Решение суда о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования, возложении обязанности провести повторное медицинское освидетельствование № 2а-3700/2017 ~ М-3710/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2017 года                                                                                              г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3700/2017 по административному исковому заявлению Бакушкина С.А. к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования, возложении обязанности провести повторное медицинское освидетельствование,

УСТАНОВИЛ:

Бакушкин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области», в котором просит признать отказ ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» № от ДД.ММ.ГГГГ. в проведении повторного медицинского освидетельствования незаконным, обязать ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» провести повторное медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе в отношении Бакушкина С.А..

В обоснование требований административным истцом указано, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате (Октябрьского и Правобережного АО г. Иркутск ИО). ДД.ММ.ГГГГ. призывная комиссия Правобережного округа присвоила категорию годности «В» (ограниченно годен к военной службе). Диагноз: «<данные изъяты>, освобождён от призыва на военную службу на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Административный истец обратился в ОГБУЗ «<данные изъяты>» с просьбой провести переосвидетельствование - комиссией (консилиумом) врачей психиатров, для определения отсутствия у него психического расстройства. Его просьбу удовлетворили, в <данные изъяты> он находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписному эпикризу установлен диагноз - психически здоров. В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания врачебной комиссии Иркутской областной клинической психиатрической больницы № вынесено решение врачебной комиссии: Психически здоров. Так как административного истца признали здоровым,он обратился в ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» через его структурное подразделение (военный комиссариат (Октябрьского и Правобережного АО г. Иркутск ИО)) с заявлением, в котором просил провести в отношении него медицинское переосвидетельствование. ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) получен из военного комиссариата отказ в проведении повторного медицинского освидетельствования. Решение военного комиссариата Иркутской области административный истец считает незаконным, поскольку оно вынесено без учета действующего законодательства, нарушает его права, поскольку препятствует в праве прохождения военной службы по контракту.

В судебном заседании административный истец Бакушкин С.А. поддержал заявленные требования.

    Представитель административного ответчика Военного комиссариата Иркутской области Мухомедьярова Е.М. требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что категория годности «В» к военной службе определена Бакушкину С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ. призывной комиссией Правобережного округа г. Иркутска, на основании ст. <данные изъяты>, Положения о военно-врачебной экспертизе № года, он освобожден от призыва на военную службу и передан в запас Вооруженных Сил РФ.

Решение призывной комиссии Правобережного округа г. Иркутска в отношении Бакушкина С.А. об освобождении от призыва на военную службу о признании «В» - ограниченно годным к военной службе, зачислении в запас, утверждено призывной комиссией Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. ВК Октябрьского и Правобережного округов г. Иркутска Бакушкину С.А. выдан военный билет серии АН №.

Бакушкин С.А. обратился с заявлением в ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области», где просил провести в отношении него повторное медицинское освидетельствование.

Согласно ответу ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» от 31.07.2017г. № на заявление Бакушкина С.А., ему отказано в проведений повторного медицинского освидетельствования по следующим причинам. Решением призывной комиссии Правобережного округа г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. Бакушкин С.А. признан ограниченно годным к военной службе с диагнозом «<данные изъяты>. Обоснованность поставленного ему диагноза и вынесенного решения в соответствии с п. 24 Инструкции (приложение 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 г. № 240/168) 29.06.2006г. была изучена врачом - членом призывной комиссии Иркутской области и решение утверждено. Заявления от Бакушкина С.А. на необоснованность поставленного ему диагноза и вынесенного на основании его решения в призывную комиссию Иркутской области в то время не поступило. В представленной копии протокола № заседания ВК Иркутской областной <данные изъяты> 1, Бакушкин С.А. признан психически здоровым, но военная служба по своей сути является сильным стрессовым, неблагоприятным для здоровья фактором, чему свидетельством являются часто встречающиеся психические расстройства у граждан, призванных на военную службу по призыву и контракту. Поэтому врач - специалист военно-врачебной комиссии не может дать гарантии и не возьмет на себя смелость утверждать, что у граждан не будет срыва адаптации в условиях военной службы (при призыве на военные сборы). Данное утверждение было бы в высшей мере халатным и преступным. Верховный Суд РФ своим решением от 06.08.2013г. за № АКПИ 13 - 559

УСТАНОВИЛ

«В силу части 9 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 - ФЗ проведение военно-врачебной экспертизы является обязательным в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 1 статьи 25 этого закона право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии имеют военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу. Медицинское освидетельствование, как обязанность гражданина, предусмотрено при обязательной подготовке гражданина к военной службе, а также при призыве на военную службу (часть 1 статьи 11, часть 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). Таким образом, обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, действующим федеральным законодательством не предусмотрено»; из системного толкования ст. 59 Конституции РФ, п. 1 ст. 5.1., п.3 ст. 5.1., ст. 23, п.4 ст. 52 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.3.1998г. № 53 - ФЗ, п.1, п.2, п.4, п.13, п.18, п.69, п.84, п. 85 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 4.07.2013г. № 565 следует, что военно-врачебные комиссии, созданные в Вооруженных Силах РФ, осуществляют изучение и оценку состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе; так как в настоящее время Бакушкин С.А. является гражданином непризывного возраста (в связи с достижением возраста 27 лет) и пребывает в запасе, он не может быть призван на военную службу, по этой причине основания для оценки его здоровья и физического развития, и, следовательно, для изменения категории годности к военной службе у военного комиссариата Иркутской области - отсутствуют; судебная практика (г. Москва, г. Тверь, г. Новосибирск, г. Иркутск) по искам граждан к военным комиссариатам по поводу отказов в проведение повторного медицинского освидетельствования, снятии ранее установленного диагноза, изменения категории годности к военной службе на основании последних заключений лечебных учреждений, внесения соответствующих изменений в военные билеты, показывает, что суды не устанавливают в отказах военных комиссариатов субъектов РФ по вышеперечисленным вопросам нарушений прав и свобод граждан. Права и свободы Бакушкина С.А. на управление автотранспортными средствами, владение оружием, занятием того или иного вида трудовой деятельности и т.д. и т.п. по мнению судов и военного комиссариата Иркутской области - не нарушены; согласно имеющейся в военном комиссариате Иркутской области переписке Главного Центра военно-врачебной экспертизы МО РФ с гражданами по данному вопросу - «...необходимость обследования и освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, определяется военными комиссариатами исходя из конкретных задач по комплектованию и боевой подготовке Вооруженных сил Российской Федерации…». Разъяснено право обжалования данного отказа в суд.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас.

Согласно пункту 4 статьи 52 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации,.. . органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе.

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Согласно пункту 84 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.

По смыслу данной нормы права основанием для повторного медицинского освидетельствования является улучшение состояния здоровья заявителя. При этом законодателем не предусмотрены основания отказа в прохождении повторного медицинского освидетельствования.

Из материалов административного дела следует, что Бакушкиным С.А. в военный комиссариат Иркутской области был представлены медицинские документы об улучшении его состояния здоровья, об изменении ранее установленного диагноза.

Как предусмотрено п. 85 Положения об экспертизе, организация освидетельствования не являющихся военнослужащими граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации или отделы военных комиссариатов.

Согласно п. 87 Положения о военно-врачебной экспертизе, граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.

Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, наоборот Положением о военно-врачебной экспертизе прямо предусмотрена возможность проведения повторного медицинского освидетельствования граждан ранее признанного ограниченного годным к военной службе, в случае, если в результате обследования в медицинских организациях ранее установленный диагноз заболевания изменен (пересмотрен).

При этом данная возможность не ставится в зависимость от достижения непризывного возраста.

Представленные административным истцом при обращении с заявлением о прохождении повторного медицинского освидетельствования медицинские документы содержали сведения о том, что ранее установленный ему диагноз был изменен.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ, изложенный в письме от 19.05.2017г. № 2788, со ссылками на отсутствие у административного истца, как гражданина непризывного возраста, права на прохождение повторного медицинского освидетельствования в целях изменения категории годности, суд находит не соответствующим ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положению о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565), нарушающим право административного истца, как лица, ранее признанного ограниченного годным к военной службе, на прохождение повторного медицинского освидетельствования в случае, если в результате обследования в медицинских организациях ранее установленный диагноз заболевания изменен (пересмотрен).

При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение комиссариата Иркутской области вынесено без учета действующего законодательства, нарушает права и административного истца, поскольку препятствует ему в праве прохождения военной (приравненной к ней) службы в соответствующих органах, а значит, принято незаконно.

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 23, пункты 1 и 4 статьи 52 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе).

Из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58, пункта 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).

Приведенные федеральные правовые нормы опровергают позицию административного ответчика о том, что отказ военного комиссариата в проведении повторного медицинского освидетельствования не нарушает права Бакушкина С.А.

Организация освидетельствования таких граждан, то есть обязанность, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.

Аналогичная правовая позиция изложена в Кассационном определении Верховного Суда РФ от 08.02.2017 № 81-КГ16-27.

Доводы административного ответчика о том, что военная служба по своей сути является сильным стрессовым, неблагоприятным для здоровья фактором, чему свидетельством являются часто встречающиеся психические расстройства у граждан, призванных на военную службу по призыву и контракту. Поэтому врач - специалист военно-врачебной комиссии не может дать гарантии и не возьмет на себя смелость утверждать, что у граждан не будет срыва адаптации в условиях военной службы (при призыве на военные сборы), не состоятельны, поскольку оценка состояния здоровья относится к компетенции военно-врачебной комиссии, административный ответчик таким правом не наделен.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, поскольку судом установлена незаконность оспариваемого решения и отказа в прохождении повторного медицинского освидетельствования, на ответчика ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца Бакушкина С.А. путем организации повторного медицинского освидетельствования.

Поскольку оспариваемый отказ № датирован 31.07.2017г., обратившись в суд с настоящим административным иском посредством почты 03.10.2017г., административный истец срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, не пропустил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Бакушкина С.А. к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» № от 31.07.2017г. в проведении Бакушкину С.А. повторного медицинского освидетельствования.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» провести повторное медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе в отношении Бакушкина С.А..

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 01.11.2017г.                           Н.Н. Исакова


 

Решения судов по оспариванию решений, действий (бездействий) военного комиссариата:

Решение суда о признании его годным и призыве на военную службу

Патрино К.С. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату (Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан) о признании незаконным решения призывной комиссии Калининского района г. Уфы о признании его г...

Решение суда о признании ограниченно годным к воинской службе, обязать к выдаче военного билета

ФИО1 обратился в суд с административным иском к призывной комиссии отдела военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани, отделу военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани о признании решения незак...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru