Решение суда о признания бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить установление границы водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта № 2а-4187/2017 ~ М-4498/2017

Дело № 2а-4187/17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2017г.                                                                                      г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретаре Сулеймановой Р.Р,

с участием: представителя административного истца,

в отсутствие: представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признания бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить установление границы водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным бездействия Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Барыш, а так же обязании ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда провести работы по: определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области; установлению на всем протяжении в пределах Ульяновской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр, в обоснование указав следующее.

Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Ульяновской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежныхзащитных полос водных объектов. Проверкой установлено бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.

Ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, например, о предоставлении земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства.

Согласно сведениям государственного водного реестра на территории Ульяновской области протекает река Барыш. Водный объект используется комплексно (для целей отдыха населения, рыболовства, сброса сточных вод и забора поверхностных вод и др.).

Однако, несмотря на внесенное прокуратурой 04.03.2015г. представление, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Барыш ответчиком не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали.

На основании изложенного прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель административного истца Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры на удовлетворении иска настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещен. ранее в ходе рассмотрения настоящего дела иск не признал, пояснив, что Министерство не бездействует, поскольку предпринимало действия к выполнению данной обязанности, однако эти действия связаны с финансированием. Также полагал, что 12 месяцев будет недостаточно для выполнения указанных в иске действий.

Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление в судебном заседании не присутствовали, о дне рассмотрения дела извещены.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как предусмотрено ч. 2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

По мнению суда, заявленные прокурором требования являются обоснованными, на основании следующего.

Согласно п.17 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного ирастительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частями 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в силу п. 3 которых установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается:

а)    определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б)    описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитныхполос водного объекта, их координат и опорных точек;

в)    отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г)    установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Сведения о границах, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр (п.5).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков внадлежащем состоянии.

В соответствии с п.2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 данного Кодекса.

В соответствии с п. 1.5 Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 452-П, Министерство осуществляет установленные бюджетным законодательством функции главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета Ульяновской области, в том числе средств областного бюджета Ульяновской области, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, а также установленные бюджетным законодательством Российской Федерации функции главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

В силу п. 2.3 Положения Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, является органом государственной власти субъекта, обладающим переданными полномочиями РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ульяновской области.

К полномочиям Министерства, помимо прочих, относятся также участие в разработке и реализации государственных программ Ульяновской области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Ульяновской области; организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; разработке мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его, последствий вотношении водных объектов, находящихся в собственности Ульяновской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ульяновской области.

Судом установлено, что 04.03.2015г. прокурором Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры было вынесено в адрес Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области представление с требованиями устранить нарушения законодательства и установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Урень, предоставив соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов.

Из материалов настоящего административного дела следует, что сведения о береговой линии (границе водного объекта), водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта — р. Барыш в реестре границ отсутствуют, документы, необходимые для внесения сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта - р. Барыш, в орган регистрации права не поступали.

Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию ответчика, суд полагает возможным требования прокурора удовлетворить.

Однако, по мнению суда, более разумным для совершения ответчиком указанных в иске необходимых действий в соответствии с законодательством и, соответственно, исполнения настоящего решения суда будет срок 24 месяца с момента вступления решения в законную силу, а не 12 месяцев, как просит прокурор.

      Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Барыш.

Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда провести работы по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области, установлению на всем протяжении в пределах Ульяновской областиграниц водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                    И.И. Петрова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета

Сабитова Н.Н. обратилась в суд с иском к Сабитовой Г.Н. с требованиями признать ответчика прекратившей право пользования жилым помещением, квартирой, расположенной по адресу г, со снятием с регистрационного учета по данному адресу.В обоснование ис...

Решение суда о взыскании денежных средств

ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обратился в суд с иском к Кириллову В.Ю. с требованиями взыскать денежные средства в сумме 175 863 рублей 67 копеек как излишне выплаченные.Требования мотивированы тем, что cер...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru