Решение суда об обязании прекратить начисление платы за электроэнергию, путем направления ежемесячных квитанций, обязании начислять плату за электроэнергию путем направления ежемесячных квитанций, напрямую № 2-9339/2017 ~ М-8411/2017

Дело № 2-9339/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ростов-на-Дону 30 ноября 2017 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Трескова А.П.

при секретаре судебного заседания Савченко С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9339/2017 года по иску Мирошниченко М В к ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону», МУП ЖЭУ-5 об обязании прекратить начисление платы за электроэнергию, путем направления ежемесячных квитанций, обязании начислять плату за электроэнергию путем направления ежемесячных квитанций, напрямую,

УСТАНОВИЛ:

Мирошниченко М.В. обратился в суд с иском к ответчику ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», МУП ЖЭУ-5 об обязании прекратить начисление платы за электроэнергию, путем направления ежемесячных квитанций, обязании начислять плату за электроэнергию путем направления ежемесячных квитанций, напрямую, в обоснование заявленных исковых требований указав, что в квартире истца № по <адрес>, ответчик необоснованно выставляет плату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды. В доме истца нет непосредственного управления, исполнителем коммунальной услуги является управляющая компания. В работу исполнителя входит не только техническое обслуживание, но и заключение необходимых ресурсных договоров для обеспечения МКД коммунальными услугами. ООО МУП ЖЭУ-5 осуществляет управление многоквартирным домом истца, а также его обслуживание. Следовательно, названный ответчик принял на себя обязательства по оказанию услуг до управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества. Ответчиками не оспаривается, что управляющая компания не выставляет квитанции за электроэнергию, а выставляет таковые незаконно ПАО ТНС, которое не является исполнителем КУ.

Доводы ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»не основаны на нормах права ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не имеет права начислять и требовать оплату электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, в том числе свыше норматива. Вся оплата за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, должна вноситься исполнителю коммунальных услуг. Это управляющая компания МУП ЖЭУ-5.

Независимо, в пределах норматива или свыше него – право требования оплаты принадлежит исполнителю коммунальной услуги, а не ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону». Следовательно, перед ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» у истца нет и не может быть долга. Однако ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»выставляет долг (за общедомовое потребление).

Ресурсный договор между управляющей компанией МУП ЖЭУ-5 и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» продолжает действовать, управляющая компания остается исполнителем коммунальной услуги, ее статус исполнителя коммунальной услуги признается законом и не изменился в связи с незаконными действиями ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», она обязана надлежаще оказывать услугу по управлению МКД, в том числе закупать необходимый ресурс, как для индивидуального обеспечения жителей электроэнергией, так и на общедомовые нужды. Все расчеты за электроэнергию должны производиться между управляющей компанией и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону».

Обязанность оплаты электроэнергии на общедомовые нужды возложена законом на управляющую компанию и именно она должна вести расчеты с РСО. Истец обязан оплачивать общедомовые нужды управляющей компании в пределах норматива, таким образом, никакого долга перед ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (РСО) у истца нет и быть не может.

Действующее законодательство не допускает, не позволяет прямые расчеты между жильцами и РСО. МУП ЖЭУ-5, как управляющая компания, получает плату за обслуживание дома и за управление. Услуга по управлению является обязательной, управляющая компания не может отказаться от ее оказания, а ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не имеет правовых оснований к воспрепятствованию ее оказания. Следовательно, в порядке оказания такой услуги между управляющей компанией и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» правильно был заключен ресурсный договор на весь объем ресурса, а ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»без правовых оснований в одностороннем порядке отказалось от исполнения такого договора. Договор не может расторгаться незаконными действиями одной стороны.

Сама управляющая компания МУП ЖЭУ-5 (надлежащий исполнитель услуги электроснабжения) никакую задолженность не выставляет и не указывает на наличие долга.

На основании изложенного просит суд обязать ответчиков устранить нарушение прав потребителей путем прекращения ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» выставления истцу ежемесячных квитанций на оплату электроэнергии, осуществления МУП ЖЭУ-5 функций исполнителя коммунальной услуги «электроснабжение» с выставлением истцу ежемесячных квитанций на оплату электроэнергии на квартиру № по <адрес>.

В процессе рассмотрения дела истец дополнил заявленные исковые требования требованиями о взыскании судебных расходов, просит суд взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец Мирошниченко М.В. и его представитель адвокат Тронь М.Н., действующий на основании ордера, заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» Аксенова В.Г. действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме. В процессе рассмотрения дела представителем ответчика в материалы дела представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых ответчик полагает, требования истца необоснованными.

В судебное заседание представитель МУП ЖЭУ-5 не явился, извещен надлежащим образом о времени и дате рассмотрения дела.

Ходатайство представителя МУП ЖЭУ-5 об отложении заседания разрешено судом с учетом указанных в нем причин неявки и необходимости такого отложения. Суд, признав, что доказательств уважительности причин неявки представителя истца суду не представлено, а также не находя оснований для удовлетворения ходатайства об отложении заседания, с учетом мнения ответной стороны, настаивавшей на рассмотрении данного дела по существу, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика МУП ЖЭУ-5 в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора,суд принимает данное решение по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Мирошниченко М.В. является нанимателем жилого помещения – квартиры № по <адрес> общей площадью 41 кв.м. (л.д. 45-46).

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является потребителем электроэнергии в бытовых целях.

Из имеющихся в материалах дела платежных документов усматривается, что ответчиком производится начисление по оплате электроэнергии путем направления ежемесячных квитанций истцу.

Управляющая компания МУП ЖЭУ-5 осуществляет управление домом по <адрес>.

Согласно п.5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.49 Правил предоставления коммунальных услуг, каждый потребитель имеет право на получение услуг, соответствующих по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, условиям договора.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным, домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 11 ст. 2 Закона «Об энергосбережении» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае – собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

В силу ст. 39 Жилищного кодекса РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ. К таким правилам относятся Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170.

Положениями ст. 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что система технического обслуживания (содержание и текущий ремонт) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В состав общего имущества в соответствии с п.п. «а» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил № 354 и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в МКД, а исполнителем услуг – управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). Гарантирующий поставщик электрической энергии – это коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами – региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

При этом в соответствии с пп. «а» пункта 9 указанных Правил управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ в случае если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Никаких решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, собственниками многоквартирного дома не принималось и судом наличие таких решений не установлено.

При указанных обстоятельствах, требования истца об обязании прекратить начисление платы за электроэнергию, путем направления ежемесячных квитанций, обязании начислять плату за электроэнергию путем направления ежемесячных квитанций, напрямую, подлежат удовлетворению.

При решении вопроса о взыскании судебных расходов, руководствуясь ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая требования закона, фактический объем оказанных представителем истцов услуг, принцип разумности расходов, характер спорного правоотношения, суд считает, что сумма оплаты услуг представителя в размере 10 000 руб. является разумной и соответствует конкретным обстоятельствам дела.

В связи с этим, суд считает необходимым взыскать с ответчиков ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону», МУП ЖЭУ-5 расходы на услуги представителя в сумме 7 000 руб. в пользу Мирошниченко М.В.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчиков ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону», МУП ЖЭУ-5 подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Мирошниченко М В к ПАО «ТНС-энерго г.Ростов-на-Дону», МУП «ЖЭУ № 5» о защите прав потребителя, удовлетворить.

Обязать ПАО «ТНС-энерго г.Ростов-на-Дону» прекратить начисление платы за электроэнергию, путем направления ежемесячных квитанций, напрямую Мирошниченко М В по квартире № по <адрес>.

Обязать МУП «ЖЭУ №» начислять плату за электроэнергию путем направления ежемесячных квитанций, напрямую Мирошниченко М В по квартире № по <адрес>.

Взыскать с ПАО «ТНС-энерго г.Ростов-на-Дону», МУП «ЖЭУ № 5» в пользу Мирошниченко М В расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. в равных долях.

Взыскать солидарно с ПАО «ТНС-энерго г.Ростов-на-Дону», МУП «ЖЭУ № 5» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2017 года.

Судья А.П. Тресков


 

Решения судов по спорам с жилищно-коммунальными компаниями

Решение суда о признании действий по начислению платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды незаконными

Мирошниченко М.В. обратился в суд с иском к ответчику ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о признании действий по начислению платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды незаконными, в обоснование заявленных исковых требований указав, чт...

Решение суда о компенсации морального вреда

Москалева Н.В., Тронь М.Н. обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что с июня 2015г. ответчик их МКД по перевел на прямые расчеты, открыл им лицевые счета, получает оплату за электроэнергию, называет себя исполнителем коммунальной услу...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru