Решение суда о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка № 2а-1515/2017 ~ М-1492/2017

Дело №2а-1515/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск                                 13 сентября 2017 года

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

    судьи Санатулловой Ю.Р.,

    при секретаре Козловой Е.А.,

    с участием представителя административного истца Трифоновой О.В.,

    представителя административных ответчиков администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска Четвергова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1515/17 по административному иску Сулеймановой Д.И. к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Сулейманова Д.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка.

В обоснование административного иска указано, что 17.09.2015г. Сулейманова Д.И. обратилась в администрацию г.Ульяновска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты>. в <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами № и № под индивидуальное жилищное строительство.

Письмом администрации г.Ульяновска от 22.10.2015г. она была приглашена в Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Ульяновска для разъяснения процедуры оформления земельно-правовых документов.

В рамках предусмотренной земельным законодательством процедуры, 20.11.2015г. в газете «Ульяновск сегодня» было опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении спорного земельного участка.

После публикации заявлений о предоставлении данного земельного участка в адрес администрации г.Ульяновска не поступало.

В связи с вступлением с 01.01.2016г. в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» все заявления, поступившие по вопросу предоставления земельных участков, по которым не были приняты решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, были направлены администрацией г.Ульяновска в адрес Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

21.07.2016 Сулейманова Д.И. обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

08.12.2016 Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области сообщил Сулеймановой Д.И., что на основании ее заявления администрацией г. Ульяновска было опубликовано извещение о возможном предоставлении земельного участка, в связи с чем, согласно Закону Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 ее заявление с представленными документами направлены в администрацию г.Ульяновска для принятия решения.

После данного ответа Сулейманова Д.И. повторно обратилась в администрацию г. Ульяновска.

В ответе от 23.12.2016 № 01-12/3774 Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска сообщило, что в течении 30 дней с момента публикации извещения обращений от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на спорный земельный участок не поступало. Также в ответе указано, что отказ Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не основан на нормах действующего законодательства и может быть оспорен в судебном порядке, поскольку, по мнению Управления, данная государственная услуга должна была быть оказана данным государственным органом и данным органом должно быть принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в силу ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

В последующем административный истец Сулейманова Д.И. обращалась в различные инстанции, но заявление по существу не рассмотрено.

18.05.2017г. она повторно обратилась в администрацию г. Ульяновска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.

В ответе Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 05.06.2017 № 01-12/2472 Сулеймановой Д.И. было отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка было опубликовано лишь в газете «Ульяновск сегодня», не было опубликовано на официальном сайте в связи с отсутствием технической возможности. В связи с чем, население муниципального образования «город Ульяновск» не было должным образом проинформировано о возможном предоставлении земельного участка. Кроме того, ранее функции по рассмотрению заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка были отнесены к полномочиям Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Ульяновска, которое решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016г. было упразднено. Дополнительно указано, что с 01.01.2016г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Административный истец полагает указанный отказ незаконным и необоснованным, поскольку Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО установлено, что в случае поступления заявлений от граждан и организаций в уполномоченный орган до вступления в силу положений настоящего Закона, решения и действия по таким заявлениям должны быть приняты (совершены) соответствующими органами местного самоуправления.

В связи с чем, Сулейманова Д.И. просит признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска от 05.06.2017г. №, и возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Административный истец Сулейманова Д.И. в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель административного истца Трифонова О.В. в судебном заседании административный иск по приведенным доводам поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что после подачи Сулеймановой Д.И. заявления о предоставлении земельного участка, информационное сообщение было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня», заявлений от заинтересованных лиц не поступило. Отсутствие у администрации г.Ульяновска в 2015г. технической возможности по опубликованию информационного сообщения на официальном сайте в сети интернет не может являться основанием к отказу в надлежащем рассмотрении заявления Сулеймановой Д.И., поскольку ее вины в этом не имеется.

Представитель административных ответчиков администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска Четвергов С.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что 17.09.2015г. в администрацию г.Ульяновска поступило заявление Сулеймановой Д.И. о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами № и № под индивидуальное жилищное строительство. С 01.01.2016г. вступил в силу Закон Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО, согласно которому полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. В связи с чем, администрация г.Ульяновска лишена возможности предоставить испрашиваемый земельный участок административному истцу. Кроме того, информационное сообщение о предоставлении земельного участка было опубликовано только в газете «Ульяновск сегодня», и не было опубликовано на официальном сайте в связи с отсутствием технической возможности, чем могут быть нарушены права граждан. Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Ульяновска, к полномочиям которого относилось рассмотрение заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016г. было упразднено.

Представитель заинтересованного лица Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Шамсутдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на административный иск просила требования Сулеймановой Д.И. удовлетворить, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка она обратилась в администрацию г.Ульяновска в 2015г.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 17.09.2015г. Сулейманова Д.И. обратилась в администрацию г.Ульяновска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 22.10.2015г. Сулейманова Д.И. приглашена в Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Ульяновска для разъяснения процедуры оформления земельно-правовых документов.

20.11.2015г. в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ опубликовано информационное сообщение в газете «Ульяновск сегодня» от 20.11.2015 №102.

21.07.2016 Сулейманова Д.И. обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

08.12.2016 Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области сообщил Сулеймановой Д.И., что на основании ее заявления администрацией г. Ульяновска было опубликовано извещение о возможном предоставлении земельного участка, в связи с чем, согласно Закону Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 ее заявление с представленными документами направлены в администрацию г.Ульяновска для принятия решения.

23.12.2016г. Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска Сулеймановой Д.И. дан ответ, в котором указано, что администрацией г.Ульяновска осуществлялась работа по рассмотрению заявления и принятия по нему мотивированного решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. 20.11.2015г. было подготовлено и опубликовано информационное сообщение в газете «Ульяновск сегодня». В течение тридцати дней со дня публикации извещения обращений от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды не поступало. Но в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» обязанность по рассмотрению заявления возложена на Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

На повторное обращение административного истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 05.06.2017г. (исходящий номер №) Сулеймановой Д.И. отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка было опубликовано только в газете «Ульяновск сегодня» и не было опубликовано на официальном сайте в связи с отсутствием технической возможности. Также указано, что ранее функции по рассмотрению заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка были отнесены к полномочиям Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Ульяновска, которое решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016г. было упразднено. Кроме того, Сулеймановой Д.И. рекомендовано обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, которое с 01.01.2016г. осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

По мнению суда, фактический отказ административного ответчика в предоставлении Сулеймановой Д.И. земельного участка по приведенным в указанном отказе основаниям является незаконным ввиду следующего.

В соответствии с п.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

В силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 01.01.2016 г. Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом ч. 3 ст. 2 указанного Закона установлено, что полномочия органов местного самоуправления по принятию решений и совершению действий, в том числе по предварительному согласованию предоставления земельного участка, должны быть приняты (совершены) по заявлениям, поступившим в органы местного самоуправления до 01.01.2016г., соответствующим органом местного самоуправления без учета положений Закона Ульяновской области № 85-30.

Учитывая, что Сулейманова Д.И. обратилась в администрацию г.Ульяновска 17.09.2015г., то есть до дня вступления в законную силу вышеуказанного Закона Ульяновской области, то решение и действия по ее заявлению в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ должны приниматься администрацией г.Ульяновска.

Факт отсутствия у администрации г.Ульяновска в 2015 году технической возможности публикации извещений о предоставлении земельных участков на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не может нарушать права Сулеймановой Д.И.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что в настоящее время в структуре администрации г.Ульяновска подразделения, в полномочия которого входит рассмотрение заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для освобождения администрации г.Ульяновска от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая изложенное, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Сулеймановой Д.И. о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 05 июня 2017г. № в предварительном согласовании Сулеймановой Д.И. предоставления земельного участка.

Вместе с тем, требования административного истца о возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд полагает заявленными преждевременно, поскольку фактически заявление Сулеймановой Д.И. о предоставлении земельного участка администрацией г.Ульяновска по существу не рассматривалось, установленная ст. 39.18 Земельного кодекса РФ процедура не соблюдена. При этом суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит распоряжение земельными участками.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административный иск Сулеймановой Д.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 05 июня 2017г. № в предварительном согласовании Сулеймановой Д.И. предоставления земельного участка.

Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть заявление Сулеймановой Д.И. от 17 сентября 2015г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                           Ю.Р. Санатуллова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.В административном иске указали, что дд.мм.гггг...

Решение суда о признании недействительным договора уступки права требования исполнения обязательств

Плешко В.А. обратился в суд с иском к Косоротову А.Г. о признании недействительным договора уступки права требования исполнения обязательств. В обоснование иска указал, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2016 дело №А40-75742/2015-18...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru