Решение суда о признании незаконным предписания № 2а-3679/2017 ~ М-3680/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2017 года                                    город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3679/2017 по административному исковому заявлению ОАО «РЖД» к ГУ МЧС России по Иркутской области в лице Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Иркутской области в лице Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, в котором просило признать незаконными предписание от 21.07.2017 № 12/ГО-3, выданное Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области в адрес ОАО «РЖД», об устранении нарушений требований в области ГО и ЧС, прекратив действие указанного решения.

В обоснование административного искового заявления указано, что ОАО «РЖД» (ВСЖД - филиал ОАО «РЖД») вынесено предписание по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 21.07.2017 № 12/ГО-З, а именно не создано нештатное аварийно-спасательное формирование; не согласован план предупреждения и ликвидации разлив нефти и нефтепродуктов Склада ГСМ на станции Иркутск-Сортировочный и на ст. Лена. С предписанием административный истец не согласен считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Обособленные подразделения ОАО «РЖД» (ВСЖД - филиала ОАО «РЖД»), эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, не отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и не включены в «Перечень структурных подразделений филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», отнесённых к категориям по гражданской обороне» согласованный Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.В. Степановым и утвержденный И.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта В.Ю. Чепецом. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ данными организациями заключены договоры на оказание услуг по локализации и ликвидации ЧС на опасных производственных объектах III класса опасности. В соответствии с условиями указанных договоров Исполнитель принял на себя обязательства производить локализацию и ликвидацию ЧС (Н) на объектах Заказчика в случае их возникновения. Кроме того, проектами на объекты определены технические мероприятия по недопущению розливов нефти и нефтепродуктов по складам ГСМ, в том числе обваловка резервуаров (складов), которая предусматривает локализацию аварии при ее возникновении. В части технологического процесса на объектах обособленных подразделений локализация аварии подразумевает под собой отключение технологического оборудования и исключение его из технологической схемы, либо остановка технологического процесса в целом. Все вышеперечисленные технологические операции являются повседневными для технологического персонала. Весь персонал, работающий с нефтепродуктами, обучен по профессии и имеет квалификационные удостоверения, руководители предприятий так же обучены по программам по безопасной эксплуатации объектов нефтехимии. Также указано, что на ВСЖД функции подразделений, непосредственно участвующих в проведении аварийно-восстановительных работ возложены на восстановительные и пожарные поезда, располагающие персоналом необходимой квалификации и техническими средствами. Помимо изложенного представлением Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 30.03.2017 №12-2017 «Об устранении нарушений законодательства о безопасности движения, промышленной безопасности», содержит в себе требование об исключении объектов III-его класса опасности из госреестра ОПО. Исходя из данного прецедента, обособленными подразделениями запущена процедура исключения из государственного реестра ОПО объектов III-его класса опасности. Согласно пунктов 2 и 3 Предписания «Не согласованы планы предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов складов ГСМ на станциях Иркутск-Сортировочный и Лена». Согласно отказа МЧС в согласовании Планов предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов складов ГСМ на станциях Иркутск-Сортировочный и Лена единственным препятствием их согласованию является отсутствие в ОАО «РЖД» (ВСЖД - филиале ОАО «РЖД» НАСФ, т.е. первый пункт данного предписания. С учетом вышеизложенных обстоятельств, при исключении пункта 1 данного предписания, административный истец считает, что пункты 2 и 3 предписания, также подлежат исключению. Восточно-Сибирской железной дорогой в адрес ГУ МЧС России по Иркутской области направлялось письмо от 02.08.2017г. № 32-02-1176 с просьбой в досудебном порядке отменить указанное предписание, в ответ был получен отказ от 22.08.2017. Оспариваемым предписанием могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, так как возникает угроза в дальнейшем привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности за неисполнение данного предписания по статье 19.5. КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» Рожнов К.Н. доводы административного искового заявления поддержал.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Иркутской области» Иванов С.В. в судебном заседании требования не признал, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы дополнительного расследования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как закреплено в статье 14 данного закона, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Согласно статье 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 утверждено Положение «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения, настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор).

Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица), индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) (пункт 2 Положения).

В силу пункта 5 Положения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 10 Положения, органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий осуществляют организацию и проведение проверок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (подпункт «а»).

Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право: а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа о назначении проверки посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка, а также проводить их обследование;

б) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка, документы и информацию, необходимые для организации и проведения проверки выполнения обязательных требований, если указанные документы и информация относятся к предмету проверки;

в) выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований (11 Положения).

Согласно п. 16 Положения, в целях применения при осуществлении федерального государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью: для категории высокого риска - один раз в 2 года; для категории значительного риска - один раз в 3 года (п. 17 Положения).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ГУ – начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области № 12 от 13.06.2017г., в период с 26.06.2017г. по 21.07.2017г. с целью исполнения ежегодного сводного плана проведения проверок на 2017 год, проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «РЖД».

Результаты плановой выездной проверки в отношении ОАО «РЖД» оформлены актом проверки № 12/ЧС от 21.07.2017г., ОАО «РЖД» выдано предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области от 21.07.2017 № 12/ЧС-3.

Управлением при проведении проверки выявлены следующие нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны: не создано нештатное аварийно-спасательное формирование (далее - НАСФ); не согласован план предупреждения и ликвидации разлив нефти и нефтепродуктов Склада ГСМ на станции Иркутск-Сортировочный; не согласован план предупреждения и ликвидации разлив нефти и нефтепродуктов Склада ГСМ на станции Лена Северобайкальского отдела МТО Иркутской ДМТО СП Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД».

Так согласно пункту 1 оспариваемого предписания от 21.07.2017 № 12/ГО-3, в ОАО «РЖД» (ВСЖД – филиал ОАО «РЖД») не создано нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ).

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 № 999, согласно которому основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения (п. 5 Порядка) Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (п. 6 Порядка).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Согласно свидетельства о регистрации А01-07011 от 16.01.2017 г. опасные производственные объекты ОАО «РЖД»: склад ГМС на ст. Лена Северобайкальского отдела МТО Иркутской ДМТО СП Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД», склад ГСМ на станции Иркутск-Сортировочный зарегистрированы в «Государственном реестре опасных производственных объектов» и относятся к опасным производственным объектам III класса.

В обоснование доводов об отсутствии необходимости в создании ОАО «РЖД» нештатных аварийно-спасательных формирований, административным истцом в материалы дела представлены договоры на обслуживание объектов повышенной опасности, заключенные со сторонними организациями.

Обязанность доказать отсутствие правовых оснований в создании нештатных аварийно-спасательных формирований в ОАО «РЖД», в соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце.

Вместе с тем, таких доказательств административным истцом в дело не представлено, а наличие заключенных со сторонними организациями договоров не освобождает административного истца от обязанности создать нештатные аварийно-спасательные формирования.

Принимая во внимание императивно закрепленную статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, для организаций, которые в силу тех или иных признаков отнесены к категориям по гражданской обороне, наличие опасных производственных объектов III класса опасности является квалифицирующим обстоятельством в вопросе отнесения к субъектам, обязанным создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования, а также то, что деятельность административного истца обусловлена статусом общества и пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», суд приходит к выводу, что пункт 1 оспариваемого предписания соответствует требованиям законодательства, оснований для признания его незаконным, не имеется.

Доводы административного истца о том, что обособленными подразделениями ОАО «РЖД» запущена процедура исключения из государственного реестра ОПО объектов III-его класса опасности, в связи с чем, в создании нештатных аварийно-спасательных формирований нет необходимости, суд полагает несостоятельными, поскольку на момент проверки объектов III-его класса опасности ОАО «РЖД» из Государственного реестра опасных производственных объектов не были исключены.

Рассматривая требования административного истца в части признания незаконными пунктов 2 и 3 Предписания от 21.07.2017 № 12/ГО-3, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в названной области, установлено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7). В обязанности организаций вменено планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и производственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Подпунктом «в» пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Пунктом 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года № 621, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).

В соответствии с п. 6 Правил, основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЛЧС(Н)), являются:

обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий ее возникновения;

установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ЛЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;

определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией;

обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее - АСФ(Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации;

установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности АСФ(Н);

составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС(Н);

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);

планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).

Пунктами 13 - 22 Правил установлено, что в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н). Организации, имеющие однотипные опасные производственные объекты, могут по согласованию с МЧС России разрабатывать типовые Планы организаций для этих объектов. При этом особенности функционирования конкретного опасного производственного объекта учитываются в приложении к типовому Плану организации, которое согласовывается и утверждается в порядке, устанавливаемом настоящими Правилами (п. 13). Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (п. 15). Планы и Календарные планы организаций для территориального уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (п. 17). Планы организаций для регионального уровня утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром (п. 18). Планы организаций для федерального уровня согласовываются с региональными центрами, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются ее руководителем, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России (п. 19), а Планы организаций для федерального уровня на морских акваториях согласовываются с КЧС органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональным центром, соответствующими региональными подразделениями Минтранса России и федеральными органами исполнительной власти и утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности Минтрансом России и МЧС России.

Факт отсутствия согласованных планов предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на складах ГСМ ст. Иркутск-Сортировочный и ст. Лена административным истцом не оспаривается. При этом наличие ранее согласованных планов в 2011 г., 2013г., 2014 г. правового значения не имеет.

Как указывает административный истец, единственным препятствием в согласовании с административным ответчиком Планов предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов складов ГСМ на станциях Иркутск-Сортировочный и Лена их является отсутствие в ОАО «РЖД» нештатных аварийно-спасательных формирований.

Вместе с тем, отказ в согласовании планов, предметом требований не является и судебной проверки в рамках рассматриваемого спора не подлежит.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие на балансе ОАО «РЖД» объектов повышенной опасности III-его класса опасности и императивно закрепленную статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект создавать нештатные аварийно-спасательные формирования, отсутствие согласованных Планов предупреждения и ликвидации разлив нефти и нефтепродуктов Склада ГСМ на станции Иркутск-Сортировочный и Склада ГСМ на станции Лена Северобайкальского отдела МТО Иркутской ДМТО СП Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД», суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания закону.

Таким образом, предписание от 21.07.2017 № 12/ЧС-3, выданное Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области в адрес ОАО «РЖД», принято в пределах полномочий должностных лиц, основано на требованиях закона.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Доказательств того, что оспариваемое предписание нарушает права административного истца, суду не представлено.

Несогласие с требованиями государственного органа не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

Доводы административного истца о том, что объекты промышленной безопасности находятся в ведении структурных подразделений, а предписание вынесено ОАО «РЖД», а потому незаконно, основаны на неверном толковании норм права. Филиалы, представительства, структурные подразделения юридического лица не обладают правоспособностью, а потому не могут являться участником как гражданских, так и публичных правоотношений.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным, у суда не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С учетом того, что оспариваемое предписание датировано 21.07.2017 г., административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 29.09.2017г., срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Требования ОАО «РЖД» к ГУ МЧС России по Иркутской области в лице Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области о признании незаконными предписания от 21.07.2017 № 12/ЧС-3, выданное Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области в адрес ОАО «РЖД», об устранении нарушений требований в области ГО и ЧС, прекратив действие указанного решения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 26.10.2017г.                     Н.Н. Исакова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации

В Свердловский районный суд обратился Грейзе О.В. с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по (далее также Управлению Росреестра) о признании незаконным предписания по устранению н...

Решение суда об отказе в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, устранении нарушенных прав

В Свердловский районный суд обратилась Пятайкина Т.Ю. с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (далее Управление Росреестра) о признании незаконным решение от об отказе в госуд...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru