Решение суда об оспаривании решения органа местного самоуправления № 2а-2737/2017 ~ М-2138/2017

Дело №2-а-2737-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2017 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска

Под председательством судьи Сутягиной С.А.

при секретаре Бурлаковой Ю.М.,        

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Трухониной НТ об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Трухонина Н.Т. обратилась в суд с административным иском к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее – административный ответчик) об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... мотивируя свои требования следующим.

Административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... С целью получения разрешения на строительство жилого дома она обратилась в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство ей было отказано в связи с тем, что земельный участок находится в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены. Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец просил суд признать данный отказ незаконным.

В ходе рассмотрения судебного заседания истец уточнил требования, а именно просил признать незаконными отказ Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 13.06.2017 года, а также отказ Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 22.09.2017 года,

В судебное заседание административный истец, уведомленный о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика в судебное заседание уведомленный о времени и месте его проведения надлежащим образом не явился, о причинах неявки не сообщил, представил возражения на исковое заявление, согласно которому схема планировочной организации, представленная истцом, не содержит сведений о привязках к границам земельного участка, не соответствует градостроительному плану земельного участка.

Исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...

13.06.2017 Администрация г. Ижевска отказала Трухониной Н.Т. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что земельный участок находится в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены.

22.09.2017 Администрация г. Ижевска отказала Трухониной Н.Т. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что земельный участок находится в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст. 219 КАС РФ).

Административным истцом оспаривается решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от -Дата-, истец обратился в суд -Дата-, то есть в пределах установленного срока.

Рассматривая требования административного истца по существу, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.

Аналогичное положение содержит статья 44 Устава МО «Город Ижевск», в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.Пункт 2.7 «Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска» определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.

ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений о выдаче либо об отказе в выдаче разрешений на строительство.

Рассматривая вопрос о соответствии отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство жилого дома, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.

В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта и свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, в которых разрешенное использование обозначено как строительство индивидуального жилого дома.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Градостроительный план земельного участка, утвержденный приказом Администрации г. Ижевска «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по ... от -Дата- №п, определяет правовой режим земельного участка.

Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска 27.11.2007 года № 344, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 вышеназванных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

При этом суд отмечает, что в положениях статьей 2, 18 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с кадастровым планом земельного участка, расположенного по адресу: ... разрешенным видом использования является – под строительство индивидуального жилого дома. Несмотря на отнесение земельного участка к зоне Ж1, право собственности заявителя зарегистрировано с целевым назначением – под строительство индивидуального жилого дома, ограничений и обременений при этом не зарегистрировано. Суд также отмечает, что никаких действий по реализации планируемого использования данного участка как земель зоны Ж1 в течение ряда лет не предпринято и по настоящее время, т.е. планируемое изменение целевого назначения данных земель может относиться к достаточно отделенной перспективе, тогда как необходимость для собственника земельного участка в строительстве нового дома существует в настоящее время. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителю строительства жилого дома спорному адресу.

В соответствии с выводами специалиста АНО «Экспертное бюро «Флагман» Кравченко П.С. № ЧЛ\17-55 от -Дата- в результате осмотра выявлено, что в доме, расположенном по адресу: ..., обеспечены необходимые параметры микроклимата, состав и объемно-планировочные характеристики помещений соответствуют действующим требованиям, отсутствуют признаки исчерпания несущей способности конструктивных элементов, присутствуют необходимые системы коммуникаций. Исследуемый дом соответствует строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим и градостроительным нормам и правилам, в том числе градостроительным регламентам в отношении его размещения в разрешенном пятне застройки, указанным в градостроительном плане земельного участка № RU1830300№, утвержденном приказом Администрации ... от -Дата- № Установлено, что указанный дом является жилым, его эксплуатация возможна. Расположение и сохранение данного дома не приведет к возникновению риска жизни и здоровью людей, и нарушению прав третьих лиц.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении истцом строительства нового индивидуального жилого дома.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск Трухониной НТ об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от -Дата- № о выдаче Трухониной НТ разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ... от -Дата- № о выдаче Трухониной НТ разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Трухониной НТ разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ...

Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в пользу Трухониной НТ государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Индустриальный районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья                             С.А.Сутягина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании решения органа власти

Желтышев В.П. обратился в суд с административным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики об оспаривании решения органа власти. Требования мотивировал т...

Решение суда о признании незаконным представления прокуратура Индустриального района г. Ижевска

Административный истец Кузьминых Л.В. обратилась в суд к Прокуратуре Индустриального района г. Ижевска о признании незаконным представления прокуратуры Индустриального района г. Ижевска от -Дата- № «Об устранении нарушений законодательства о защит...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru