Решение суда о разделе земельного участка, признании муниципальной собственности на земельный участок, необходимый для проезда к многоквартирному дому № 2-2247/2017 ~ М-1870/2017

Дело № 2 – 2247 /2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2017 г. г. Ярославль

    Дзержинский районный суд города Ярославля

в составе судьи Ловецкой М.П.,

при секретаре Кошелевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Любови Леонидовны к комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области о разделе земельного участка, признании муниципальной собственности на земельный участок, необходимый для проезда к многоквартирному дому,

УСТАНОВИЛ:

Истец Смирнова Л.Л. обратилась с требованиями о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером № и поставить на кадастровый учет земельный участок № площадью 2037кв.м и земельный участок № площадью 2419 кв. м. по адресу: <адрес> 2, согласно схеме, утвержденной протоколом общего собрания собственников дома по адресу: <адрес> 2; обязав Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ярославля зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок № площадью 2419 кв.м по адресу: <адрес>. В обоснование требований указав, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 4456 кв.м. Через указанный земельный участок проходит дорога, которая обеспечивает доступ к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный <адрес>, и земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>. Дорога используется в основном жителями домов <адрес>. Дорога находится в неудовлетворительном состоянии, что влечет жалобы собственников домов <адрес>. Дорога является частью земельного участка под домом <адрес>, что может в свою очередь повлечь для собственников дома <адрес> расходы по ремонту дороги, с чем собственники не согласны, поскольку дорога общего пользования. Общим собранием собственников многоквартирного дома <адрес> было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером №, принятием отказа от права собственности на участок с условным номером № площадью 2419 кв. м., занятый проезжей частью и детской площадкой. Во внесудебном порядке прекратить право собственности на участок с условным номером № площадью 2419 кв. м. невозможно. Собственники отказались от земельного участка № площадью 2419 кв. м., выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету.

Истец Смирнова Л.Л., которая является также председателем ТСЖ «Труфанова 6 к.2», представитель истца по доверенности Ларионова И.В., третьи лица по делу на стороне истца Чирова В.С., Уточкина В.В., Козлова В.А., Карпова Т.В. требования поддержали в полном объеме.

Соответчики извещены о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Управлением Росреестра по Ярославской области представлены сведения о том, что согласно данным единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 13.03.2005 г., является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (государственная регистрация права долевой собственности на земельный участок как на общее имущество многоквартирного дома не осуществлялась).

Департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля представлены следующие сведения, что согласно карте функциональных зон Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля четвертого созыва от 06.04.2006 г. № 226, земельный участок, сформированный под многоквартирным домом по указанному адресу, располагается в жилой функциональной зоне.

Согласно Карте градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201, спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж1), градостроительный регламент (правовой режим земель) которой установлен ст. 36 Правил.

Согласно топографическому плану г. Ярославля дорога, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером №, является внутриквартальным проездом. Данный проезд не является объектом местного значения согласно карте автомобильных дорог местного значения г. Ярославля в составе Генерального плана г. Ярославля и не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утвержденный постановлением мэра г. Ярославля от 02.10.2008 г. № 2689.

Департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля в своих письменных возражениях указано, что полномочия по обслуживанию и ремонту данного проезда должны осуществлять непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме либо управляющая организация. В случае выдела земельного участка под проездом основания для включения его в вышеуказанный перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, полномочия по обеспечению содержания которых возложены на департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, отсутствуют, так как проезд к объектам местного значения городского округа не отнесен.

На основании результатов межевания представлена схема расположения земельного участков с кадастровым номером № площадью 2037 кв.м и земельного участка № площадью 2419 кв.

Собственники помещений в многоквартирном доме согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, приняли решение: размежевать земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на две части, необходимую для нужд дома и часть для передачи в собственность г. Ярославля (участок, отведенный под проезжую часть и детскую площадку) в соответствии с предложенной схемой.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-Ф).

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено: если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный 13.03.2005 г. и в силу части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации с указанной даты земельный участок находится в совместной собственности лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В пункте 66 Постановления N 10/22 также разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Спорный земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, в силу требований статьи 16 Вводного закона, право общей долевой собственности на индивидуально-определенный земельный участок, включающий спорную часть, у собственников помещений многоквартирного дома в силу закона возникло.

На основании ч. 4 ст. 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:

1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

На основании ст. 42.8. Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.

В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу положений подпункта 1 части 4 статьи 37 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Пунктом 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что земельный участок, из которого истец просит выделить долю, был сформирован в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома. Спорный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации) и не находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Не допускается кадастровый учет доли, выделенной в натуре из земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.

В силу статьи 17 ФЗ "О землеустройстве" межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства. Документы о межевании земельных участков необходимы для последующего проведения их кадастрового учета. Согласно ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимо составление межевого плана - документа, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Кроме того, в отдельных, определенных названным Федеральным законом, случаях требуется обязательное согласование местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами, обладающими правами на смежные земельные участки.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Согласно Приказа Росземкадастра от 26.08.2001 N П/166 "Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра", исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, специальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра, осуществляются Росземкадастром непосредственно в части ведения государственного земельного кадастра в кадастровом округе "Общероссийский", а в части ведения государственного земельного кадастра в остальных кадастровых округах - через соответствующие земельные кадастровые палаты.

В компетенцию комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по соответствующим субъектам Российской Федерации входят контрольные, регулирующие и другие управленческие полномочия в части организации ведения государственного земельного кадастра на территории соответствующего кадастрового округа.

Следовательно, должностными лицами, осуществляющими полномочия по согласованию и утверждению землеустроительной документации, а также ведение государственного земельного кадастра совершаются определенные действия по утверждению землеустроительной документации в рамках своих полномочий, в том числе по постановке земельного участка на кадастровый учет.

Частями 2 и 3 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.

В силу ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Суд принимает во внимание, что при принятии решения о размежевании земельного участка и выделении участка в муниципальную собственность собственники многоквартирного дома, обладающие 656,7 голосов, что составляет 34% от общего числа, проголосовали против раздела земельного участка. Истец при рассмотрении дела не предоставил согласие всех собственников на уменьшение принадлежащей доли в праве общей долевой собственности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в удовлетворении требований Смирновой Любови Леонидовны к комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области о разделе земельного участка, признании муниципальной собственности на земельный участок, необходимый для проезда к многоквартирному дому.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 25.09.2017 г.

Судья М.П.Ловецкая


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании права собственности на жилой дом и земельный участок

В суд обратился истец Кочнев В.Д. с учетом уточнённых требований о признании права собственности на ? долю домовладения согласно данным технического паспорта по состоянию на 01.09.2010 г. и земельного участка, расположенного по адресу: .Со встречн...

Решение суда о признании права собственности

Павлова А.В., Мидина О.Н., Колобова И.Н. обратились с иском с учетом уточнений к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о признании реконструкции жилого дома (лит.А,А1,А2,А3) по адресу: г. Ярославл...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru