Решение суда о признании информации запрещенной к распространению № 2а-5305/2017 ~ М-5445/2017

Дело № 2а-5305/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего     Симон Н.Б.

при секретаре     Шмидт Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и республике Алтай о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и республике Алтай о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование требований указали на то, что в результате мониторинга сети «Интернет» с целью выявления информационных ресурсов, осуществляющих деятельность по продаже дистанционным способом алкогольной продукции, установлено, что на сайте <данные изъяты> осуществляется деятельность по продаже дистанционным способом алкогольной продукции с использованием информационно-коммуникационных сетей. Указанный сайт содержит информацию запрещенную законодательством к размещению указанным способом. С указанного сайта фактически осуществляется розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом неограниченному кругу лиц. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и скопировать материалы в электронном варианте сожжет любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 15 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В части 6 статьи 10 указанного Закона содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу действующего уголовного и административного законодательства предусмотрена уголовная и административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции.

На основании изложенного, просят признать информацию предоставляющую возможность приобретения неопределенным кругом потребителей дистанционным способом алкогольной продукции, размещенной на странице сайта <данные изъяты> в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обязать ответчика включить страницу сайта <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу.

В судебное заседание участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.

Административный ответчик представил пояснения в письменном виде, в которых полагает возможным признание указанной информации запрещенной к распространению.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации закреплены конституционные права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 КАС, разъяснениями пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09. 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в порядке административного судопроизводства рассматриваются, в том числе дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К таким относятся и вытекающие из публичных правоотношений дела о признании информации запрещенной к распространению Российской Федерации в связи с нарушением установленных законодательством Российской Федерации запретов в целях защиты прав граждан.

Согласно ч. 1 ст. 40 КАС РФ, в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В силу п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательстве Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Пунктом 8.40. «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (утв. приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 №754) предусмотрено, что в полномочия Управления входит, в том числе обращение в суд с заявлениями защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Из материалов дела следует, что в результате мониторинга сети «Интернет» с целью выявлен информационных ресурсов, осуществляющих деятельность по продаже дистанционным способом алкогольной продукции, Роспотребнадзором установлено, что на сайте <данные изъяты> осуществляется деятельность по продаже алкогольной продукции с использованием информационных коммуникационных сетей.

Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно положениям п. 3 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) особенности купли-продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Частью 2 статьи 16 указанного закона установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и(или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В силу п.п.1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что указанный административным истцом сайт содержит информацию, запрещенную законодательством к размещению данным способом. Фактически с сайта осуществляется розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом круглосуточно неограниченному кругу лиц. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с его содержанием и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространен отсутствуют.

Заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, поскольку в силу пункта 1 статьи 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи дистанционным способом заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. При данном дистанционном способе реализации алкогольной продукции невозможно установить возраст покупателя, что, в свою очередь, затрудняет контроль за соблюдением действующего законодательства в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Таким образом, размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленных законодательством требований для ведения и реализации такой деятельности, информация, размещенная на указанных выше страницах данного сайта, доступна неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним.

С учетом, что Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной торговли, а также ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию, а Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, то из системного толкования указанных норм и положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" следует запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по незаконному обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием сетей, в том числе сети Интернет. Предоставление возможности доступа к круглосуточному получению алкогольной продукции, в том числе несовершеннолетним, с использованием сети Интернет фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по незаконному обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РоссийскойФедерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, для выполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанностей, возложенных законом на государственные органы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию, посредством ограничения доступа к ней, требуется признание информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению.

Из представленных в материалы дела скрин-шотов страниц сети Интернет достоверно усматривается распространение на указанном административном истцом сайте информации о продаже алкоголя в ночное время в г.Барнауле, в связи с чем требования о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации как противоречащей ее законодательству подлежат удовлетворению.

Административные исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику (Роскомнадзору), на которого действующим законодательством обязанность по ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отсутствия законодательно установленных запретов иных государств право владельца сайта на распространение данной информации в иных государствах не ограничено.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Поскольку информация, размещенная на Интернет-сайте <данные изъяты> прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

В силу п.5 указанных выше Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.

Названными Правилами регламентирована процедура внесения соответствующей информации в единый реестр, в том числе и в отношении установленных сроков.

Учитывая, что в данном случае процедура внесения Роскомнадзором соответствующей информации при наличии вступившего в законную силу судебного акта в единый реестр регламентирована законом у суда отсутствуют основания для дополнительного возложения такой обязанности на ответчика.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию о возможности приобретения неопределенным кругом потребителей дистанционным способом алкогольной продукции, размещенной в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья          Н.Б. Симон


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании размещенной информации запрещенной к распространению

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... (далее – Роспотребнадзор) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным иском, о признании информации, распростра...

Решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Волгоградский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуни...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru