Решение суда об отказе в согласовании Васильеву О.В. публичного мероприятия в форме митинга № 2а-7013/2017 ~ М-5603/2017

                             Дело № 2а-7013/2017

2а-7014/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2017 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи         Стех Н.Э.,

при секретаре                     Голдобиной С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Зайнулина Р.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Зайнулину Р.В. публичного мероприятия в форме митинга, Васильева О.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Васильеву О.В. публичного мероприятия в форме митинга,

УСТАНОВИЛ:

Васильев О.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Васильеву О.В. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» <адрес> <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек.

Административные исковые требования мотивировал следующим.

Административным истцом <дата> года административному ответчику подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и ул. Пушкинская <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек.

<дата> года административный ответчик подготовил письмо № <номер>, в котором фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения. Административный ответчик указывает на невозможность проведения в заявленном месте проведения публичного мероприятия, ссылается на информацию Администрации города Ижевска об очередности использования специально отведенных мест, указанное в уведомлении место запланировано для проведения другого массового мероприятия, которое было направлено в Администрацию города Ижевска ранее другим организатором, ссылаясь на ст. 6 Закона УР от <дата> года № 71-РЗ. Организатору не предлагается выбрать иное место проведения публичного мероприятия. Нарушены права административного истца на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Зайнулин Р.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Зайнулину Р.В. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и ул. Пушкинская <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек.

Административные исковые требования мотивировал следующим.

Административным истцом <дата> года административному ответчику подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и <адрес> <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек.

<дата> года административный ответчик подготовил письмо № <номер>, в котором фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения. Административный ответчик указывает на невозможность проведения в заявленном месте проведения публичного мероприятия, ссылается на информацию Администрации города Ижевска об очередности использования специально отведенных мест, указанное в уведомлении место запланировано для проведения другого массового мероприятия, которое было направлено в Администрацию города Ижевска ранее другим организатором, ссылаясь на ст. 6 Закона УР от <дата> года № 71-РЗ. Организатору не предлагается выбрать иное место проведения публичного мероприятия. Нарушены права административного истца на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Указанные административные иски объединены в одно производство отдельным определением суда.

На основании ст. 41 КАС к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Удмуртской Республики.

В судебном заседании административный истец Зайнулин Р.В. административное исковое требование поддержал, просил его удовлетворить. При этом пояснил, что в ответах не было указано, что место занято именно Удмуртским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», не было предложено иное место проведения публичного мероприятия. Зайнулин Р.В. специально подал уведомление на проведение публичного мероприятия в месте большем, чем специально отведенное место, чтобы Правительство само выбрало, где Зайнулину Р.В. можно проводить публичное мероприятие. Удмуртским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» также было заявлено о проведении публичного мероприятия седьмого октября, однако фактически публичное мероприятие не было проведено. Считает, что административные ответчики договариваются с Удмуртским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», чтобы последнее подавало уведомления о проведении публичных мероприятий.

В судебное заседание административный истец Васильев О.В., его представитель Закиров И.Ш., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания, не явились. Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Васильева О.В. и его представителя в порядке ст. 150 КАС РФ.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики Ушаков Р.В. с административными исковыми заявлениями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.

При этом в устных и письменных пояснениях указал следующее.

1. Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики является ненадлежащим административным ответчиком.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5, частями 1 и 2 статьи 7, статьей 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и подпунктом «а» пункта 4 части 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 20 декабря 2012 года № 71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики» (далее - Закон Удмуртской Республики № 71-РЗ) компетенцией по рассмотрению уведомлений и согласованию проведения публичных мероприятий с заявленным организатором публичного мероприятия количеством участников свыше 3 000 человек обладает исключительно Правительство Удмуртской Республики.

Администрация Главы Удмуртской Республики не является уполномоченным органом исполнительной власти по смыслу Федерального закона № 54-ФЗ, является самостоятельным государственным органом, со своей установленной законодательством компетенцией, который не вправе подменять собой либо осуществлять установленные законодательством функции Правительства Удмуртской Республики без специального полномочия.

Соответственно, на Администрацию Главы Удмуртской Республики не может быть возложена обязанность согласовать проведение заявленного административным истцом публичного мероприятия, поскольку данный вопрос находится в исключительном ведении Правительства Удмуртской Республики.

Администрация Главы Удмуртской Республики (руководитель Администрации Главы Удмуртской Республики) осуществляет рассмотрение уведомлений и направление ответов о согласовании (не согласовании) проведения публичных мероприятий исключительно на основании поручения Правительства Удмуртской Республики (Председателя Правительства Удмуртской Республики) и от имени Правительства Удмуртской Республики.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по делу является Правительство Удмуртской Республики.

2. Заявления в части основания исковых требований полностью противоречат фактическим обстоятельствам дела и оспариваемым решениям Правительства Удмуртской Республики.

Оспариваемые решения Правительства Удмуртской Республики не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку указанные решения соответствуют федеральным нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действия (бездействия) органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) органа государственной власти не могут быть признаны незаконными.

В данном случае оба указанных условия отсутствуют.

По фактическому существу спора административные ответчики сообщают следующее.

2.1. Административные истцы утверждают, что информация о том, что место проведения публичного мероприятия занято, не является основанием для отказа в согласовании его проведения, которые, напротив, определены в законе исчерпывающим образом.

Исходя из части 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия в том числе в случае, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с указанным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Во исполнение части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ порядок использования специально отведенных мест установлен статьёй 6 Закона Удмуртской Республики № 71-РЗ. Согласно частям 1 и 2 статьи 6 названного Закона Удмуртской Республики в специально отведенных местах допускается проведение мероприятий с массовым присутствием людей в случае отсутствия информации о проведении в данном месте и в то же время публичного мероприятия. В одном специально отведенном месте в одно и то же время не может проводиться более одного публичного мероприятия.

Из вышеперечисленных положений следует, что Федеральным законом № 54-ФЗ установлен запрет на проведение в одном и том же специально отведенном месте в одно и то же время нескольких публичных мероприятий.

Администрация города Ижевска Удмуртской Республики согласовала Удмуртскому региональному отделению Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» (далее - УРО BOO «МГЕР») проведение публичных мероприятий <дата> года с 12 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на территории центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади (письма Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от <дата> года №№ <номер>.

Уведомления УРО BOO «МГЕР» о проведении указанных публичных мероприятий поступили в Администрацию города Ижевска Удмуртской Республики <дата> года в 13 час. 10 мин. и в 13 час. 15 мин., тогда как уведомления Административных истцов поступили в Правительство Удмуртской Республики позднее - в 14 час. 23 мин. (уведомление Зайнуллина Р.В.) и в 14 час. 24 мин (уведомление Васильева О.В.). Таким образом, уведомления о проведении публичных мероприятий были поданы Административными истцами позднее УРО BOO «МГЕР».

Следовательно, у Правительства Удмуртской Республики имелись основания для отказа Административным истцам в проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте, установленном постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата> года № <номер> и постановлением Администрации г. Ижевска от <дата> года № <номер> (далее - постановление Администрации г. Ижевска № <номер>).

2.1.1. Следует отметить, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия Административные истцы указали место его проведения, выходящее за границы специально отведённого места, указанные в постановлении Администрации г. Ижевска № <номер>.

Согласно названному постановлению Администрации г. Ижевска территория специально отведённого места на Центральной площади г. Ижевска ограничивается, помимо прочего, лестничным маршем восточной части площади, тогда как в уведомлении Административного истца место проведения публичного мероприятия ограничено ул. Пушкинской и более конкретно не обозначено.

В соответствии с частью 2.2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ пунктом 2 статьи 4 Закона Удмуртской Республики № 71-РЗ установлено, что проведение митингов также запрещается на остановочных пунктах транспорта общего пользования, в культурных организациях и на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, в которых располагаются культурные организации.

Территория проведения публичных мероприятий, указанная в уведомлениях Административных истцов, охватывает территорию, непосредственно прилегающую к зданию автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского» (ОГРН <номер>, место нахождения: 426057, Удмуртская Республика, <адрес>, далее - АУК УР «ГТОИБ УР им. П.И. Чайковского»). Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), основным видом экономической деятельности данного автономного учреждения является «деятельность в области исполнительных искусств» (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2 - 90.01 - включает организацию и постановку театральных, оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений; деятельность ансамблей, цирков и театральных трупп, оркестров и музыкальных групп; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, лекторов или ораторов, выступающих индивидуально).

Указанные факты в совокупности с положениями статей 3, 41 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года № 3612-1 позволяют сделать вывод о том, что АУК УР «ГТОИБ УР им. П.И. Чайковского» является организацией культуры, на территории, прилегающей к зданию которого, проведение публичных мероприятий запрещается в силу части 2.2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и пункта 2 статьи 4 Закона Удмуртской Республики № 71-РЗ.

2.2. Административный ответчик утверждает, что до его сведения не было доведено обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Однако, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П (далее - постановление Конституционного Суда РФ № 4-П), на уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не возложена обязанность в каждом случае предлагать организатору публичного мероприятия альтернативное место для проведения такого мероприятия.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации положения частей 1.2, 2.1 статьи 8, части 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ предоставляют всем заинтересованным лицам альтернативные возможности при выборе места проведения публичного мероприятия.

Таким образом, Федеральным законом № 54-ФЗ предполагается, что организатор публичного мероприятия вправе самостоятельно выбрать одно из специально отведённых мест, либо провести публичное мероприятие вне таких мест при условии соблюдения установленных законом требований.

3. Административными истцами фактически был нарушен установленный законом порядок подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий.

Федеральным законом № 54-ФЗ определен порядок реализации гражданами права проводить публичные мероприятия, в том числе в форме митингов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором публичного мероприятия в уполномоченный орган в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ,

выраженной в пункте 2.2 постановления Конституционного Суда РФ № 4-П):

«Возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию, в том числе, о месте проведения публичного мероприятия.

В противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия».

Однако, информация о месте проведения публичных мероприятий, указанная их организаторами в уведомлениях о проведении публичных мероприятий, в нарушение требования пункта 3 части 3 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ не позволяет определить конкретное место проведения заявленных митингов на территории Центральной площади города Ижевска.

При этом, площадь лишь небольшой части территории Центральной площади города Ижевска, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадной частью Дворца культуры «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади - т.е. специально отведенного места для проведения публичных мероприятий (в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2012 года № <номер>) составляет 10 972 кв. м.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 года № 4-П также выражена правовая позиция, в соответствии с которой организаторам публичных мероприятий принадлежит активная роль при определении мест проведения публичных мероприятий.

Кроме того, Конституционным Судом РФ отмечается, что исходящая от организатора публичного мероприятия инициатива реализации права на свободу мирных собраний объективно предполагает его заинтересованность в принятии всех возможных мер для проведения публичного мероприятия.

Организаторы же публичных мероприятий фактически определенного места на Центральной площади города Ижевска не указали, не предприняли мер по его конкретизации, фактически выразили свою незаинтересованность в реальном проведении митингов в заявленное время и в нужном им месте.

3.1. В свою очередь, Правительство Удмуртской Республики на основании норм Федерального закона № 54-ФЗ рассматривает и принимает решения исходя из буквальной информации, указанной организатором публичного мероприятия в уведомлении.

Правительство Удмуртской Республики не вправе определять за организатора публичного мероприятия место его проведения, либо догадываться о его намерениях и желаемых местах для проведения митинга.

На основании частей 1.1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 2 статьи 6 Закона Удмуртской Республики № 71-РЗ в одном специально отведенном месте в одно и то же время не может проводиться более одного публичного мероприятия.

Именно этот запрет в силу закона и указан в оспариваемом решении Правительства Удмуртской Республики.

Кроме того, учитывая описание в уведомлении заявленного организатором места проведения митинга, у Правительства Удмуртской Республики не было обязанности вносить мотивированное предложение об изменении места проведения митинга.

Аналогичной правовой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ. По смыслу требований Федерального закона № 54-ФЗ органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не требуется при получении уведомления всякий раз реагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Таким образом, оспариваемые решения Правительства Удмуртской Республики были законными и обоснованными, при их вынесении не было допущено несоразмерного ограничения права на свободу мирных собраний, гарантируемого статьей 31 Конституции Российской Федерации.

4.    Правительство Удмуртской Республики при подготовке инаправлении оспариваемых решений действовало добросовестно, соблюдая требования, установленные Федеральным законом № 54-ФЗ, Законом Удмуртской Республики № 71-РЗ а также в рамках правовых позиций, установленных Конституционным Судом РФ по рассматриваемому вопросу.

На основании Федерального закона № 54-ФЗ, Закона Удмуртской Республики № 71-РЗ и постановления Конституционного Суда РФ № 4-П организаторам публичных мероприятий и были направлены оспариваемые решения (письма).

5.    При вынесении Правительством Удмуртской Республикиоспариваемых решений:

1)    были соблюдены требования нормативных правовых актов (вчастности Федерального закона № 54-ФЗ, Закона Удмуртской Республики от№ 71-РЗ, Указа Главы Удмуртской Республики от 21.02.2014 года № 2 «Обутверждении Положения об Администрации Главы и ПравительстваУдмуртской Республики»), устанавливающих:

а)    полномочия Правительства Удмуртской Республики иРуководителя Администрации Главы и Правительства УдмуртскойРеспублики на принятие указанных решений;

б)    порядок принятия указанных решений;

в)    основания для принятия указанных решений;

2)    была соблюдена правовая позиция Конституционного судаРоссийской Федерации по рассматриваемому вопросу;

содержание указанных решений соответствует федеральным нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (Федеральный закон № 54-ФЗ, Закон Удмуртской Республики № 71-РЗ);

Правительством Удмуртской Республики не было допущено нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов - организаторов соответствующих публичных мероприятий.

Выслушав объяснения явившегося административного истца Зайнулина Р.В., представителя административных ответчиков, проверив полномочия представителя административных ответчиков, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Ч. 4 ст. 219 КАС РФ установлены иные сроки: административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемые ответы подписаны должностным лицом, уполномоченным Правительством Удмуртской Республики, <дата> года.

Административные истцы предъявили административные иски <дата> года, то есть в установленный законом срок.

Рассматривая административные исковые заявления по существу, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 27 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что <дата> года в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики поступило уведомление Васильева Олега Васильевича в адрес Правительства Удмуртской Республики о проведении публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г. Ижевск, на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и ул. Пушкинская <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек. Цель публичного мероприятия – «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».

<дата> года Руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики подготовил письмо № <номер>, в котором сообщил, что уведомление было подано в срок, предусмотренный частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Указанные в уведомлении цель, форма и иные условия проведения публичного мероприятия соответствуют требованиям указанного Федерального закона и Закона Удмуртской Республики от 20.12.2012 года № 71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики.

Вместе с тем обратил внимание на то, что указанное в уведомлеии место проведения публичного мероприятия не позволяет однозначно определить, где именно оно будет проходить, а также на то, что Федеральный закон и Закон Удмуртской Республики запрещают проведение митингов на территории, прилегающей к зданию Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского.

Кроме того, в соответствии с информацией Администрации города Ижевска об очередности использования специально отведенных мест, указанное в уведомлении место запланировано для проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого было направлено в Администрацию города Ижевска ранее другим организатором и согласовано в установленном порядке.

Таким образом, в проведении публичного мероприятия в форме митинга <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов на территории Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади отказано на основании ст. 6 Закона Удмуртской Республики от <дата> года № <номер>.

<дата> года в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики поступило уведомление Зайнулина Рустама Васильевича в адрес Правительства Удмуртской Республики о проведении публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г. Ижевск, на Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и ул. Пушкинская <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов с предполагаемым количеством участников 3 001 человек. Цель публичного мероприятия – «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона».

<дата> года Руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики подготовил письмо № В16-129/0257, в котором сообщил, что уведомление было подано в срок, предусмотренный частью 1 статьи 7 Федерального закона от <дата> года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Указанные в уведомлении цель, форма и иные условия проведения публичного мероприятия соответствуют требованиям указанного Федерального закона и Закона Удмуртской Республики от <дата> года № 71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики.

Вместе с тем обратил внимание на то, что указанное в уведомлеии место проведения публичного мероприятия не позволяет однозначно определить, где именно оно будет проходить, а также на то, что Федеральный закон и Закон Удмуртской Республики запрещают проведение митингов на территории, прилегающей к зданию Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского.

Кроме того, в соответствии с информацией Администрации города Ижевска об очередности использования специально отведенных мест, указанное в уведомлении место запланировано для проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого было направлено в Администрацию города Ижевска ранее другим организатором и согласовано в установленном порядке.

Таким образом, в проведении публичного мероприятия в форме митинга <дата> года с 12-00 часов до 15-00 часов на территории Центральной площади, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади отказано на основании ст. 6 Закона Удмуртской Республики от <дата> года № <номер>.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В силу п.п. «а» п. 4 ч. 1 Закона УР от 20.12.2012 N 71-РЗ (ред. от 04.07.2016) "О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики", уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Удмуртской Республики (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия:

4) в Правительство Удмуртской Республики - в случаях:

а) проведения публичного мероприятия с количеством участников свыше трех тысяч человек.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона УР от 13.12.2016 N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

В силу п. 1 Положения об Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, утвержденного Указом Главы УР от 21.02.2014 N 2, Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики (далее - Администрация) образуется в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики и является государственным органом, обеспечивающим деятельность Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Удмуртской Республики.

Указом Главы Удмуртской Республики А.В. Бречалова от <дата> года № <номер> Председателем Правительства Удмуртской Республики с <дата> года назначен Семенов Я.В.

В силу абз. 2 п. 64 Регламента Правительства Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 24.01.2003 N 100, по поручению Председателя Правительства или лица, исполняющего обязанности Председателя Правительства, Руководитель Администрации, заместители Председателя Правительства, иные члены Президиума Правительства, курирующие в соответствии с распределением обязанностей соответствующую сферу деятельности, вправе подписывать от имени Правительства служебные документы (кроме служебных документов, указанных в абзаце 1 настоящего пункта).

Указом Главы Удмуртской Республики от <дата> года № <номер> на должность Руководителя Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики с <дата> года назначен Смирнов С.В.

По поручению Председателя Правительства Удмуртской Республики Семенова Я.В. уведомления административных истцов рассмотрены С.В. Смирновым, и им подписаны ответы на имя административных истцов.

Рассматривая требования Васильева О.В. и Зайнулина Р.В. по существу, суд отмечает следующее.

Административные истцы не нарушили срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, а административный ответчик Правительство Удмуртской Республики – срок дачи ответа на него.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен трехдневный срок со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия для выполнения обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по доведению до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" срок для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в установленных законом случаях не установлен.

Ответы на уведомления Васильева О.В. и Зайнулина Р.В. о проведении публичных мероприятий подписаны на второй день со дня получения уведомлений.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (статьёй 31) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В силу части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В силу части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

В силу части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 5 Закона УР от 20.12.2012 N 71-РЗ (ред. от 04.07.2016) "О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики", единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяются Правительством Удмуртской Республики.

На территории муниципального образования «Город Ижевск» определены границы специально отведенных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественного-политического характера и их предельная заполняемость Постановлением Администрации г. Ижевска от 04.10.2013 N 1219. К специально отведенным местам относится в том числе территория Центральной площади города Ижевска, ограниченная фасадной частью кинотеатра "Россия" <адрес>), пешеходным мостом, фасадной частью Дворца культуры "Металлург" (<адрес>), лестничным маршем восточной части площади. Площадь - 10972 кв. м, предельная наполняемость - 10972 чел.

Вместе с тем административные истцы для проведения публичного мероприятия избрали территорию Центральной площади, ограниченную фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и ул. Пушкинская, которая частично находится вне специально отведенных мест, и проведение публичного мероприятия на которой допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В связи с этим в оспариваемых письмах обращено внимание организаторов публичных мероприятий на то, что указанное в уведомлении место проведения публичного мероприятия не позволяет однозначно определить, где именно оно будет проходить.

В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу частей 2,3 статьи 6 Закона УР от 20.12.2012 N 71-РЗ,

2. В одном специально отведенном месте в одно и то же время не может проводиться более одного публичного мероприятия.

3. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в одном специально отведенном месте в одно и то же время очередность использования специально отведенного места определяется в соответствии с Федеральным законом исходя из времени получения соответствующего уведомления уполномоченными органами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Закона (далее - соответствующий уполномоченный орган).

Административным ответчиком представлено суду уведомление Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» о проведении <дата> года с 12-00 часов до 16-00 часов и <дата> года с 12-00 часов до 16-00 часов публичных мероприятий на территории Центральной площади города Ижевска, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади, поступившие в Администрацию г. Ижевска <дата> года в 13 час 10 мин. и 13 час. 15 мин., тогда как уведомление Административного истца Васильева О.В. поступило в Администрацию Главы и Правительства УР позднее – <дата> года в 14 час. 24 мин., а уведомление Зайнулина Р.В. – <дата> года в 14 час. 23 мин. Информация Администрацией города Ижевска направлена в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики электронной почтой письмами № <номер> от <дата> года и № <номер> от <дата> года.

Таким образом, проведение в указанное в уведомлениях Васильева О.В. и Зайнулина Р.В. время на территории Центральной площади города Ижевска, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия», пешеходным мостом, фасадом ДК «Металлург» и лестничным маршем восточной части площади публичных мероприятий было невозможно в соответствии со статьей 6 Закона УР от 20.12.2012 N 71-РЗ, что напрямую связано с необходимостью защиты публичных интересов.

Доводы Зайнулина Р.В. о том, что Удмуртское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» не всегда фактически проводит заявленные публичные мероприятия, не имеет юридического значения для дела, поскольку фактическое проведение публичного мероприятия осуществляется уже после определения очередности использования специально отведенного места, и орган власти не обязан законом и лишен возможности оценивать вероятность того, будет ли заявленное публичное мероприятие проведено в действительности.

Доводы Зайнулина Р.В. о том, что административные ответчики договариваются с Удмуртским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» о том, чтобы последнее подавало уведомления о проведении публичных мероприятий опровергается тем, что информация о проведении Удмуртским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» публичных мероприятий в рассматриваемые даты направлена Администрацией города Ижевска в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики электронной почтой до того, как Зайнулин Р.В. и Васильев О.В. представили в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики свои уведомления о проведении публичных мероприятий.

Кроме того, заявленная Васильевым О.В. и Зайнулиным Р.В. для проведения публичных мероприятий территория в том числе охватывает и территорию, непосредственно прилегающую к зданию автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского», расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 221, проведение публичных мероприятий на которой прямо запрещено статьей 4 Закона УР от 20.12.2012 N 71-РЗ "О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики".

Таким образом, для проведения публичных мероприятий административные истцы избрали место, в котором запрещается проведение митингов, что в силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" однозначно препятствует проведению на указанной территории публичных мероприятий.

При этом часть 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не обязывает в указанном случае орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагать организатору публичного мероприятия иное место его проведения.

    Вышеизложенное является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административные исковые заявления Зайнулина Р.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Зайнулину Р.В. публичного мероприятия в форме митинга, Васильева ФИО28 к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Васильеву О.В. публичного мероприятия в форме митинга оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьёй на компьютере 18.10.2017 года.

Председательствующий судья                Стех Н.Э.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга

Урбан С.В. обратился в суд с административным иском к Администрации города Ижевска о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга.Требования мотивированы тем, что административным истцом 09.10.2017 г...

Решение суда об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга

Урбан С.В. обратился в суд с административным иском к Администрации города Ижевска о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга.Требования мотивированы тем, что административным истцом 16.10.2017 г...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru