Решение суда о признании незаконным решения органа местного самоуправления № 2а-7264/2017 ~ М-7120/2017

Дело № 2а-7264/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2017 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Ваулиной А.В.,

при секретаре Кумпееве Ч.Х.,

её представителя Шарафутдинова Э. Р., действующего по ордеру от ... № N

представителя административного ответчика Кириной С. А., действующей на основании доверенности от ... N,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трубачевой Н. Н. к администрации г.Оренбурга о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Трубачева Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Оренбурга, в котором просит признать незаконным решение органа местного самоуправления от 02 октября 2017 года N об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия 07 октября 2017 года с 18.00 часов до 21.00 часов по адресу: г.Оренбург, пр.Гагарина, территория парка им.Гагарина, с участием до 30 человек, а также обязать административного ответчика не препятствовать проведению такого публичного мероприятия.

В обоснование своих требований указывает, что 02 октября 2017 года уведомила администрации г.Оренбурга о проведении данного публичного мероприятия, цель которого – «Пикетирование в поддержку требования допустить Алексея Навального до участия в выборах Президента Российской Федерации и против вмешательства в органов власти в его законную политическую деятельность». Однако, оспариваемым ответом орган местного самоуправления в согласовании заявленного публичного мероприятия отказал, по тому основанию, что выборы Президента Российской Федерации не объявлены и публичные мероприятия, связанные с ними, не могут проводится. Между тем, такое основание, по мнению административного истца, не предусмотрено частью 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в числе оснований отказа в согласовании публичного мероприятия, а равно в числе случаев, в которых организатор публичного мероприятия не вправе проводить его (часть 5 статьи 5 названного Федерального закона).

Считает, что Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» содержит собственное понятие предвыборной агитации, согласно которому никакие действия за рамками избирательной компании не могут быть предвыборной агитацией. Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), осуществляемая за пределами избирательной компании, не является предвыборной агитацией.

Также указывает, что оспариваемый ответ является не мотивированным, нарушает предоставленное статьёй 31 Конституции Российской Федерации и право.

В судебное заседание Трубачева Н.Н. не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения, в своём заявлении просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Представитель административного истца Шарафутдинов Э.Р., действующий по ордеру от ... № N, заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель администрации г.Оренбурга Кирина С.А., действующая на основании доверенности от ... N, с административным исковым заявлением не согласилась. Указала, что оспариваемое решение органа местного самоуправления закону соответствует и прав административного истца не нарушает.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что в 16.20 часов 02 октября 2017 года Трубачева Н.Н. как организатор подала в администрацию г.Оренбурга письменное уведомление о проведении 07 октября 2017 года с 18.00 часов до 21.00 часов публичного мероприятия в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников 30 человек. Местом проведения указывалось: г.Оренбург, пр.Гагарина, территория Парка им.Гагарина; цель проведения – «Пикетирование в поддержку требования допустить Алексея Навального до участия в выборах Президента Российской Федерации и против вмешательства органов власти в его законную политическую деятельность».

Письмом от 02 октября 2017 года N администрация г.Оренбурга указала, что указанная в уведомлении цель пикетирования не соответствует понятию цели публичного мероприятия, которое определено Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В связи с чем, организатору публичного мероприятия устранить такое несоответствие указанной в уведомлении цели пикетирования требованиям Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона.

Полагая, что в согласовании публичного мероприятия данным письмом отказано, Трубачева Н.Н. 04 октября 2017 года, то есть в десятидневный срок, установленный частью 4 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Такое решение по смыслу действующего законодательства принимается судом в случае установления, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не нарушает права и свободы заявителя, а также соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», установивший уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Одной из форм проведения публичного мероприятия является пикетирование, осуществляемое без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6 статьи 2 Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

Под уведомлением о проведении публичного мероприятия пунктом 7 статьи 2 Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Обязанности органа местного самоуправления в связи с поступлением к нему уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьёй 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В частности, орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 указанной статьи).

Орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2 часть 1 указанной статьи).

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке (часть 2).

При отсутствии обстоятельств, указанных в частях 2 и 3 статьи 12 Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, и при устранении несоответствий указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона, орган местного самоуправления согласует проведение публичного мероприятия.

Установлено, что оспариваемое Трубачёвой Н.Н. решение органа местного самоуправления, выраженное в письме от 02 октября 2017 года N, по своему содержанию не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия в смысле части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, поскольку не содержит таких формулировок. Его правовая природа судом определяется как предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей публичного мероприятия требованиям закона.

Доводы представителя административного истца Шарафутдинова Э.Р., о том, что названное решение представляет собой отказ в проведении публичного мероприятия, фактическим материалам дела не соответствуют, и в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.

Компетенцией на принятие такого решения администрация г.Оренбурга, как лицо наделённое полномочиями в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий, в силу приведённых выше норм права обладало. Обратные доводы представителя административного истца Шарафутдинова Э.Р. основаны на неверном толковании закона.

Разрешая вопрос о правомерности принятия органом государственной власти оспариваемого решения, суд учитывает следующее.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина согласно пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Президент Российской Федерации является главой государства. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (статья 80, часть 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6, статьями 34, 36 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Самовыдвижение кандидата осуществляется после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей.

При этом статьи 34, 36 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» допускают проведение кампании в поддержку выдвижения кандидата в Президенты Российской Федерации только после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Из изложенного следует, что проведение публичного мероприятия в порядке Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по вопросам поддержки выдвижения кандидата в Президенты Российской Федерации допускается только после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Установлено, что заявленная Трубачевой Н.Н. цель проведения публичного мероприятия – «Пикетирование в поддержку требования допустить Алексея Навального до участия в выборах Президента Российской Федерации и против вмешательства органов власти в его законную политическую деятельность», фактически предполагает проведение компании в поддержку выдвижения Навального А.А. кандидатом в Президенты Российской Федерации и допущения его в этом качестве до выборов.

Изложенное подтверждается представленными в материалы дела печатным материалом «Пора выбирать», листовкой «Навальный 20!8», скриншотами сети «Интернет». Кроме того, представителем административного истца в судебном заседании указывалось на в ходе запланированного публичного мероприятия планируется доведение информации до избирателей.

Однако, на 02 октября 2017 года, то есть на дату подачи Трубачевой Н.Н. письменного уведомления о проведении публичного мероприятия, а равно на момент рассмотрения дела, решения о назначении предстоящих в 2018 году выборов Президента Российской Федерации не принималось и официально не опубликовывалось.

Сам Навальный А.А. в силу подпункта 1 пункта 5.2 статьи 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» пассивным избирательным правом не обладает, поскольку приговором Ленинского районного суда г.Кирова от 08 февраля 2017 года, вступившим в законную силу 03 мая 2017 года, осужден за совершение тяжкого преступления к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет со штрафом в размере 500000 рублей в доход государства за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 33, частью 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ). На основании статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание является условным с испытательным сроком 1 год 5 месяцев. Следовательно, он не может быть избран Президентом Российской Федерации на предстоящих в 2018 году выборах Президента Российской Федерации, как не может быть и выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации на указанных выборах, в том числе и в порядке самовыдвижения.

При таких обстоятельствах, цель проведения заявленного административным истцом публичного мероприятия предполагает поддержку выдвижения Навального А.А. кандидатом в Президенты Российской Федерации вопреки действующему в настоящее время законодательству Российской Федерации, и призыв Навального А.А. нарушить законодательство Российской Федерации.

Ввиду чего, цель заявленных публичных мероприятий явно противоречит вышеприведенным требованиям Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», а также пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающих обязанность граждан соблюдать требования законодательства, в том числе и при проведении публичных мероприятий. Цели этих мероприятий также противоречат и части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации, определяющей порядок проведения выборов Президента Российской Федерации.

Призыв к поддержке требования допустить Алексея Навального до участия в выборах Президента Российской Федерации и против вмешательства органов власти в его законную политическую деятельность вопреки вышеприведенным положениям федерального законодательства будет вводить в заблуждение граждан Российской Федерации относительно возможности такого выдвижения. Это в свою очередь указывает на несоответствие распространения такой информации, вводящей в заблуждение, требованиям части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, поскольку будет нарушать права граждан на получение достоверной информации вопреки принципу достоверности распространяемой информации, предусмотренному пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также права других граждан, которые намерены выдвигаться кандидатами в Президенты Российской Федерации, но с соблюдением действующего законодательства, которые будут осуществлять свои кампании в поддержку выдвижения кандидатом в сроки, установленные названным Федеральным законом.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что сформулированная административным истцом цель заявленного публичного мероприятия не соответствовала требованиям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Следовательно, администрация г.Оренбурга правомерно оспариваемым решением от 02 октября 2017 года N предложило Трубачевой Н.Н. устранить несоответствия указанных в уведомлении целей публичного мероприятия требованиям закона.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение органа местного самоуправления является законным, а доводы представителя административного истца Шарафутдинова Э.Р. об обратном, несостоятельными.

Также суд не может расценивать решением от 02 октября 2017 года N, как нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку право на проведение публичных мероприятий с вышеназванной целью, не соответствующей Конституции Российской Федерации ограничено в данном случае Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя (охраны правопорядка – часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации), защиты прав и законных интересов других лиц и в целях реального выполнения государством взятых на себя обязательств гарантирования равенства прав граждан (статья 19 Конституции Российской Федерации), которое в данном случае заключается в строгом соблюдении всеми лицами, намеревающимися участвовать в выборах Президента Российской Федерации в качестве кандидатов, требований федерального законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах в удовлетворении настоящего административного искового заявления суд отказывает в полном объёме.

Руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административное исковое заявление Трубачевой Н. Н. к администрации г.Оренбурга о признании незаконным решения органа местного самоуправления – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись. А.В.Ваулина

Мотивированное решение суда изготовлено 06 октября 2017 года.

Судья: подпись. А.В.Ваулина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности

Пономарева Е.Н. обратилась с иском в суд, указав, что она на основании решения ... от .... является собственником квартиры общей площадью ... в ....В постановке на кадастровый учет данного объекта Пономаревой Е.Н. отказано. С данным отказом она не...

Решение суда о признании незаконной и необоснованной инструкции (правил пользования системой электронного управления очередью)

Вершинин М.Г. обратился в суд с административным иском к гос. инспектору МОТНРЭР ГИБдд УМВД России по ТО ФИО1., гос. инспектору МОТНРЭР ГИБдд УМВД России по ТО ФИО2., гос. инспектору МОТНРЭР ГИБдд УМВД России по ТО ФИО3, в котором просил признать ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru