Решение суда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности № 2а-4651/2017 ~ М-4596/2017

Дело № 2а-4651/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2017 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Аникиной Л.А.,

при секретаре            Жарковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Государственной инспекции Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Центрального района г.Барнаула обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции Алтайского края с требованием о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что 08.06.2017 в прокуратуру Центрального района г.Барнаула из администрации Центрального района г.Барнаула поступила информация по факту строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу г.Барнаул, ...., без разрешения на строительство. В ходе проверки факт строительства указанного объекта нашел свое подтверждение. 22.06.2017 информация и материалы проверки для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ направлены в Государственную инспекцию Алтайского края. 24.07.2017 материалы проверки Государственной инспекции Алтайского края возвращены в прокуратуру района. Основанием возвращения материалов послужило то обстоятельство, что по мнению Государственной инспекции Алтайского края, у нее отсутствуют полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении. Должностные лица Государственной инспекции Алтайского края вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных согласно КоАП РФ к подведомственности органов, осуществляющих государственный строительный надзор.

На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Государственной инспекции Алтайского края по не рассмотрению материалов проверки по факту строительства капительного строительства, расположенного по адресу г.Барнаул, .... без разрешения на строительство. Обязать Государственную инспекцию Алтайского края рассмотреть материалы проверки по факту строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу г.Барнаул, .... без разрешения на строительство, в порядке, установленном КоАП РФ.

В судебном заседании административный истец прокурор Центрального района г.Барнаула Ефимова О.Н. на требованиях настаивала по доводам изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции Алтайского края Суховей Е.И. против заявленных требований возражала, по доводам изложенным в письменном отзыве, просила отказать.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Как установлено материалами дела, комиссией в составе главного специалиста Лебяжинской сельской администрации С.В. Колесниковой, ведущего специалиста Лебяжинской сельской администрации Г.А.Татаринцевой, произведен визуальный осмотр земельного участка по адресу .....

Администрацией Центрального района г.Барнаула выявлен факт самовольного строительства капитального объекта на земельном участке по адресу ..... Разрешение на строительство индивидуального жилого дома администрацией Центрального района г.Барнаула по данному адресу не оформлялось.

По факту выявленных нарушений, администрация Центрального района г.Барнаула направила в прокуратуру Центрального района г.Барнаула материалы для принятия мер воздействия к владельцу земельного участка в пределах компетенции.

Согласно выписки из ЕГРП от 16.05.2017 правообладателем земельного участка расположенного по адресу .... является Нурматов А.Э.

Прокуратурой Центрального района г.Барнаула по обращению администрации Центрального района г.Барнаула установлено, что по вышеуказанному адресу осуществляется строительство объекта капитального строительства без соответствующего разрешения. На момент осмотра земельного участка выполнены работы по заливке фундамента объекта капитального строительства.

Поскольку полномочия по возбуждению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 23.56, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ обладает Государственная инспекция Алтайского края, прокуратурой Центрального района г.Барнаула в Государственную инспекцию Алтайского края направлен материал для разрешения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших указанные нарушения.

Из ответа Государственной инспекцией Алтайского края от 19.07.2017, направленного в адрес прокурора Центрального района г.Барнаула, следует, что в их компетенцию не входит осуществление госстройнадзора при строительстве вышеназванного объекта, правовые основания, в том числе в силу ст. 1.3, 1.3.1, 1.6 КоАП РФ, для осуществления Государственной инспекцией Алтайского края производства по делам об административных правонарушениях, совершенных при его строительстве, так же отсутствуют. Из материалов проверки следует, что объект не подпадает под действие федерального госстройнадзора, в связи с чем, передача материалов для возбуждения административного производства ему также не представляется возможной

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 23.56 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 9.4, 9.5, ст. 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), ч. 3 ст. 9.16, ст. 14.44 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 определено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Согласно п. 1.1. Положения о Государственной инспекция Алтайского края, утвержденного Указом губернатора Алтайского края от 25.07.2014, инспекция является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим, в том числе региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Инспекция реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет проверки:

соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

наличия разрешений на строительство, выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдения иных обязательных требований в соответствии с предметом государственного строительного надзора, установленного законодательством Российской Федерации (п.2.2.1)

В соответствии с п. 2.7 Положения, инспекция осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право проводить инспекционные обследования, плановые и внеплановые проверки в соответствии с полномочиями Инспекции в установленной сфере деятельности; составлять по результатам проведенных проверок акты; составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать административные взыскания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В сфере регионального государственного строительного надзора беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей; составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых давать предписания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, Государственная инспекция Алтайского края осуществляет региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, должностные лица Государственной инспекции Алтайского края в силу вышеназванного Положения осуществляют проверки наличия разрешений на строительство и вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях к подведомственности органов, осуществляющих государственный строительный надзор.

Как следует из п. 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведен: затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Жилой дом в силу норм градостроительного законодательства относится к объекту капитального строительства, на который требуется разрешение.

Как следует из акта визуального осмотра земельного участка от 29.05.2017, оформленного специалистами органа местного самоуправления, на земельном участке по вышеуказанному адресу ведутся работы по строительству жилого дома, залит фундамент, указаны его размеры.

Указанный документ ни кем не оспорен, доказательств обратного не имеется.

В то же время, Государственная инспекция Алтайского края, наделенная полномочиями осуществляют проверки наличия разрешений на строительство, при поступлении материала из прокуратуры Центрального района г. Барнаула соответствующих действий не произвела.

Представитель Государственной инспекции Алтайского края в судебном заседании пояснила, что были изучены лишь полученные документы, фотоматериал, по документам ими определено, что строительство на объекте не ведется, объект зарос травой, указанный объект им не поднадзорен.

В данном случае, позиция административного ответчика в отношении не подведомственности ему вопросов осуществления производства по делам об административных правонарушениях, перечисленных в статье 23.56 КоАП РФ, является ошибочной, ввиду того, что вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию предусмотрена ст. 9.5 КоАП РФ.

При этом, в силу положений ст. 23.56 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.5, органы, осуществляющие государственный строительный надзор, к которым в данном случае и относится Государственная инспекция Алтайского края.

Следовательно, бездействие административного ответчика, возвратившего материал (а равно, материал проверки) в прокуратуру Центрального района г. Барнаула без совершения предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях действий и принятия соответствующих решений, является незаконным.

Согласно ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Поскольку в силу ч. 2 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура в своей деятельности не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, то прокуратура района вправе была передать материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.5 КоАП РФ в инспекцию, к полномочиям которой и относится возбуждение дела о таком правонарушении.

В указанной части доводы административного ответчика также не состоятельны.

Оснований для оставления административного иска без рассмотрения по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ не имеется, поскольку несоблюдение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, нарушает право каждого на благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности.

При изложенных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению. Бездействие Государственной инспекции Алтайского края по нерассмотрению материалов проверки по факту строительства объекта капитального строительства, расположенного в ...., .... без разрешения на строительство, направленные прокурором 22.06.2017 признается судом незаконным. На ответчика суд возлагает обязанность рассмотреть материалы проверки по факту строительства объекта капитального строительства, расположенного в ...., .... без разрешения на строительство, направленные прокурором 22.06.2017. в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственной инспекции Алтайского края по нерассмотрению материалов проверки по факту строительства объекта капитального строительства, расположенного в .... без разрешения на строительство, направленные прокурором 22.06.2017.

Возложить на Государственную инспекцию Алтайского края обязанность рассмотреть материалы проверки по факту строительства объекта капитального строительства, расположенного в ...., .... без разрешения на строительство, направленные прокурором 22.06.2017. в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.А. Аникина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании суммы выплаченного кредита, исполнительского сбора

Мозгунова В.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Литвиновой Л.А., в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму долга, погашенного истцом по кредитному договору в размере 363 551,94 руб., исполнительский сбор в сумме 14 183,77 ру...

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

Ведерников В.Е. обратился в суд с иском к Министерству финансов Алтайского края, УФСИН России по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 40000000 рублей с ка...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru