании организовать контрольные (надзорные) мероприятия.

В обоснование заявления указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано свидетельство о государственной регистрации права № на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 2750 м на юг от жилого дома по <адрес>, кадастровый №. Согласно выданному свидетельству никаких обременений данного земельного участка нет, в том числе в части нахождения на территории земельного участка линий электропередач (ЛЭП) и охранных зон. При этом, при осмотре земельного участка с кадастровым номером № было обнаружено 2 ЛЭП, собственник или иной законный владелец которых истцу не известен. Обе ЛЭП, проходящие через его земельный участок, находятся под напряжением, никем не обслуживаются, находятся в аварийном состоянии и представляют угрозу жизни и здоровью истца, а также окружающих людей, а также создают угрозу порчи и уничтожения имущества. ДД.ММ.ГГГГ для установления законного владельца данных ЛЭП, либо лиц, к которым указанные ЛЭП имеют непосредственное технологическое присоединение, и применения к данным лицам мер реагирования и ответственности он обратился в Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Ростехнадзор). ДД.ММ.ГГГГ исх. № Ростехнадзор направил в его адрес письмо, в котором сообщил, что ему не известно, кому принадлежат указанные сети и кто их обслуживает, а также к кому они присоединены, в связи с чем, отказал в контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении лица владеющими данными сетями. То есть, по мнению Ростехнадзора, отсутствие у него сведений о балансодержателе сетей или организаций, к которым присоединены указанные сети, освобождает Ростехнадзор, от возложенных на него обязанностей по контролю и надзору за объектами электроэнергетики.

Данная позиция Ростехнадзора нарушает следующие нормы права:

Согласно подпункту 5.3.1.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.2. Положения о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 267 (далее по тексту - Положение №), Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований надежности и безопасности в электроэнергетике, требований безопасности электрических установок и сетей.

В соответствии с пунктами 4.8, 4.8.1. Положения N 267 Ростехнадзор выдает и ведет учет разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам. Таким образом, на земельном участке проходят 2 ЛЭП по 6кВ и Ростехнадзор, как контролирующий и надзорный орган, обязан знать их законного владельца или балансодержателя, В ином случае данные ЛЭП не могли быть введены в эксплуатацию. Если же данные ЛЭП были введены в эксплуатацию без уведомления Ростехнадзора, а и их законный владелец не установлен, Ростехнадзор должен определить организацию к чьим сетям подключены незаконно построенные и введенные в эксплуатацию ЛЭП, проходящие по земельному участку и применить меры государственного контроля к данным организациям, так как данные ЛЭП находятся под напряжением, в аварийном состоянии и представляют угрозу моей жизни и здоровью, а также окружающих людей, а также создают угрозу порчи и уничтожения имущества истца.

Просит признать незаконным решение Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ЛЭП, проходящих через земельный участок с кадастровым номером №. Обязать Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору организовать контрольные (надзорные) мероприятия в отношении ЛЭП, проходящих через земельный участок с кадастровым номером №, в виде: осуществить осмотр ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым №; установить принадлежность на праве собственности или владения на ином законном основании ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым номером №; установить какая сетевая организация или иной законный владелец ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым номером №, обязана осуществлять ремонт и содержание указанных ЛЭП, расположенных на данном земельном участке; установить, в случае отсутствия собственника или иного законного владельца ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым номером №, наименование сетевой организации или иного законного владельца сетей, к которым подключены указанные ЛЭП, расположенные на земельном участке кадастровым номером №; принять меры реагирования к собственнику или иному законному владельцу ЛЭП, либо к лицу, к которому присоединены данные ЛЭП, в случае отсутствия собственника или иного владельца, по приведению ЛЭП в состояние, отвечающее требованием безопасности и технической исправности, предусмотренным действующим законодательством.

В судебное заседание административный истец не явился, представил заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика требования не признал, ссылаясь на доводы письменных возражений, в том числе указав на то что, кроме Ростехнадзора заявитель с аналогичными требованиями обращался в органы местного самоуправление и <адрес>, где ему было отказано в связи с тем, что в отношении указанных им сетей не установлен собственник, имеет место длительное отсутствие обслуживания, отсутствует какая-либо документации, в том числе отсутствие её в реестре Администрации соответствующего района, кроме того отсутствует информация об учете данных линий на балансе сетевых организаций.

Доводы и требования жалобы заявителя в отношении требований Ростехнадзора установить владельца сетей, организовать их обслуживание и переместить сети с его участка необоснованны и не соответствуют полномочиям Ростехнадзора. Согласно Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в установленной сфере деятельности. Дальневосточное управление Ростехнадзора является территориальным подразделением Федеральной службы и согласно установленных прав и полномочий, определенных Положением об управлении, требованиями Административных регламентов, положениями ФЗ-294 от 2006 года вправе осуществлять надзор и проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе по обращениям граждан в установленной сфере деятельности только в отношении конкретных юридических и физических лиц. В данном случае согласно установленных Законом прав и полномочий Управление не наделено правом проводить мероприятия по розыску владельцев в отношении указанных им неизвестных электрических сетей, а так же не правомочно признавать данные сети бесхозными и принимать меры по организации их надлежащего обслуживания и переноса с территории заявителя.

С учетом изложенных в жалобе обстоятельств, указанные высоковольтные сети согласно ст. 225 ГК РФ обладают признаками бесхозности (не установлен собственник, длительное отсутствие обслуживания, отсутствием в отношении линии какой-либо документации, отсутствие её в реестре Администрации соответствующего района, отсутствием её на балансе сетевых организаций)

С учетом наличия признаков бесхозности высоковольтных линий, реальной угрозы возникновения пожара и жизни и здоровья людей обязанность незамедлительного приведения указанных высоковольтных линий в надлежащее состояние, постановки на учет, передачи их на обслуживание сетевым организациям, а при необходимости и целесообразности переноса с участка заявителя возлагается Законом непосредственно на <адрес>, в границах территории которой находится данный объект.Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий

Кроме того наличие высоковольтных линий создают предпосылки возникновения ЧС, предотвращение которых на подведомственной территории согласно Закону отнесено к полномочиям соответствующей Администрации.

Просил отказать в удовлетворении, заявленных требований.

Аналогичные пояснения дал в судебном заседании старший государственный инспектор отдела энергетического надзора ФИО5

Выслушав доводы участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что административным истцом приобретен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 2750 м на юг от жилого дома по <адрес>, кадастровый №.

Установлено и не оспаривается сторонами, что через указанный участок проходят ЛЭП, владелец которых административному истцу неизвестен.

Также истцу, согласно пояснениям его представителя в судебном заседании, не известно в какой период до или после оформления права собственности на земельный участок были установлены указанные ЛЭП, которые, как следует из пояснений административного истца и его представителя находятся в аварийном состоянии.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением к руководителю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с требованием осуществить осмотр ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым номером №; установить принадлежность на праве собственности или владения на ином законном основании ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым номером №; установить какая сетевая организация или иной законный владелец ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым номером №, обязана осуществлять ремонт и содержание указанных ЛЭП, расположенных на данном земельном участке; установить, в случае отсутствия собственника или иного законного владельца ЛЭП, проходящих по земельному участку с кадастровым номером №, наименование сетевой организации или иного законного владельца сетей, к которым подключены указанные ЛЭП, расположенные на земельном участке кадастровым номером №; принять меры реагирования к собственнику или иному законному владельцу ЛЭП, либо к лицу, к которому присоединены данные ЛЭП, в случае отсутствия собственника или иного владельца, по приведению ЛЭП в состояние, отвечающее требованием безопасности и технической исправности, предусмотренных действующим законодательством.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указало, что управление вправе организовать контрольные мероприятия в отношении конкретного юридического лица собственника (балансодержателя) либо эксплуатирующей организации, то есть по сути, отказало в удовлетворении заявления.

Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Согласно разделу 5 указанного постановления Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе (п. 5.3.1.6) осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики.

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 267 утверждено Положение о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно указанному Положению Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований надежности и безопасности в электроэнергетике, требований безопасности электрических установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) (п. 4.1.2).

Пределы компетенции Дальневосточного управления Ростехнадзора в осуществлении функций надзора и контроля определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым устанавливается порядок проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц.

Таким образом, ответ, который дан Дальневосточным управлением Ростехнадзора административному истцу на его обращение, является обоснованным.

Ссылки административного истца на отдельные пункты Положения о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", утверждённого приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 267, положения ФЗ Об электроэнергетике, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств…, являются несостоятельными, поскольку указанные положения нормативных актов не наделают административного ответчика полномочиями по исполнению действий, требования об исполнении которых предъявлено в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ

Суд приходит к выводу о том, что при установленных обстоятельствах дела административным истцом избран неверный способ защиты своего права, ответ Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ за № прав административного истца не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным решения об отказе в осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании организовать контрольные (надзорные) мероприятия в отношении ЛЭП, проходящих через земельный участок с кадастровым номером №, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Копия верна.

Судья                        Н.А. Чижова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о полной компенсации расходов на проезд к месту санаторно-курортного оздоровительного учреждения и обратно

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению МВД России по о полной компенсации расходов на проезд к месту санаторно-курортного оздоровительного учреждения и обратно.В обоснование заявленных требований указав, что является пенсионером ВВ МВД России, ...

Решение суда об освобождении земельного участка от индивидуального отдельно стоящего гаража

АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала «Хабаровские электрические сети» обратилось в суд иском к ФИО1 об освобождении земельного участка от индивидуального отдельно стоящего гаража, мотивируя требования тем, что в с...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru