Решение суда об отказе в ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязании выплатить компенсацию № 2-4696/2017 ~ 03980/2017

№ 2-4696/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2017 года город Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Жуковой О.С.

при секретаре Шиловой А.А.,

с участием истца Хисангуловой Г.К.,

представителей ответчика Калиева А.К., Сулимовой Э.Х.,

представителя третьего лица Половковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хисангуловой Г.К. к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании решения об отказе в ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязании выплатить компенсацию,

УСТАНОВИЛ:

Хисангулова Г.К. обратилась в суд с иском, указав, что решением от 30.06.2017г. № филиала ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Центральном районе г.Оренбурга истцу отказано в предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данное решение полагает незаконным, т.к. истец с 29.06.1987г. состояла в браке с Х.К.К. ветераном боевых действий, погибшим ДД.ММ.ГГГГ На основании справки от 16.06.1999г., Хисангулова Г.К. является женой умершего воина-интернационалиста, а справкой от 21.12.2001г. подтверждается ее право на льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг как жене умершего ветерана боевых действий. В повторный брак истец не вступала. С 24.06.2005г. проживает совместно с несовершеннолетней ФИО2 получает компенсацию с 2002г. Основанием отказа являлось то, что при проживании с несовершеннолетним ребенком компенсация возможна только если это ребенок умершего ветерана. Однако такое толкование является неверным. Просит признать решение от 30.06.2017г. №, принятое филиалом ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Центральном районе г.Оренбурга, незаконным, обязать ответчика выплатить ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с февраля 2017г.

Определением от 05.09.2017г. произведена замена ненадлежащего ответчика - филиала ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Центральном районе г.Оренбурга на надлежащего - ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».

Истец Хисангулова Г.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представители ответчика Калиев А.К., Сулимова Э.Х., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании считали исковые требования не подлежащими удовлетворению, т.к. до 2009г. правом на компенсацию пользовалась только супруга умершего ветерана, проживавшая одиноко. Впоследствии норму расширили, и в круг пользователей льготы включили также жен, проживавших с несовершеннолетними детьми. При этом, если анализировать различные нормы закона в совокупности, а именно, в части лиц, имеющих право на пенсию по потере кормильца, можно сделать вывод, что несовершеннолетние дети должны быть детьми ветерана. Проживая с несовершеннолетним ребенком, не являющимся ребенком ветерана, истец не имеет и статуса проживающей одиноко, а потому права на выплаты не имеет. Когда это обстоятельство было выявлено, истцу отказано в продолжении выплат, т.к. она не подпадает под категории граждан, пользующихся льготами. Просят в иске отказать.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области Половкова М.А. в судебном заседании поддержала доводы ответчика и собственного отзыва, просила в иске отказать.

Суд, заслушав стороны, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

В соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утв. Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69 права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").

На основании п. 27 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", утв. Постановлением Совмина СССР от 23.02.1981 N 209 и действующего до настоящего времени, льготы, предусмотренные пунктами 17 и 18 настоящего Положения (50-процентная оплата жилья и коммунальных услуг, а также твердого топлива), предоставляются женам погибших военнослужащих, не вступившим в другой брак, а также родителям этих военнослужащих, независимо от вида получаемой ими пенсии.

Таким образом, законом установлен перечень критериев необходимых для определения права заявителя на льготы, а именно: не вступление супруги погибшего (умершего) в повторный брак и проживание ее одиноко либо с несовершеннолетними детьми.

Моментом прекращения действия гарантий, может являться:

- момент вступления в новый брак бывшего супруга (супруги);

- момент наступления совершеннолетия или достижения 23 лет ребенка, проходящего обучение в образовательном учреждении;

- момент снятия инвалидности совершеннолетнего ребенка, с которым проживает бывший супруг (супруга);

- момент отчисления или перехода на заочную форму обучения в образовательном учреждении ребенка, проживающего совместно с ветераном войны.

По смыслу положений статьи 28 Федерального закона "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки членам семей ветеранов боевых действий предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы.

В судебном заседании установлено, что Х.К.К. и Хисагнулова (до брака Бикбулатова) Г.К. состояли в зарегистрированном браке с 28.06.1987г.

Из свидетельства № от 18.08.1989г. следует, что Х.К.К. являлся военнослужащим и имел право на льготы за успешное выполнение заданий Правительства СССР.

Как видно из свидетельства о смерти, Х.К.К. умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке Военного комиссариата Центрального района от 16.06.1999г., Хисангулова Г.К. является женой умершего воина-интернационалиста респ.Афганистан Х.К.К.

На основании справки Управления социальной защиты населения Центрального района г.Оренбурга от 21.12.2001г. Хисангулова Г.К. как жена умершего ДД.ММ.ГГГГ ветерана боевых действий Х.К.К. имеет право на получение льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Из справки о назначенных мерах социальной поддержки и начисленных суммах от 04.07.2017г. № 01-15-810 усматривается, что Хисангулова Г.К. на протяжении 2016г. и январь 2017г. получала меру социальной поддержки – компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ, ветерана боевых действий».

Как следует из ответа на обращение Хисангуловой Г.К. в ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» от 30.06.2017г. № 01-15-797 о причинах прекращения выплаты компенсации, ей отказано в предоставлении соответствующей выплаты в связи с тем, что право на ЕДК предусмотрено супруге умершего ветерана боевых действий, проживающей одиноко, либо проживающей с несовершеннолетним ребенком умершего ветерана. Соответствующий вывод сделан из толкования п.п.4 ч. 2 ст. 21 закона «О ветеранах».

Материалами дела подтверждается, что Хисангулова Г.К. после смерти Х.К.К. в повторный брак не вступала (копия паспорта), проживает совместно и зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес> совместно с несовершеннолетней дочерью, П.М.Д. ДД.ММ.ГГГГ (справка ООО УК «Центр-ЖКХ» от №).

Оценивая изложенные доказательства, суд исходит из того, что в силу пп. 4 п. 2 ст. 21 Закона о ветеранах право супруги умершего ветерана боевых действий на получение мер социальной поддержки не зависит от ее возраста, состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, а основанием для прекращения предоставления таких мер социальной поддержки является лишь факт вступления данного лица в повторный брак или факт совместного проживания с иными лицами, кроме детей, перечисленных в указанной правовой норме.

Из анализа приведенных положений нормативных актов и представленных в материалы дела доказательств, следует, что Хисангулова Г.К., проживающая совместно с малолетней дочерью, имеет законное право на получение мер социальной поддержки как член семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, которые в силу п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" предоставляются в независимости от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. Отсутствуют доказательств вступления Хисангуловой Г.К. в брак, что в данном случае лишило бы ее статуса одиноко проживающей.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих факт ведения истцом общего (совместного) хозяйства с другим лицом.

Мотивы отказа в выплате, по мнению суда, не основаны на законе и не могут являться основанием прекращения выплат компенсации в отношении Хисангуловой Г.К. Из нормативных положений в их совокупности следует, что одиноко проживающей является супруга умершего ветерана боевых действий, не вступившая в новый брак и не имеющая взрослых совместно проживающих лиц, с которыми возможно общее ведение хозяйства. При этом проживание с несовершеннолетними детьми, либо совершеннолетними, но не достигшими возраста 23 лет и обучающимися, либо инвалидами, по сути приравнивается законодателем к одинокому проживанию, о чем свидетельствует равенство льгот, предоставляемых соответствующим категориям граждан.

Суд не может согласиться с основным доводом ответчика и третьего лица, полагавшими исковые требования не подлежащими удовлетворению, о том, что ребенок истца должен быть обязательно членом семьи умершего ветерана для того, чтобы супруга имела право на льготы. Вопреки такому мнению ответчика и третьего лица, законодатель не ограничивает проживание с несовершеннолетними детьми для получения льгот обязательным происхождением этих детей от ветерана. Ссылка на соотношение п.2 ст. 21 закона «О ветеранах» с п.1 этой же статьи не может служить основанием для отказа в выплате, т.к. п.2 сформулирован как исключение из правила, установленного п.1 ст. 21 закона, а кроме того, устанавливает личное право на льготы супруги умершего ветерана (в том числе) независимо от самостоятельных прав на льготы иных членов семьи, к которым безусловно не относится Пономарева М.Д. При этом вопрос о предоставлении ребенку каких-либо самостоятельных льгот Хисангуловой Г.К. не ставился, и сам по себе факт рождения ребенка после смерти ветерана боевых действий не может служить ограничением прав Хисангуловой Г.К., принадлежащих ей в силу закона.

Кроме того, в ходе разработки проекта Федерального закона № 186-ФЗ от 18.09.2009г. его Пояснительная записка излагала причины возникновения законопроекта с учетом правоприменительной практики: «Пункт 2 статьи 21 Федерального закона содержит исчерпывающий перечень требований, в соответствии с которыми родителям (подпункт 1) и супругам погибших (умерших) ветеранов (подпункты 2, 3) меры социальной поддержки предоставляются независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. Однако в отношении супругов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступивших в повторный брак, проживающих совместно с детьми, внуками и иными близкими родственниками, такие меры не предусмотрены (подпункт 4). Такая позиция ущемляет права данной категории лиц, в основном являющихся наиболее социально уязвимой группой населения, снижает уровень их социальной защиты по сравнению с указанными в Федеральном законе категориями граждан, что едва ли можно признать справедливым.».

Согласно п.1 "Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.01.2016 N 27-п, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная денежная компенсация) предоставляется гражданам, имеющим право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с в том числе Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Гражданам, которым ежемесячная денежная компенсация была назначена до 1 января 2016 года, ежемесячная денежная компенсация в соответствии с настоящим постановлением назначается без истребования документов, указанных в настоящем Порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Хисангулова Г.К. обладает всеми признаками, необходимыми для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, поскольку является членом семьи умершего ветерана боевых действий, супругой, не вступившей в повторный брак, проживающей совместно с близким родственником - несовершеннолетним ребенком, подпадающим под критерии, установленные п.4 ч. 2 ст. 21 закона «О ветеранах», имеет документ, подтверждающий ее право на льготы, выданный в установленном законом порядке (на момент его выдачи). Компенсация назначена ей до 01.01.2016г., и оснований для прекращения выплаты, установленных законом либо п.30 вышеназванного Порядка, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд находит действия ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» по отказу в выплате компенсации истцу не соответствующими законодательству, а требования Хисангуловой Г.К. законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Хисангуловой Г.К. к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании решения об отказе в ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязании выплатить компенсацию удовлетворить.

Признать незаконным решение № от 30.06.2017г. ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (филиал в Центральном районе г.Оренбурга) об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Хисангуловой Гайше Карибулловне.

Обязать ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» выплатить Хисангуловой Г.К. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с февраля 2017г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.С. Жукова

Мотивированное решение составлено 02.10.2017 года.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска действуя в интересах Чистяковой И.Д. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), просил обязать обеспечить Чистякову...

Решение суда о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями лекарственными препаратами

прокурор Заволжского района г.Ульяновска действуя в интересах Сычевой М.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), просил обязать обеспечить Сычеву М.А. и...




© 2018 sud-praktika.ru
Рейтинг@Mail.ru