Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей № 2-4016/2017 ~ М-3698/2017

Дело № 2-4016/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ, город Пермь Пермского края,

Индустриальный районный суд города Перми в составе:

Судьи Турьевой Н.А.,

При секретаре Чупиной Е.С.,

С участием представителя истца Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М., Управлению службы судебных приставов по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить гр.Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., в черте г. Лысьва, указав в обоснование иска, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ по делу гр.Б.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о причинах невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок, поскольку предоставление жилья детям-сиротам осуществляется в соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015году. Регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории г. Лысьва Пермского края (по договорам ДД.ММ.ГГГГ) планируется в количестве 60квартир.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством было направлено в адрес Лысьвенского городского суда Пермского края заявление о предоставлении отсрочки по исполнению решения суда по делу гр.Б.

ДД.ММ.ГГГГ Определением Лысьвенского городского суда Пермского края Правительству Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения по гражданскому делу № в отношении гр.Б. до ДД.ММ.ГГГГ.

Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании.

Решением <данные изъяты> городского суда Пермского края по делу № определена территория предоставления жилого помещения г. Лысьва Пермского края.

Жилое помещение в г. Лысьве длительное время не удавалось включить в спец.жил.фонд Пермского края ввиду наличия спорной ситуации по поводу земельного участка и регистрации права собственности между продавцом квартир и регистрирующими и уполномоченными органами, которые принимают участие при решении данных вопросов.

Поскольку в решении суда территория предоставления жилого помещения указана г. Лысьва, а от взыскателя заявлений о предоставлении жилья на иной территории, а также иных обращений, не поступало, Правительство полагало, что гр.Б. желает получить жилье именно в г. Лысьве.

В целях обеспечения жильем лиц, желающих получить жилое помещение в г. Лысьве, был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ продавец квартир ООО <ААА> направил письмо о завершении строительства.

ДД.ММ.ГГГГ было получено разрешение на ввод в эксплуатацию домов по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ООО <ААА> направлено письмо о рассмотрении дела по вопросу регистрации права собственности на указанные дома в Арбитражном суде Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о признании за ООО <ААА> прав собственности на указанные дома, ДД.ММ.ГГГГ решение вступило в законную силу.

Впоследствии срок регистрации прав собственности на жилые помещения в <адрес> был перенесен на ДД.ММ.ГГГГ

Осуществить государственную регистрацию права собственности на жилые помещения по <адрес>, которая планировалась на ДД.ММ.ГГГГ, не имелось возможности, поскольку регистрация была приостановлена по инициативе Росреестра. Застройщиком ООО <ААА> подано заявление в Арбитражный суд об оспаривании действий о приостановлении государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО <ААА> удовлетворены в полном объеме (решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ООО <ААА> направлено письмо о приглашении на осмотр и подписании акта.

ДД.ММ.ГГГГ актом № 2 указано устранить выявленные нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительство и ЖКХ Пермского края вновь приглашено на осмотр после устранения нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ актом № 3 вновь выявлены нарушения, не позволяющие подписать акт приема-передачи.

ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи указанных домов был подписан.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.

ДД.ММ.ГГГГ жилье включено в спец.жил.фонд Пермского края

ДД.ММ.ГГГГ состоялся осмотр жилых помещений для лиц из числа детей-сирот.

ДД.ММ.ГГГГ издан приказ ГКУ ПК «Управления жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» №дс «О предоставлении жилого помещения гр.А.».

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №дс.

Неоднократное устранение выявленных нарушений вызвано длительной регистрацией права собственности и судебными разбирательствами по данному поводу и как следствие невозможность содержать дома в надлежащем состоянии, при этом жилые помещения были готовы к заселению в 2014 г.

Реальное исполнение судебного решения, а именно: предоставление жилого помещения в пятидневный срок было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот - длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем: приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством, участия в долевом строительстве многоквартирных домов, строительства многоквартирных домов, строительства жилых домов.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона.

Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.

Считает, что в данном случае Правительством были представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. Поскольку должник был предупрежден и предоставил всю необходимую информацию в положенный срок, считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. является незаконным.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивает.

Ответчик - судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

УФССП по Пермскому краю, о рассмотрении дела извещено, его представитель в суд не явился.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, исполнительное производство №-ИП, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно статьей 56 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

Согласно п. 2 статьи 13 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2011 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).

Из материалов дела следует, что решением Лысьвенский городского суда Пермского края, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по делу №, на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр.Б. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Лысьва.

На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительства Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней. Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Лысьвенского городского суда Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника по исполнительному производству.

В соответствии с ч. 1 статьи 401 гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что упомянутым выше решением суда обязанность Правительства Пермского края предоставить гр.Б. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от его территориального расположения.

Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.

Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:

3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;

3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;

3.2.3. строительство многоквартирных домов;

3.2.4. строительство жилых домов.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году регистрация плана государственной собственности на приобретенные жилые помещения (60квартир) в строящихся домах на территории г. Лысьва ожидалась в марте.

В целях обеспечения жильем лиц, желающих получить жилое помещение в <адрес>, был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на ввод в эксплуатацию домов по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ продавец квартир ООО <ААА> направил письмо о завершении строительства.

гр.Б. выразил письменное согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>.

Поскольку жилое помещение в г. Лысьва длительное время не удавалось включить в специализированный жилищный фонд Пермского края ввиду наличия спорной ситуации по поводу земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ Правительством было направлено заявление в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ определением Лысьвенского городского суда Пермского края Правительству Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу по отношению к гр.Б. до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО <ААА> направлено письмо о рассмотрении дела по вопросу регистрации права собственности на дома по указанному выше адресу в Арбитражном суде Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Пермского края за ООО <ААА> признано право собственности на дома по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ООО <ААА> направлено письмо о приглашении на осмотр и подписании акта.

ДД.ММ.ГГГГ актом № 2 указано устранить выявленные нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительство и ЖКХ Пермского края вновь приглашено на осмотр после устранения нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ актом № 3 вновь выявлены нарушения, не позволяющие подписать акт приема-передачи.

ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи указанных домов был подписан.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.

ДД.ММ.ГГГГ жилье включено в спец.жил.фонд Пермского края

ДД.ММ.ГГГГ состоялся осмотр жилых помещений для лиц из числа детей-сирот.

ДД.ММ.ГГГГ издан приказ ГКУ ПК «Управления жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» №дс «О предоставлении жилого помещения гр.Б.».

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №дс.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП.

Суд учитывает, что Правительство Пермского края надлежащим образом выполняла свои обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, несвоевременное исполнение решений суда стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства.

При таких обстоятельствах, вина Правительства Пермского края в несвоевременном исполнении обязательства по предоставлению взыскателю жилого помещения отсутствует, в связи с чем, у суда имеются основания для освобождения Правительства Пермского края от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебного пристава по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Сахабетдиновой Л.М. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.

Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 – 198 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.

Решение в течение месяца быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд города Перми.

Судья                  Турьева Н.А.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000рублей

Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в размере 50000рублей по исполнительному производству №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить гр.А. благо...

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП

Администрация г. Перми обратилась в суд с иском к ответчикам об освобождении от исполнительского сбора, указав в обоснование иска, что Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Д...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru