Решение суда о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено № 2а-5487/2017

№ 2а – 5487/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Оренбург 20 октября 2017 года

Центральный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Жуковой О.С.

рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по исковому заявлению прокурора г.Оренбурга в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Оренбургской области, Обществу с ограниченной ответственностью «ФармАссист», Обществу с ограниченной ответственностью «Регистратор Р01», Обществу с ограниченной ответственностью «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», Акционерному обществу «Региональный сетевой информационный центр» о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Оренбурга в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной, указав, что прокуратурой города в рамках проведения мероприятий по надзору за исполнением законодательства о лекарственном обеспечении населения г. Оренбурга выявлены сайты:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

о продаже лекарственных средств, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

в целях ограничения доступа к указанным сайтам решение суда направить в Управление Федеральной службы на надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

обязать Управление Федеральной службы на надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций внести в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» вышеуказанные адреса Интернет-сайтов.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ООО «ФармАссист», ООО «Регистратор Р01», ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», АО «Региональный сетевой информационный центр»- владельцы и провайдеры сайтов.

Согласно ст. 150 ч. 7 КАС, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Поскольку в судебное заседание участники процесса не явились, их явка обязательной не признана, суд определил: рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Суд, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите формации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр указанных сведений являются, в том числе, вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Статьями 54, 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предусмотрено, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из названных норм закона следует, что в любом случае лица осуществляющие продажу лекарственных средств должны иметь лицензию на осуществление такой деятельности.

Указом Президента РФ от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утвержден перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, и в этот перечень входят лекарственные средства, за исключением лекарственных трав.

Продажа товаров дистанционным способом регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.

Дистанционным способом не допускается продажа алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил).

Ст.5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относит досудебное закрытие сайтов, содержащих информацию о розничной продаже дистанционным способом, предложение о приобретении дистанционным способом, доставке дистанционным способом и (или) передаче физическому лицу дистанционным способом лекарственных препаратов, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Анализ приведенных законоположений позволяет прийти к выводу о том, что действующим законодательством Российской Федерации запрещена не размещенная на сайтах информация о розничной продаже дистанционным способом лекарственных средств, а непосредственно такого рода деятельность.

Заявителем не указано, распространение какой именно содержащейся на упомянутых прокурором сайтах информации подпадает под запрет, установленный пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Положениями законодательства запрещена дистанционная продажа лекарственных средств, а не распространение информации об этом.

В рассматриваемом случае предупредительную функцию по предотвращению розничной продажи дистанционным способом лекарственных средств без рецепта выполняют нормы статьи 1065 ГК Российской Федерации, направленные на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций.

Между тем, прокурор с требованиями о запрете владельцу сайта осуществлять деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем, в судебном порядке не обращался.

Как следует из решения Новооскольского районного суда Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу, вопрос о том, является ли информация, размещенная на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в РФ, был предметом разбирательства судебными органами по иску прокурора, в удовлетворении требований отказано.

Оснований для повторного рассмотрения данного вопроса не имеется.

Распечатка страницы <данные изъяты> в приложениях к иску прокурора отсутствует. Представленная административным ответчиком распечатка сайта <данные изъяты> свидетельствует о том, что на нем отсутствует предложение по дистанционному отпуску лекарственных средств, предлагается оформление и доставка лекарственных препаратов в порядке, предусмотренном законом (ст.2 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", ст. 1.1 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы").

Акт осмотра сайтов, проведенного прокуратурой г.Оренбурга, не может служить единственным доказательством размещения на перечисленных сайтах запрещенной к распространению информации. В акте отражено, что на сайтах содержится информация о продаже дистанционным способом лекарственных средств.

В то же время, такое утверждение при изучении скрин-шотов сайтов не соответствует действительности. Так, на сайтах <данные изъяты>-<данные изъяты> (провайдер – ООО <данные изъяты>), <данные изъяты> <данные изъяты> (провайдер – <данные изъяты>»), вообще отсутствуют сведения о продаже лекарственных средств, поскольку имеются лишь данные физических лиц, предлагающих отдать бесплатно лекарственные средства, что не может быть отнесено к дистанционной продаже.

На странице <данные изъяты> (провайдер – <данные изъяты>») размещено объявление физического лица о продаже лекарственного средства, при этом отсутствует указание на дистанционный способ продажи.

Оставшиеся страницы сайтов <данные изъяты> (ООО «<данные изъяты>»), <данные изъяты> (провайдер – <данные изъяты>») содержат рекламу имеющихся в продаже лекарственных средств с предложением их продажи как самовывозом, так и путем доставки.

При этом, как уже говорилось, законодательный запрет касается лишь деятельности по дистанционной продажи лекарств, а не размещения информации об этом.

Таким образом, размещение информации о продаже и передаче даром лекарств в сети Интернет не является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, равно как и включение такой информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанным электронным адресам при свободном доступе не может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним, защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Сведений о том, что контролирующим органом в досудебном порядке предпринимались меры к закрытию перечисленных в иске сайтов, не имеется.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что правовые основания к установлению факта признания обозначенной информации запрещенной к распространению, отсутствуют, суд приходит к выводу, что прокурором в данном случае избран ненадлежащий способ защиты права, а административный иск удовлетворен быть не может.

Судебные расходы распределению не подлежат ввиду их отсутствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150 ч. 7, 177-180,293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска прокурора г.Оренбурга в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Оренбургской области, Обществу с ограниченной ответственностью «ФармАссист», Обществу с ограниченной ответственностью «Регистратор Р01», Обществу с ограниченной ответственностью «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», Акционерному обществу «Региональный сетевой информационный центр» о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья подпись О.С. Жукова

Решение изготовлено в полном объеме 20.10.2017г.


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российский Федерации запрещенной

Оренбургский транспортный прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной. В обоснование т...

Решение суда о признании информации запрещенной к распространению

Прокурор Первомайского района г.Владивостока обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что прокуратурой Первомайского района г. Владивостока по поручению прокуратуры г. Владивостока проведена проверка соблюдения требований законо...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru