Решение суда об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, возложении обязанности № 2а-4360/2017 ~ М-3129/2017

    Дело №2а-4360/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        25 октября 2017 года                                                                         г. Красноярск

    Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

    при секретаре Репине А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лукашовой С. А. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Лукашова С.А. обратилась в суд с административным иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Лукашова С.А., желая оформить право собственности за плату без проведения торгов на земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, обратилась к ответчику с заявлением. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Лукашовой С.А. отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденных постановлением Администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833, с изменениями, утвержденными постановлением Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец не согласна с принятым решением, просит признать решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 24,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в собственность за плату, незаконным, и обязать департамент в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Лукашовой С.А. договор купли-продажи на земельный участок.

В судебном заседании административный истец Лукашова С.А. заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, надлежаще и своевременно извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу не просил.

      В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

      По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

    Учитывая надлежащее извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения иска, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в силу ст. 150 КАС РФ.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

          На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Согласно пп. 2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.

Пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусматривает, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.

Исходя из приведенных выше норм закона право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, в связи с чем, в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лукашова С.А. является собственником гаражного бокса, площадью 22, 3 кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый номер №, участок имеет общую площадь 25+/- 2 кв.м., с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения (код-2.7.1).

Лукашова С.А., имея намерение получить в собственность указанный выше земельный участок за плату, обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с соответствующим заявлением.

Решением департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Л-11004 истцу отказано в предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 24,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе котельной телевизорного завода по <адрес> <адрес>, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости признаются не соответствующими установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (п. п. 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, принадлежащий истцу гаражный бокс, не является самовольным строением. Испрашиваемый истцом земельный участок не превышает площадь, необходимую для эксплуатации гаражного бокса, имеет вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для отказа в передаче в собственность за плату без проведения торгов земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости является неправомерными.

Учитывая, что доказательств наличия иных, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ оснований для отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов ответчиком не представлено, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования Лукашовой С.А. о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении спорного земельного участка истцу за плату без проведения торгов.

В силу требований ст. 432 ГК РФ, при заключении договора его сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В этой связи, при заключении договора купли-продажи земельного участка, в нем, помимо предмета договора, должна быть указана и его стоимость, как одно из существенных условий такого рода договора, следовательно, подлежит определению размер выкупной цены.

При определении выкупной стоимости спорного земельного участка необходимо учитывать, что Лукашова С.А. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска за заключением договора купли-продажи.

В силу ч. 1 ст. 11 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае, при продаже земельных участков, находящихся в собственности края, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в случае, если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, их цена определяется для граждан, являющихся собственниками жилых (части жилого дома), дачных и садовых домов, гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 2,5 процента кадастровой стоимости.

Таким образом, суд обязывает департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключить с Лукашовой С.А. договор купли-продажи спорного земельного участка по цене, установленной действующим законодательством на дату обращения истицы с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд полагает возможным возложить на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность заключить указанный выше договор в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 178, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Лукашовой С. А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключить с Лукашовой С. А. договор купли-продажи земельного участка – кадастровый №, общей площадью 24,0 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, в районе котельной телевизорного завода по <адрес>, <адрес>, по ценам, действовавшим на дату обращения с заявлением, в течение месяца с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца после изготовления его в окончательной форме, с 30.10.2017 года.

Судья                                                                                               Т.А. Вербицкая


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

Бухтояров ВА обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Губернатора Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что административный истец является собствен...

Решение суда о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации

Шихпиятов Я.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Башкортостан об оспаривании решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.Административный иск мотивирован следующим. Согласно уведомлению ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru