Решение суда о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан и его отмене № 2а-4167/2017 ~ М-4160/2017

2а-4167/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Уфа 08 ноября 2017 года

Ленинский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,

при секретаре судебного заседания Суфиевой А.К.,

представителя административного истца Хаджиева Ш.М. – Расаева З.З.

представителя административного ответчика МВД по РБ – Гарипова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хаджиева ФИО9 к МВД по Республике Башкортостан о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

Хаджиев Ш.М. обратился в суд с административным иском к МВД по Республике Башкортостан о сокращении срока неразрешения въезда на территорию Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства на основании ст. 46 КАС РФ требования были уточнены. Административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, мотивировав исковые требования следующими доводами.

Хаджиев Ш.Х. является гражданином <данные изъяты>, с 2010 года неоднократно приезжал в Российскую Федерацию, в Республику Башкортостан, где неоднократно получал патенты для осуществления трудовой деятельности, своевременно и исправно платил налоги. В августе 2017 года, когда он захотел въехать на территорию Российской Федерации, где ему устно сообщили о том, что ему на основании решения Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Башкортостан запрещен въезд в Российскую Федерацию на 5 лет на основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Административный истец считает, что указанное решение является незаконным, наущающим его права, в связи с тем, что сроки принятия решения и порядок уведомления о принятом решении административным ответчиком нарушены.

Хаджиев Ш.М. длительное время работал на территории Российской Федерации по профессии – водителем. В Ходе осуществления трудовой деятельности несколько раз привлекался к административной ответственности. При этом все штрафы им были уплачены вовремя,.

При таких обстоятельствах административный истец, считает, что оспариваемые действия уполномоченного органа не могут быть признании законными, поскольку нарушают права истца, не являются необходимыми и соразмерными допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

Решение о неразрешении въезда в отношении административного истца принято 25 апреля 2017 года, в то время как правонарушение совершено в 2016 году, что свидетельствует о нарушении установленного Постановление Правительства Российской Федерации срока в один месяц.

По сегодняшний день административный истец не получит указанное решение на руки.

В судебном заседании представитель административного истца Хаджиева Ш.М. – Расаева З.З. уточненный административный иск поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в нем.

Хаджиев Ш.М. в судебное заседание не явился, суду представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Башкортостан – Гарипов А.А. просил в иске отказать, так как оспариваемое решение является законным и обоснованным.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явки в отсутствии административного истца.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 4 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Порядок пребывания, въезда, выезда иностранных граждан из Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Судом установлено, что административный истец Хаджиев Ш.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Узбекистан.

Решением № Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от 25 апреля 2017 года гражданину <данные изъяты> Хаджиеву Ш.М. на основании пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" закрыт въезд сроком на 3 года до 27 января 2020 года.

Из указанного решения следует, что в период трехлетнего пребывания Хаджиев Ш.М. на территории Российской Федерации, он был неоднократно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.6 КоАП РФ (постановление № от 26 мая 2016 года), ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ (постановление № № от 19 июля 2016 года), ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (постановление № от 19 июля 2016 года), ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (постановление № № от 31 июля 2016 года), ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ (постановление № от 09 октября 2016 года), ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (постановление № № от 16 января 2017 года) с наложением административного штрафа на общую сумму 2 050 рублей.

Ставить под сомнение достоверность сведений о привлечении Хаджиева Ш.М. к административной ответственности оснований у суда не имеется.

Доказательства отмены постановлений о назначении административного наказания или их обжалования в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП Российской Федерации, административным истцом не представлены.

Даты совершения указанных выше правонарушений Хаджиевым Ш.М. совпадают с периодом его пребыванием на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.

Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Подпункт 6 статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ не предусматривает обязанность миграционного органа применить ограничительные меры в виде неразрешения въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина, неоднократно привлеченного к административной ответственности, но лишь предусматривает возможность для принятия таких мер, в связи с чем в целях недопущения чрезмерного ограничения прав и свобод иностранного гражданина, при разрешении вопроса о законности соответствующего решения миграционного органа, подлежат исследованию и оценки характер, тяжесть совершенного правонарушения, а также семейные и иные существенные обстоятельства, связанные с личностью иностранного гражданина.

Хаджиев Ш.М. допустил неоднократное нарушение законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения.

Неоднократность совершенных административных правонарушений указывает на то обстоятельство, что применяемые в отношении административного истца меры административного воздействия в виде взыскания штрафа, не привели к исправлению поведения.

Реализация Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан своих полномочий в отношении Хаджиева Ш.М. соответствовала охраняемым законом целям, поскольку была обусловлена систематическим противоправным поведением Хаджиева Ш.М.

Из анализа указанных норм права суд приходит к выводу о наличии предусмотренного пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основания для принятия решения о запрете административному истцу въезжать на территорию Российской Федерации. Срок такого запрета определен уполномоченным органом в пределах установленного названной нормой периода.

Реализация миграционным органом своих полномочий не была произвольной и оправдана крайней необходимостью защиты интересов государства (правопорядка) от противоправного поведения Хаджиева Ш.М. в области миграционного законодательства Российской Федерации. Решение о закрытии въезда в Российскую Федерацию на определенный срок является адекватной мерой государственного реагирования, отвечает принципам пропорциональности и соразмерности и принято с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административным истцом нарушения, выразившегося в несоблюдении режима пребывания в Российской Федерации, исходя из интересов общества, необходимости охраны государственной безопасности и публичного (общественного) порядка, имеющих в данном случае приоритет перед семейными отношениями административного истца.

Административный истец, будучи иностранным гражданином, не мог не быть осведомлен о правилах пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, сознательно нарушил закон, тем самым осознанно не проявила заботу о своем дальнейшем проживании на территории Российской Федерации.

Не может являться основанием к отмене решения Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Башкортостан ссылка на нарушение срока принятия органом миграционного контроля решения, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства".

Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.

Указанный в постановлении срок не является пресекательным и не влечет признание решения незаконным.

При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Нарушение срока принятия оспариваемого решения не является по своей природе существенным, поскольку не влечет для административного истца негативных последствий.

Напротив, принимая во внимание, что началом течения срока ограничения права на въезд является дата последнего выезда, к моменту принятия оспариваемого решения часть срока данной санкции уже истекла, что является благоприятным для административного истца последствием, в той мере, в которой уменьшен размер санкции.

Правовые ограничения, вытекающие из неразрешения въезда в Российскую Федерацию, носят временный характер и не влекут за собой запрет на проживание в Российской Федерации по истечении установленного указанным решением срока.

Оснований для применения в отношении Хаджиева Ш.М. статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основанных свобод суд не установил.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что данная Конвенция не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Аналогичный принцип ограничения прав граждан закреплен и в статье 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал на то, что семья и семейная жизнь относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности (определение от 05 марта 2014 года № 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02 марта 2006 года № 55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пришел к выводу, что такое вмешательство в семейную жизнь, обусловленное установлением ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния.

Таким образом, учитывая вышеизложенные, суд считает, что решение № Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от 25 апреля 2017 года о запрете въезда иностранному гражданину ДД.ММ.ГГГГ Хаджиеву Ш.М. на основании пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в Российскую Федерацию сроком на 3 года до 27 января 2020 года вынесены законно и обоснованно.

Также административным истцом заявлялись первоначально требования о сокращении срока запрета въезда на территорию РФ, суд оснований для удовлетворения иска в данной части также не находит, действующим законодательством не предусмотрен данный способ защиты.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Хаджиева Ш.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Хаджиева ФИО11 к МВД по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене решения № Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от 25 апреля 2017 года о запрете въезда иностранному гражданину <данные изъяты> Хаджиеву ФИО12, сокращении срока о запрете въезда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.

Председательствующий А.М. Гималетдинов


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконным решения и его отмене

Хамрокулов М.А. обратился в суд с административным иском к МВД по Республике Башкортостан о признании незаконным решения и его отмене, мотивировав его следующим.09 августа 2017 года отделом по вопросам миграции отдела полиции № 3 Управления МВД Ро...

Решение суда об отказе в приобретении гражданства Российской Федерации

Тамоян И.О., Тамоян М.О. обратились в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об обжаловании решения об отказе в приобретении гражданства Российской Федерации, указав следующее.Решением Гафурийского ме...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru