Решение суда о признании информации запрещенной к распространению № 2а-2270/2017 ~ М-2453/2017

Дело № 2а-2270/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2017 года                        г.Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

судьи                                 Чернянской Е.И.,

при участии прокурора                 Михайловой Ю.М.,

при секретаре                            Андреевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г.Владивостока о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района г.Владивостока обратился в суд с административным иском, указав, что в ходе мониторинга сети «Интернет» на различных сайтах выявлены факты размещения информационных материалов, при использовании которых возможно изготовление самодельных взрывчатых смесей, которые могут рассматриваться как учебное пособие. Так, по следующим адресам в сети «Интернет» доступен для просмотра информационные материалы, содержащие описание способов изготовления самодельных взрывных устройств, оружия и пр.:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> поручению прокуратуры Приморского края ФСБ России по Приморскому краю проведено экспертное исследование текстовых файлов, размещенных на вышеперечисленных сайтах в сети «Интернет», на предмет содержания в них информации, достаточной для изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ. В ходе проведения экспертного исследования экспертами УФСБ России по Приморскому краю установлено, что в предоставленных на исследование материалах содержится информация, при использовании которой возможно изготовление самодельных взрывчатых смесей, которая может рассматриваться как учебное пособие. Факт доступа к указанным информационным материалам подтвержден проведенным <дата> прокуратурой района осмотром интернет-страниц по указанным адресам, оформленным актом проверки. Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации. Распространение в сети «Интернет» подобной информации влечет деструктивное идеологическое воздействие на население, чем способствует совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, и нарушению интересов государства и общества в сфере борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма; наносит политический ущерб Российской Федерации и является одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма.

Прокурор просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на страницах указанных выше сайтов информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании прокурор Михайловой Ю.М. требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель У.Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил письменные возражения (л.д. 18-22, 38-41), согласно которого не возражала против удовлетворения иска. Указал, что У. Роскомнадзора не является административным ответчиком по делу, поскольку ими не являются владельцы указанных сайтов. У. полагает возможным признание указанной в заявлении информации запрещенной к распространению на территории России.

В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя У.Ф..

Исследовав материалы административного дела, выслушав мнение прокурора, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

<дата> прокуратурой Первомайского района г.Владивостока по поручению Прокуратуры Приморского края проведен мониторинг сети «Интернет» различных сайтах, в ходе которого выявлены факты размещения информационных материалов, содержащих описание способов изготовления самодельных взрывных устройств, оружия и пр.:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>;

Указанная информация была направлена в Прокуратуру Приморского края с просьбой направить настоящую информацию в УФСБ РФ по ПК (л.д. 9-10).

Информация по изготовлению взрывчатых устройств и оружия в домашних условиях отражена на диске DWD-RW (л.д. 14).

У. ФСБ России по Приморскому краю составлена справка от <дата> о том, что на представленном диске содержится информация при использовании которой возможно изготовление самодельных взрывчатых смесей, материал представлен на любительской уровне, но может использоваться как учебное пособие (л.д. 13).

В материалах дела не имеется сведений о принятии каких-либо мер прокуратурой или УФСБ по данному факту.

В силу ч. 1, 6 ст. 10 Ф. закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Ф. законами.

Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрены следующие основания для принятия уполномоченными органами решения о включения сведений в единый реестр:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено Ф. законами;

д) информации, нарушающей требования Ф. закона от <дата> N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и Ф. закона от <дата> N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1101 уполномоченными Правительством РФ Ф. органами исполнительной власти, принимающими указанные решения являются:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации,

- Ф. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

- Ф. налоговая служба,

- Ф. служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

При этом, к компетенции административного ответчика - Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Правилами, утвержденными указанным постановлением Правительства РФ от <дата> N 1101, относится принятие решений в отношении:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";

б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";

в) информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Возможность включения в реестр сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, на основании вступившего в законную силу решения суда предусмотрена подпунктом 2 пункта 5 ст. 15.1 указанного Закона.

Требования, заявленные по указанным обстоятельствам, не относятся к числу таких оснований.

Иск прокурора основан на вышеуказанных положениях, предусматривающих возможность вынесения судом решения, являющегося основанием для вынесения соответствующего решения Роскомнадзором.

Таким образом, среди оснований для принятия самостоятельного решения административным ответчиком по делу - Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не указано распространение информации об изготовлении оружия в домашних условиях.

Для административного ответчика таковым основанием в отношении информации об изготовлении оружия в домашних условиях может явиться лишь решение о запрете к распространению на территории Российской Федерации принятое уполномоченными органами или судом.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В административном иске имеет место суждение прокурора о том, что распространение в сети «Интернет» подобной информации влечет деструктивное идеологическое воздействие на население, чем способствует совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, и нарушению интересов государства и общества в сфере борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма, а также наносит политический ущерб Российской Федерации и является одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма.

В то же время суд не наделен специальными познаниями в области филологии, лингвистики, психологии, для того, чтобы квалифицировать информацию, размещенную на вышеуказанных интернет-сайтов.

Прокурором не представлено соответствующее заключение уполномоченного специалиста для квалификации опубликованной на вышеуказанном сайте информации, позволяющее установить соответствующие характеристики опубликованной информации.

Прокурору неоднократно было указано на необходимость предоставления в суд сведений о владельцах интернет-сайтов, что не было исполнено. При этом, у прокурора имеются все правомочия по запросу различных организаций, то есть прокурор не нуждается в содействии суда в представлении доказательств и истребовании доказательств.

В то же время, рассмотрение иска без привлечения владельца интернет-сайтов в качестве административных ответчиков является существенным процессуальным нарушением.

Доказательств возбуждения дел по признакам преступления либо правонарушения в соответствии с нормами УК РФ и КоАП РФ, либо иных сведений о мерах прокурорского реагирования на выявленные им в результате проверок факты совершения административных правонарушений, совершенных на основании информации с данных сайтов также не имеется.

Также суд учитывает, что в материалы дела не представлены сведения о том, что вопрос о признании информации, содержащейся на вышеуказанных сайтах, запрещенной, не являлся предметом судебного разбирательства, и что данная информация еще не признавалась информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В связи с указанным, рассмотрение административного дела судом дважды откладывалось, однако прокурором так и не было представлено каких-либо доказательств.

Кроме того, суд также считает необходимым указать следующее.

Согласно ст. 16 ФЗ «Об оружии» производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оружии» на территории Российской Федерации запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия: огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия.

Торговля оружием и его изготовление подлежат лицензированию (ст. ст. 9, 9.1 ФЗ «Об оружии»).

За незаконное изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия, либо его основных частей (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения), а равно незаконное изготовление боеприпасов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 223 УК РФ).

Приказом МВД России от <дата> N 646 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Пунктом 2 Административного регламента предусмотрено, что государственную функцию по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия исполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами УЛРР МВД России, ГУТ МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы У. на транспорте МВД России по Ф. округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных У. МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных У., У. МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органов МВД России на районном уровне, а также должностными лицами подразделений участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России и сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, имеющих специальное звание полиции.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Настоящие Правила в соответствии с Ф. законом "Об оружии" регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил, производство оружия и патронов осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензии на производство (исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт оружия, изготовление патронов и их составных частей).

В соответствии с пунктом 5 Административного регламента, должностные лица подразделений МВД России и территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право:

- применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.5.5);

- при выявлении нарушений правил оборота оружия давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений (п.5.7)

Статьей 26 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что не допускается реклама оружия, не указанного в частях 3 - 5 настоящей статьи.

В иске прокурор указывает, что при помощи указанных сайтов распространяется информация об изготовлении оружия своими руками.

Таким образом, полномочиями по контролю и надзору в сфере изготовления оружия, находящихся в гражданском обороте, осуществляет иной орган – У. МВД России и его подразделения.

Вышеуказанные ведомства в силу своей компетенции, а также прокурор вправе обратиться в установленном порядке в У. Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю для признания вышеуказанной информации запрещенной. Поскольку такого обращения не имелось, у суда нет оснований для вывода о допущении нарушения административным ответчиком, а также о том, что иным способом невозможно установление данного обстоятельства.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Первомайского района г.Владивостока о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2017 года.

    

Судья                                 Е.И. Чернянская


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте **, запрещенной к распространению на территорию Российской Федерации

Прокурор Кировского района г.Иркутска в интересах Российской Федерации обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на...

Решение суда о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***, запрещенной к распространению на территорию Российской Федерации

Прокурор Кировского района г.Иркутска в интересах Российской Федерации обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru