Решение суда о возложении обязанности № 2а-3836/2017 ~ М-2551/2017

    Дело №2А-3836/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        07 ноября 2017 года                                                                         г. Красноярск

    Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

    при секретаре Репине А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова Э. Е. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов Э.Е. обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Кузнецов Э.Е., желая оформить право собственности за плату без проведения торгов на земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, обратился к ответчику с заявлением. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № К-11481 Кузнецову Э.Е. отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных зон и не подлежат приватизации. Истец не согласен с принятым решением, просит обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Кузнецовым Э.Е. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 20,0 кв.м, расположенного по адресу: : <адрес> по ценам, действовавшим на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец Кузнецов Э.Е. своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, извещён надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, надлежаще и своевременно извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу не просил. В материалы дела представлены письменные возражения представителя административного ответчика, согласно которым департамент считает требования Кузнецова Э.Е. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в департамент с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В силу пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений. Согласно сведениям ИСОГД, земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск утвержден постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 года № 833, с изменениями утвержденными постановлением администрации города Красноярска от 28.04.2017 года № 278. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ). Аналогичное положение предусмотрено ч. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования. Полагают, что департамент законно и обоснованно отказал административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

      В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

      По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

    Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте рассмотрения иска, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в силу ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.

Пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусматривает, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.

Исходя из приведенных выше норм закона право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, в связи с чем, в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузнецов Э.Е. является собственником гаражного бокса, площадью 18,1 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес> на основании решения мирового судьи судебного участка № 46 в Железнодорожном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый №, участок имеет общую площадь 20+/- 2 кв.м., с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения (код-2.7.1), для размещения индивидуальных гаражей.

Как следует из решения Красноярского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ года «О резервировании земельных участков для проектирования в г. Красноярске», исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил для проведения проектно-изыскательских работ предварительно согласовать Красноярскому отделению железной дороги место расположения индивидуальных гаражей боксового типа размером в плане 3,2х6,0 м. по осям каждый на земельном участке площадью до 0,14 га в Железнодорожном районе … в полосе отвода железной дороги на территории бывшего грузового двора в комплексе существующих гаражей. Кроме того, для проведения проектно-изыскательских работ предварительно согласовать Железнодорожному исполкому райсовета место расположения индивидуальных гаражей боксового типа размером в плане 3,2х6,0 м. по осям каждый на земельном участке площадью до 0,12 га в Железнодорожном районе … в районе ул. Куйбышева-Луначарского в полосе отвода железной дороги с учетом эксплуатации водоотводной канавы.

Согласно письму Министерства путей сообщения Управления Красноярской железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Красноярской железной дороги в соответствии с указаниями Министерства путей сообщения №-у от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ согласовывает строительство в полосе отвода железной дороги на ст. Красноярск (район ул. Куйбышева) гаражей для личного транспорта железнодорожников.

В соответствии с заключением № по отводу земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок для гаражного кооператива «Локомотив-С», расположенный по адресу: <адрес>, пригоден для строительства.

Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем ПК «Локомотив-С», Кузнецов Э.Е. является членом гаражно-строительного кооператива «Локомотив-С», в котором имеет гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, строительство которого профинансировал из собственных средств, полностью выплатил свой пай, задолженности по членским взносам не имеет.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ строительство гаражей гаражно-строительного кооператива «Локомотив-С» велось собственными силами членов общества. Аренду на землю под строительство объектов никто из членов кооператива не оформлял.

Кузнецов Э.Е., имея намерение получить в собственность указанный выше земельный участок за плату, обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № К-11481 истцу отказано в предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 20,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа <адрес>.

В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, находится в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). В границах земельного участка находятся рекомендуемые зоны с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы железной дороги), границы территорий объектов культурного (археологического) наследия федерального значения.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости признаются не соответствующими установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (п. п. 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, принадлежащий истцу гаражный бокс, не является самовольным строением. Испрашиваемый истцом земельный участок не превышает площадь, необходимую для эксплуатации гаражного бокса, имеет вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для отказа в передаче в собственность за плату без проведения торгов земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости являются неправомерными.

Учитывая, что доказательств наличия иных, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, оснований для отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов ответчиком не представлено, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования Кузнецова Э.Е. о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении спорного земельного участка истцу за плату без проведения торгов.

В силу требований ст. 432 ГК РФ, при заключении договора его сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В этой связи, при заключении договора купли-продажи земельного участка, в нем, помимо предмета договора, должна быть указана и его стоимость, как одно из существенных условий такого рода договора, следовательно, подлежит определению размер выкупной цены.

При определении выкупной стоимости спорного земельного участка необходимо учитывать, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Э.Е. обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска за заключением договора купли-продажи.

В силу ч. 1 ст. 11 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае, при продаже земельных участков, находящихся в собственности края, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в случае, если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, их цена определяется для граждан, являющихся собственниками жилых (части жилого дома), дачных и садовых домов, гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 2,5 процента кадастровой стоимости.

Таким образом, суд обязывает департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключить с Кузнецовым Э.Е. договор купли-продажи спорного земельного участка по цене, установленной действующим законодательством на дату рассмотрения первоначального обращения истица о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Кузнецова Э. Е. удовлетворить.

Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключить с Кузнецовым Э. Е. договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 20,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за плату, по ценам, действовавшим на дату обращения, в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца после изготовления его в окончательной форме, с 08.11.2017 года.

Судья                                                                                               Т.А. Вербицкая


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконными действий, возложении обязанности

Николаев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО№1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности, указав, что дд.мм.гггг он был этапирован из ИК-34 в СИЗО-1 г. Красноярск...

Решение суда о признании отказа в предварительном согласовании земельного участка незаконным, возложении обязанности

Байкалова Г.Н. обратилась в суд с административным иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании отказа в предварительном согласовании земельного участка незаконным. Требования мотивиро...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru