Решение суда о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения № 2а-2633/2017 ~ М-2544/2017

Копия

2а-2633/2017

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

20 сентября 2017 года                         

Советский районный суд в составе:

председательствующего судьи Ненашевой О.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО4, допущенной по заявлению, представителя административного ответчика администрации ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело по административному иску ФИО2 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации о признании незаконным решения по возврату заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с административным исковым заявлением (с учётом изменения требований) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации о признании незаконным возврата документов, поданных истцом в департамент одновременно с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность по адресу: , пер. Старо-Деповской, 3 для эксплуатации индивидуального жилого дома, выразившегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем принятию пакета документов и рассмотрению заявления по существу.

В обосновании требований указано, что истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: , пер. Старо-Деповской, 3 для эксплуатации индивидуального жилого дома. В удовлетворении заявления ответчиком истцу отказано в связи с не предоставлением документа, устанавливающего права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано ЕГРП, сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Истец является собственником по пер. Старо-Деповской, 3 в . В решении Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к вводу о том, что жилой по пер. Старо-Деповской, 3 относится к жилым домам блокированной застройки, которые законодательством не относятся к многоквартирным жилым домам, а потому у органа местного самоуправления отсутствует обязанность образования земельного участка. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения. Данное апелляционное определение было истцом приложено к заявлению в департамент, однако не было принято ответчиком во внимание. Считает возврат документов незаконным и необоснованным.

В судебном заседании административный истец, представитель истца поддержали заявленные требования в полном объеме. Указали, что при подаче заявления в департамент о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность были приложены все необходимые документы. На схеме расположения земельного участка, который истец просит согласовать видно, что иных объектов на земельном участке не расположено, поэтому исходя из буквального толкования административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка», «сообщение об объектах, которые расположены на земельном участке» ответчик не вправе требовать. Кроме того, к заявлению были приложено апелляционное определение Томского областного суда, из которого следует, что жилой дом по пер. Старо-Деповской, 3 не относится к многоквартирному дому, а является индивидуальным жилым домом.

Представитель административного ответчика иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Пояснила, что согласно утвержденному постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № административному регламенту «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка» причиной возврата документов истцу явилось непредставление двух обязательных документов, что прямо указано в письме о возврате.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4866-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое действие по возврату документов совершено ДД.ММ.ГГГГ, иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом. Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен.

Суд, определяет значимые по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию (опровержению) и оценке: соответствие (несоответствие) оспариваемых решений закону; нарушение решениями прав и свобод гражданина; полномочия органа (должностного лица) на принятие оспариваемого решения.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В силу п.3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Статья 39.2 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 39.15 ЗК РФ закрепляет порядок предварительного согласования предоставления земельного участка. В пункте 1 ст. 39.15 ЗК РФ устанавливаются сведения, которые указываются в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Пункт 3 ст. 39.15 ЗК РФ закрепляет, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В целях реализации положений ФЗ от 27.072010 № –ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Земельного кодекса РФ, постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка» (далее – Административный регламент).

Согласно разделу 1 Административного регламента настоящий административный регламент устанавливает стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги, требования к порядку их выполнения, порядок и формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего.

Полномочия органа местного самоуправления по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка закреплены в статьях 11, 39.2, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

За получением муниципальной услуги могут обратиться физические и юридические лица, заинтересованные в приобретении прав на земельный участок (далее - заявитель). Заявление о предоставлении муниципальной услуги может быть подано представителем заявителя, действующим на основании доверенности или ином законном основании.

В соответствии с п.п.2.1-2.3 раздела 2 Административного регламента наименование муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка".

Муниципальная услуга предоставляется администрацией в лице ДАиГ.

Результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) постановление администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее - постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка);

2) письмо, содержащее решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, представлен в таблице приложения 3 к настоящему административному регламенту (п.2.6 Административного регламента).

Административным регламентом в п.2.7 установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата документов заявителю:

1) несоответствие заявления требованиям подпункта 2.6.1 пункта 2.6 настоящего административного регламента;

2) отсутствие у администрации полномочий на оказание муниципальной услуги;

3) непредставление с заявлением документов, предусмотренных приложением 3 к настоящему административному регламенту.

Согласно п. 3.2 Регламента муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры:

1) регистрация документов, представленных заявителем для предоставления муниципальной услуги, наложение резолюции об исполнении заявления;

2) возврат документов;

3) осуществление запроса недостающих документов для предоставления муниципальной услуги в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

4) рассмотрение документов, принятие решения о предоставлении муниципальной услуги (подготовка проекта постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или проекта письма, содержащего решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка) или принятие решения о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) согласование схемы расположения земельного участка и (или) согласование, подписание, регистрация проекта постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо согласование, подписание и регистрация проекта письма, содержащего решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо проекта письма, содержащего решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

6) выдача (направление) результата предоставления муниципальной услуги или письма, содержащего решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Максимальный срок для выполнения административной процедуры по возврату документов составляет 10 календарных дней со дня регистрации заявления (п.3.4).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации с запросом на предварительное согласование предоставления земельного участка на основании п. 2 си. 39.3 ЗК РФ согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка с целью использования земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома. К заявлению истцом были приложены: выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения – по адресу: , пер. Старо-Деповской, 3, подтверждающая право собственности истца на объект недвижимости, технический паспорт на жилое помещение (квартиру) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте капитального строительства филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, схема расположения земельного участка, апелляционное определение Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения решение Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционная жалоба ФИО2 – без удовлетворения. Из содержания указанного судебного акта следует, что ФИО2 обратился в Октябрьский районный суд с иском к администрации о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом № по пер. Старо-Деповской, 3 в , обязании сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, с последующей постановкой его на государственный кадастровый учет. Судом установлено, что ФИО2 является собственником доме, расположенном на земельному участке по адресу: пер. Старо-Деповской, 3. Жилой дом представляет собой одноэтажный дом размером 6 м. на 7 м., разделенный на две половины общей стеной без проема в ней. В одной из этих половин проживает ФИО2 Из каждой половины дома (блока) имеется самостоятельный выход на земельный участок, мест общего пользования и коммуникаций в доме нет.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что «ссылаясь на ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, о том, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что спорный дом не является многоквартирным и относится к домам блокированной застройки, а занимаемое истцом жилое помещение – автономным жилым блоком. Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, сам по себе факт нахождения в собственности различных лиц квартир в доме не исключает формирование земельного участка одним из них для эксплуатации принадлежащей ему части жилого дома».

ДД.ММ.ГГГГ И.о. начальник департамента за № вернула документы ФИО2, указав, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с п.п.4 приложения 5 к Регламенту, а именно:

документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП,

сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Также в письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно сведениям Управления Росрееста заявителю принадлежит на праве собственности квартира (помещение) в многоквартирном доме по адресу: , пер. Старо-Деповской,3. Однако, в обращении заявитель просит предварительно согласовать предоставление земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, документов о праве собственности на который не представлено.

Со на ст. 11.3 ЗК РФ, пп.3 п. 2.7 Административного регламента документы возвращены заявителю.

Ч. 2 ст. 13 ГПК РФ устанавливает, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Оценивая установленные обстоятельства, доводы департамента архитектуры и градостроительства администрации об отсутствии документа, удостоверяющего право заявителя на здание, сооружение либо помещение при обращении с заявлением в порядке п.2 ст. 39.3 ЗК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возврата заявления ФИО2 по указанному основанию, поскольку приложенным судебным актом к заявлению административный истец подтверждал свое право на жилой дом по адресу: , пер. Старо-Деповской, 3, что не было принято во внимание административным ответчиком.

Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата заявления ФИО2 по основанию непредставления сообщения заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, поскольку исход из толкования вышеназванного административного регламента такое сообщение представляется в случае расположения на испрашиваемом земельном участке иных зданий, сооружений.

Исходя из представленных истцом в департамент документов следует, что ФИО2 испрашивает участок, не занятый строениями.

Таким образом, решение департамента от ДД.ММ.ГГГГ о возврате документов ФИО2 является незаконным и необоснованным.

Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Оценивая требования истца об устранении нарушений его прав, суд учитывает следующее. Согласно п.п.1 п.2.3. Регламента постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка выносится администрацией после проведения определенной процедуры. В данном случае процедура, предусмотренная Административным регламентом, не проводилась ввиду возврата документов. В целях устранения нарушения прав и законных интересов истца на департамент архитектуры и градостроительства администрации следует возложить обязанность по принятию заявления ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: , пер. Старо-Деповской, 3 для эксплуатации индивидуального жилого дома с приложенными документами и рассмотрению по существу в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение о возврате заявления ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: , пер. Старо-Деповской, 3 для эксплуатации индивидуального жилого дома, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № департамента архитектуры и градостроительства администрации .

Возложить обязанность на департамент архитектуры и градостроительства администрации принять заявление ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: , пер. Старо-Деповской, 3 для эксплуатации индивидуального жилого дома с приложенными документами и рассмотреть по существу в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья:                       О.С. Ненашева

Секретарь:                  ФИО8ёва

Оригинал находится в деле №а-2633/2017 в Советском районном суде

Решение вступило в законную силу __________________2017 года.

Судья:

Секретарь:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о включении в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта

ФИО2 обратилась с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и строительства (далее – Департамент), в котором просила признать незаконным отказ Департамента во включении в список граждан, денежные средства которых привлечены дл...

Решение суда о взыскании задолженности по кредитному договору

Акционерное общество Банк ««СОЮЗ » (далее - Банк « СОЮЗ » (АО), Банк) обратилось с иском к Беляевой (Панаморевой) Е.А. о взыскании задолженности по кредитному договору № от дд.мм.гггг в размере 465 013,11 рублей, возмещении судебных расходов по оп...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru