Постановление суда по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ № 5-179/2017 | Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии

Дело № 5-179/2017

Поступило в суд 10.05.2017г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 мая 2017 года                                               г. Новосибирск

Судья Дзержинского района г. Новосибирска Е.А. Голубинская,

при секретаре И.Е. Кулай,

с участием представителей ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» -В.Р. Салапанова, Я.С. Беззубцевой, действующих на основании доверенности,

старшего помощника Новосибирского транспортного прокурора С.Е. Музафарова,

рассмотрев постановление Новосибирского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, от 18.04.2017г. в отношении ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина»,

УСТАНОВИЛ:

10.05.2017г. в Дзержинский районный суд г. Новосибирска поступило постановление Новосибирского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, от 18.04.2017г. в отношении ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина».

Из данного постановления следует, что «СибНИА им. С.А.Чаплыгина», имеющий лицензию на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники и использующий в своей деятельности воздушные суда экспериментальной авиации, заключил с ООО «ЭкспрессАвиа» договор возмездного оказания услуг по перевозке грузов и служебных пассажиров (№ ЛИБ 01/16.09.15). Так, в связи с заключенным договором «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» 18.02.2017г. осуществил перевозку грузов по маршруту «Сабетта-Новый Уренгой» с использованием воздушного судна АН-12 № 93913, что подтверждается полетным листом от 18.02.2017г. № 4/913, включающем, в том числе, грузовую квитанцию от 18.02.2017г. № 89990865. Выполнение данной перевозки подтверждается актом приема-сдачи работ от 20.02.2017г. № 02/17, платежным поручением от 13.03.2017г. № 72. Таким образом, «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» нарушил требования п. 23 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ (далее по тексту- ФЗ № 99), которым предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов.

В судебном заседании старший помощник Новосибирского транспортного прокурора С.Е. Музафаров поддержал доводы, изложенные в постановлении от 18.04.2017г., просил привлечь «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Пояснил, что перевозка грузов «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» воздушным судном производится не для собственных нужд, а в интересах иного юридического лица за плату, что является нарушением п. 23 ст. 12 ФЗ № 99. В соответствии со ст. 9 Воздушного кодекса РФ (далее по тексту- ВК РФ) коммерческая перевозка грузов подлежит лицензированию. Наличие у «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» лицензии на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники не подменяет собой лицензию на осуществление коммерческих перевозок грузов.

В судебном заседании представитель «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» Салапанов В.Р. возражал против доводов Новосибирского транспортного прокурора, пояснив в судебном заседании следующее.

«СибНИА им. С.А.Чаплыгина» осуществляет эксплуатацию воздушного судна АН-12, состоящего в реестре экспериментальной авиации. В соответствии со ст. 23 ВК РФ, авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 ВК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 30.07.1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" разрешило организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России (п. 2 Постановления).

Для организации перевозок грузов за плату, в соответствии с п.2 ст. 23 ВК РФ и Постановления Правительства РФ от 30.07.1999 г. № 862, ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» согласовало специальную программу №12-02-2011 от 17.02.2011 в части выполнения полетов по перевозке грузов на воздушном судне АН-12, которая была утверждена письмом от 20.06.2011 исх. №4.01-292 Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Пунктом 11.3 указанной программы предусмотрено, что в целях обеспечения проведения испытаний исследовательской аппаратуры, а также поддержания квалификации экипажа, разрешить перевозку грузов на воздушном судне на коммерческой основе, аппаратуры и служебных пассажиров.

Пунктом 7 части 1 статьи 12 ФЗ № 99 предусмотрено лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники.

Согласно Положению о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 240, одним из видов деятельности, которую может осуществлять держатель лицензии на разработку, производство, испытания и ремонта авиационной техники – это осуществление испытательных полетов (летных испытаний).

Пунктом 3.1.1 главы 3 «Федеральных авиационных правил по производству полётов экспериментальной авиации», утверждённых приказом Российского авиационно-космического агентства от 28.06.2000 г. № 104 дано определение испытательного полета. Испытательный полет - полет, выполняемый для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.

В соответствии с п. 5.24.2 Федеральных авиационных правил по производству полётов экспериментальной авиации коммерческие перевозки грузов на экспериментальных воздушных судах осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, подготовленными на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях".

Российское авиационно-космическое агентство на момент издания приказа от 28.06.2000 № 104 являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций в области экспериментальной авиации, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 25.10.1999 N 1186 "Об утверждении Положения о Российском авиационно-космическом агентстве". Приказ №104 действует в настоящее время и является частью воздушного законодательства РФ.

Таким образом, факт перевозки грузов за плату в ходе испытательного полета допускается законодательством. Такая перевозка сама по себе не придает этому перелету автоматически статус перелета гражданской авиации, требующего отдельной лицензии.

Воздушное законодательство предусматривает возможность перевозки грузов за плату в рамках лицензии, предоставляющей право на осуществление испытательных полетов. Такая лицензия имеется у ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», следовательно, он осуществляет деятельность при наличии лицензии и в ее рамках.

Необходимость наличия лицензии на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации при реализации Постановления Правительства от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" отсутствует.

В судебном заседании представитель «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» Беззубцева Я.С. также возражала против доводов Новосибирского транспортного прокурора, поддержала доводы представителя Салапанова В.Р.

Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, по следующим основаниям.

«СибНИА им. ФИО3» имеет лицензию на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники (№ 12197-АТ от 21.03.2013г.), разрешающую лётные испытания авиационной техники с использованием летающих лабораторий; относится в соответствии с ч. 1 ст. 23 ВК РФ к экспериментальной авиации.

Согласно положению ч. 2 ст. 23 ВК РФ использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.            Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 862 (ред. от 18.02.2016 № 112) "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" разрешено организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России (п. 2).

Представителем «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» представлена программа лётных испытаний комплекса аппаратуры ММТС-АЛК 09.010 лётного контроля состояния конструкции планера самолёта АГ-12 в режиме реального времени при выполнении типовых полётов (№ 12-02-2011), утвержденная начальником УЛС ОАО «Авиапром», согласно которой, в целях обеспечения проведения испытаний исследовательской аппаратуры, а также поддержания квалификации экипажа, разрешить перевозку грузов на ВС на коммерческой основе, аппаратуры и служебных пассажиров (п. 11.3).

Постановление Правительства РФ от 30.07.1999 N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" не противоречит, по мнению суда, п. 23 ст. 12 ФЗ № 99, в нарушении которого обвиняется «СибНИА им. С.А.Чаплыгина», поскольку редакция данного Постановления (от 18.02.2016 № 112-ФЗ) является более поздней, чем редакция ФЗ № 99 (от 30.12.2015 N 431-ФЗ), соответственно, его положения не противоречат данному Закону.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Диспозиция ст. 14.1.2 КоАП РФ предусматривает осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, как следует из Приложения к лицензии от 21.03.2013г. № 374, предпринимательскую деятельность «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» не ведет, а использование экспериментальной авиации в коммерческих целях, предусмотренной ч. 2 ст. 23 ВК РФ, таковой не является.

В ходе судебного разбирательства суду не представлены доказательства, подтверждающие ведение «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» предпринимательской деятельности. Деятельность, осуществляемая «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» относится к экспериментальной авиации, следовательно, использование экспериментальной авиации в коммерческих целях не требует лицензирования, поскольку осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 23 ВК РФ), не противоречащим ФЗ № 99.

В связи с изложенным, доводы Новосибирского транспортного прокурора, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административных правонарушениях от 18.04.2017г., суд находит необоснованными, и приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» прекратить за отсутствием события административного правонарушения, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                     Е.А. Голубинская

«Верно»                     (подпись)

Судья                                    Е.А.Голубинская

Секретарь                                И.Е. Кулай

Подлинник документа находится в административном деле №5-179/2017 Дзержинского районного суда г.Новосибирска.


 

Постановления судов по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ

10.05.2017г. в Дзержинский районный суд г. Новосибирска поступило постановление Новосибирского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, от 18.04.2017г. в отношении ФГУП...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru