Решение суда о признании заключения не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы, компенсации морального вреда № 2-3086/2017 ~ М-3111/2017

Дело № 2-3086-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2017 года город Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М.В.,

при секретаре Андриевской К.а.

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Мащенко Николая Александровича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании заключения не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец Мащенко Н.А. обратился в суд с иском о признании заключения не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы, компенсации морального вреда.

В обоснование вышеуказанных требований истец указал, что он обратился в Комиссию Южного военного округа с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий,26.12.2014 Комиссия отказала в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Указанный отказ истец обжаловал в судебном порядке.. Полагает действия ответчика незаконными, поскольку он является участником боевых действий во время проведения контртеррористической операции в Чеченской республике, являлся военнослужащим по контракту в в\ч 44822 в период с 02.04.2004г. по 25.03.2006г., что подтверждается послужным списком, согласно которому ему ранее выдавалось удостоверение ветерана боевых действий, впоследствии было уничтожено, а также постановление Верховного суда Российской Федерации от 08.04.201г., приговор от 1.07.2009г., которым установлено данное обстоятельство. Их архивной справки следует о том, что в\ч 44822 значится в Перечне частей, входящих в состав Объединенной группировки по проведению контртеррорисических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ с 05.05.2000г. по 31.108.2009г., а сам истец значится в приказе командира войсковой части.

В судебном заседании истец Мащенко Н.А. не присутствует, извещен. Своего представителя для участия в судебном заседании не направил. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчиков – Дудин С. А. в судебном заседании просил в иске отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные вдругие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).

Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.

Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.

С 11.08.2012 г. порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ регулируется Приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ МО РФ № 2288).

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

Таким образом, правом установления факта участия в боевых действия гражданина по линии Министерства обороны РФ в соответствии с действующим законодательством РФ наделено исключительно коллегиально созданная комиссия соответствующего военного округа Министерства обороны РФ.

Для получения удостоверения «Ветеран боевых действий», военнослужащему проходящему военную службу в ВС РФ - через командира войсковой части, а в иных случаях через территориальный военный комиссариат необходимо обратиться с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы в соответствующую территориальную комиссию военного округа.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий, указаны в приложении к Закону(раздел III).

В соответствии с требованиями Приказа МО РФ к заявлению для оформления удостоверения, действующему или состоящему в запасе военнослужащему необходимо подготовить и сдать следующие документы:для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом IIIПеречня государств, городов, территорий и периодовведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел III Перечня);для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.

К обращению прикладываются две фотографии размером 3 х 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач):для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

По итогам рассмотрения комиссия принимает решение о выдаче (отказе) удостоверения в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.

Согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий; записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал;копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.11.2014г. Мащенко Н.А. обратился в Комиссии ЮВО с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» за выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года

26.12.2014г. Комиссией ЮВО было рассмотрено заявление истца, к которому в обоснование были приложены документы: справка МВД по Республике Адыгея №М-16 от 04.01.2013г., архивная справка №19\11798 от 16.01.2013г., послужной список, военный билет.

Иных других документов в обоснование своих доводов и требований истцом в Комиссии ЮВО представлено не было.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», перечнем устанавливается следующие периоды: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 N158-ФЗ), выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона: с августа 1999 года.

Таким образом, с 1999 года на территории Северо-Кавказского региона боевые действия могут быть исключительно в рамках контртеррористических операциях.

Основанием отказа послужило то обстоятельство, что по учетным данным удовлетворение ветерана боевых действий не выдавалось, не представлены выписки из приказов командира войсковой части об участии истца в КТО на территории северо-Кавказского региона.

С указанным отказом в выдаче удостоверения ветерана боевых действий истец не согласился, обратился в Майкопский районный суд республики Адыгея с административным иском об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Решением Майкопского районного суда республики Адыгея от 30.06.2016г. административный иск Мащенко Н.А. был оставлен без удовлетворения, решение суда вступило в законную силу.

Основанием для отказа в удовлетворении иска послужило то обстоятельство, что административным истцом не было представлено доказательств его участия в боевых действиях в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона в период после 1999 года.

В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Указанным решением установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, судом была дана оценка представленным истцом как ранее при рассмотрении административного иска, так и в рамках настоящего искового заявления, в частности послужному списку Мащенко Н.А., архивной справке от 09.04.2014г. №14\3\2626, содержанию приговора от 14.07.2007г., по результат которой суд пришел к выводу о недоказанности участия Мащенко Н.А. в боевых действиях на территории Чеченской республики в заявленный им период.

Таким образом, решением суда, вступившим в законную силу, установлено отсутствие оснований для установления статуса ветерана боевых действий, и, как следствие, выдаче соответствующего удостоверения.

Сведений об отмене указанного решения суда истцом суду не представлено.

Каких-либо иных оснований, доказательств в их подтверждение, не являвшихся ранее предметом судебной оценки в ходе рассмотрения административного иска, истцом также не заявлено, и не представлено.

Из ответа ЦА МО РФ на запрос суда от 13.09.2017г. следует о том, что в приказах командира в\ч 44822 «о выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории северо-Кавказского региона РФ» за период с апреля 2004 года по декабрь 2005 года и «О зачете выслуги лет в льготном исчислении военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории северо-Кавказского региона РФ» за период 2006 год – Мащенко Н.А. не значится.

В расчетно-платежных ведомостях на выплате денежного вознаграждения за участие в КТО военнослужащим восковой части 44822 за период с апреля 2004 по декабрь 2005 года Мащенко Н.А. также не значится, ведомости за 2006 год в архив не поступали.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

При разрешении настоящего дела истец не предоставил какие-либо иные документы, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях или в контртеррористических операциях в указанный им период, так же как и не представлены документы, подтверждающие непосредственное участия истца в боевых действиях, установленные соответствующими документами.

Само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий еще не означает непосредственного участия в боевых действиях, в связи с чем, заявитель должен доказать фактическое участие в боевых действиях в рамках рассматриваемого дела, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона. В то же время представленными истцом документами не подтверждается фактическое участие истца в боевых действиях в Чеченской Республике.

Оснований для признания решения Комиссии. Выразившиеся в отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, незаконным у суда, в связи с вышеизложенным, не имеется.

Требования о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.94 года №10 “О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда”, при рассмотрении в судах дел о компенсации морального вреда суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

Судом не установлено каких-либо виновных действий со стороны заявленных ответчиков, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Мащенко Николая Александровича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании заключения не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 23 октября 2017 года

Председательствующий:


 

Решения судов:

Решение суда о признании права на присвоение звания "Ветеран труда"

Хайрова Р.К. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на присвоение звания "Ветеран труда". В обоснование исковых требований указано, что с 1987 г. истец работает в филиале...

Решение суда об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда»

Петина С.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», указав что дд.мм.гггг ей было отказано в п...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru