Решение суда о предоставлении земельных участков в собственность за плату № 2а-3244/2017 ~ М-3144/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Васиной А.В.

с участием представителей административных истцов .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В. - В.Р.Н., И.А.С., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>4, от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>3, от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>2, представивших дипломы о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области С.Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «ИрГТУ» №,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-3244/2017 по административному исковому заявлению .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными решений о возврате заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы .З.Н.Н., П.А.С. обратились с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения о возврате заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату. В обоснование требований административный истец .З.Н.Н. указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлениями о предоставлении земельного участка №, кадастровый №, и земельного участка №, кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в районе <адрес>. Основанием для предоставления земельных участков без проведения торгов является членство в <адрес>». Ее заявления были возвращены – решение № от ДД.ММ.ГГГГ, 02-51-9956/17 от ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки согласно информации министерства лесного комплекса Иркутской области частично расположены на землях лесного фонда, в границах Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Технического участка № СХПК «<адрес>», квартал <адрес>. В письменном ходатайстве административный истец .З.Н.Н. просит восстановить пропущенный по уважительной причине срока обжалования решения министерства имущественных отношений Иркутской области о возврате ей заявления о предоставлении земельных участков в собственность за плату ДД.ММ.ГГГГ №, мотивируя это тем, что поданное в установленный срок заявление было возвращено в связи с оформлением нотариусом доверенности без учета положений ст. 56 КАС РФ. В обоснование требований административный истец П.А.С. указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлениями о предоставлении земельных участков № №, кадастровые номера № по указанному выше адресу в <адрес>», в собственность за плату под дачное строительство. Его заявления по аналогичным основаниям были возвращены – решения № от ДД.ММ.ГГГГ и 02-51-12032/17 от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению административных истцов, такие решения являются незаконными, нарушают их права. Согласно сведениям ЕГРН и кадастровых паспортов категория земель испрашиваемых земельных участков – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под дачное строительство. Земельные участки образованы из земельного участка, используемого <адрес>», кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под дачное строительство. Обращают внимание, что согласно сведениям из публичной кадастровой карты многоконтурный земельный участок Приморского участкового лесничества, Технического участка № СХПК «<адрес>», квартал №, кадастровый № – земли лесного фонда, находится в нескольких километрах от испрашиваемых земельных участков, информация министерства лесного комплекса является ошибочной. Просят суд признать незаконными решение министерства имущественных отношений Иркутской области о возврате .З.Н.Н. заявления о предоставлении земельных участков в собственность за плату № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области о возврате П.А.С. заявления о предоставлении земельных участков в собственность за плату № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Т.Е.В. обратился с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения о возврате заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату. В обоснование требований административный истец указал, что, как член <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков № кадастровые номера №, площадью № кв.м. По приведенным выше основаниям его заявления административный ответчик возвратил – решение - № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению административного истца, такие решения являются незаконными, нарушают его права. Просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области о возврате его заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство дела № № по административному исковому заявлению .З.Н.Н., П.А.С. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными решений о возврате заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату и № № по административному исковому заявлению Т.Е.В. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными решений о возврате заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату в одно производство, административному делу присвоен №

В письменных возражениях представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области С.Е.Н. требования не признала, мотивируя это тем, что согласно информации министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с данными государственного лесного реестра испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами №, № (Т.Е.В.), № (.З.Н.Н.), № (П.А.С.) расположены на землях лесного фонда Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество, Технический участок № СХПК <адрес>», квартал <адрес>, относящийся к категории защитных лесов (зеленые зоны), полномочия по распоряжению землями лесного фонда осуществляет министерство лесного комплекса <адрес> (положение, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп). В связи с утверждением генерального плана Марковского муниципального образования территория р.<адрес> в районе <адрес>», в границах которой расположены земельные участки, вошли в границы населенного пункта. В соответствии со ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Поскольку земельные участки лесного фонда, вошедшие в границы Марковского городского поселения, из государственного лесного реестра не исключены, учтены как земли лесного фонда, следовательно, на данной территории собственником является Российская Федерация в лице уполномоченного органа. То обстоятельство, что согласно сведениям ГКН испрашиваемые земельные участки расположены на землях категории населенных пунктов с видом разрешенного использования - под дачное строительство, не исключает расположение земельных участков на землях лесного фонда, не прекращает прав Российской Федерации, не является основанием для исключения таких земельных участков из земель лесного фонда, не порождает возникновение у министерства имущественных отношений Иркутской области прав распоряжаться земельными участками. Возврат заявлений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (ст. 39.2, ч. 3 ст. 39.17, ст. 84 ЗК РФ, ст. 8 ЛК РФ), административные истцы не лишены возможности обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, в связи с чем необходимая совокупность условий для признания оспариваемых решений незаконными отсутствует.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство лесного комплекса Иркутской области, межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Ш.И.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № №) требования административных истцов полагала не подлежащими удовлетворению, мотивируя это тем, что границы Марковского городского поселения внесены в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем в государственном кадастре недвижимости изменена категория земельных участков лесного фонда на категорию земли поселений (земли населенных пунктов), земельные участки, вошедшие в границы Марковского городское поселения, из государственного лесного реестра не исключены, учтены как земли лесного фонда, в том числе часть земельного участка с кадастровым номером №, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Марковского муниципального образования.

В судебное заседание административные истцы .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В., извещенные о рассмотрении дела, не явились.

В судебном заседании представители истцов В.Р.Н., И.А.С. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении, ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд административного истца .З.Н.Н. поддержали.

В судебном заседании представители административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области С.Е.Н. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, против ходатайства .З.Н.Н. о восстановлении срока для обращения в суд возражала.

В судебное заседание заинтересованные лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, министерство лесного комплекса Иркутской области, администрация Марковского муниципального образования, извещенные о рассмотрении дела, своих представителей не направили.

В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания таких обстоятельств, как 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из положений приведенной нормы закона, только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, административный истец .З.Н.Н. оспаривает решение министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ .З.Н.Н. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд на один день, ходатайствуя о его восстановлении по тем основаниям, что первоначально поданное административное исковое заявление было возвращено в связи с несоответствием доверенности требованиям ст. 56 КАС РФ.

Оценивая доводы административного истца, учитывая, что незначительный период пропуска установленного ст. 219 КАС РФ срока (1 день), суд находит ходатайство .З.Н.Н. о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд подлежащим удовлетворению. Суд исходит из того, что первоначально .З.Н.Н. обратилась в установленный законом срок, в связи с ненадлежащим оформлением доверенности административное исковое заявление было возвращено.

Поскольку с административным исковым заявлением об оспаривании решения министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ .З.Н.Н. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, установленный ст. 219 КАС РФ срок ею не пропущен.

Судом установлено, что согласно расписке о принятии документов .З.Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлениями №, № о предоставлении земельных участков №, кадастровый №, №, кадастровый №, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов- предоставление членам СНТ, ДНО, ОНО за плату либо в аренду, представив выписку из протокола, кадастровый паспорт.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № заявления .З.Н.Н. о предоставлении в собственность за плату земельных участков по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в районе <адрес>, уч. №, кадастровый №, и участок №, кадастровый № были возвращены. По тем основаниям, что поданы в иной уполномоченный орган, не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов (п. 3, подп. 4 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ); согласно информации министерства лесного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемые земельные участки частично расположены на землях лесного фонда - в границах земель Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Технический участок № СХПК <адрес>. Земельные участки лесного фонда, вошедшие в границы Марковского городского поселения, из государственного лесного реестра не исключены и учтены как земли лесного фонда, вопрос предоставления в собственность части земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не относится к полномочиям Правительства Иркутской области.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ П.А.С. обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлениями, в которых просил предоставить земельные участки по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, площадью № кв.м, кадастровый №, кадастровый №, основание предоставления земельного участка без проведения торгов – членство в ДНТ; вид права, на котором желает приобрести земельный участок, - в собственность за плату; цель использования земельного участка – под дачное строительство.

К заявлениям им были представлены протокол общего собрания членов некоммерческого объединения о распределение земельных участков, кадастровый паспорт.

По сообщениям министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, заявления П.А.С. были возвращены по основаниям, аналогичным при возвращении заявления административного истца .З.Н.Н.

Учитывая, что с административным исковым заявлением П.А.С. об оспаривании решений министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ обратился ДД.ММ.ГГГГ, установленный ст. 219 КАС РФ срок им не пропущен.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Т.Е.В. обратился с заявлением в министерство имущественных отношений Иркутской области с аналогичными заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков без проведения торгов в связи с членством в ДНТ: кадастровый №, №

По сообщениям министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, заявления Т.Е.В. были возвращены по основаниям, аналогичным при возвращении заявлений .З.Н.Н., П.А.С.

Учитывая, что с административным исковым заявлением Т.Е.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, установленный ст. 219 КАС РФ срок им не пропущен.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами № расположены на землях населенных пунктов, виды разрешенного использования – под дачное строительство, земельный участок с кадастровым номером, расположен на землях населенных пунктов, виды разрешенного использования – под дачное строительство.

Оценивая законность оспариваемых решений о возвращении заявлений .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 или настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп.подп. 1 и 4-6 п. 2 ст. 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2015 № 478-пп утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» (далее по тексту – административный регламент).

В силу административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления и документов, подлежащих представлению заявителем; 2) обработка заявления и представленных документов; 3) формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги, и запросов для получения сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям, ограниченным в обороте; 4) принятие решения по результатам рассмотрения заявления.

Результатом выполнения административной процедуры «прием и регистрация заявления и документов, подлежащих представлению заявителем» является регистрация заявления и прилагаемых к нему документов и передача в течение одного календарного дня заявления и документов должностному лицу.

Результатом выполнения административной процедуры «обработка заявления и представленных документов» направление уведомления о возврате заявления с указанием причин возврата способами, либо формирование и направление межведомственных запросов.

Результатом выполнения административной процедуры «формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги, и запросов для получения сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям, ограниченным в обороте» является получение Министерством документов, указанных в п. 32 Административного регламента.

Результатом исполнения административной процедуры «принятие решения по результатам рассмотрения заявления» является выдача или направление заявителю в срок, не превышающий один календарный день со дня принятия соответствующего решения, распоряжения Правительства, распоряжения Министерства либо проекта договора купли-продажи, проекта договора аренды, проекта договора безвозмездного пользования, решения об отказе.

Как следует из оспариваемых решений, поданные административными истцами заявления были им возвращены по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки частично находятся на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, а министерство имущественных отношений полномочиями распоряжаться землями лесного фонда не наделено, в связи с чем заявления .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В. были поданы в иной уполномоченный орган.

Исходя из положений ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, анализируя порядок предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2015 № 478-пп, суд приходит к выводу о том, что административным органом при рассмотрении заявлений административных истцов состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, были нарушены.

Как следует из материалов дела, после обработки заявления и приложенных к нему материалов, заявления административных истцов не были им возвращены, административным органом в порядке межведомственного взаимодействия были получены сведения о нахождении спорных земельных участков на землях лесного фонда. Получение таких сведений является в силу утвержденного административного регламента основанием для начала административной процедуры «принятие решения по результатам рассмотрения заявления». Исходя из анализа порядка предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», после получения ответа на межведомственный запрос относительно нахождения испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда у административного органа оснований для возвращения заявлений административным истцам не имелось. Установленный административным регламентом порядок предоставления государственной услуги предполагает принятие решения по результатам рассмотрения заявления.

По мнению административного органа, полученные сведения свидетельствует о подаче заявления о предоставлении испрашиваемых административными истцами земельных участков в иной уполномоченный орган, что предусмотрено п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ.

Между тем, как следует из оспариваемых решений, министерство имущественных отношений Иркутской области, возвращая заявления .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В. без рассмотрения по существу, исходило из того, что решение вопроса о предоставлении в собственность за плату испрашиваемых ими земельных участков, как находящихся на землях лесного фонда, не относится к полномочиям министерства имущественных отношений Иркутской области.

При таких обстоятельствах доводы административных истцов о том, что нерассмотрение их заявлений по существу нарушает их права, суд находит заслуживающими внимания.

Суд исходит из того, что государственная услуга «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» административным органом, возвратившим заявления административных истцов, предоставлена не была. При этом предусмотренных ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ оснований для возвращения поданных административными истцами заявлений о предоставлении им земельных участков, согласно сведениям из ЕГРН находящихся на землях поселений, у административного органа не имелось.

Суд учитывает, что в силу подп. 29 п. 7 Положения о министерства имущественных отношений Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп) министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции: 29) осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с подп 1 п. 3, подп. 3 п. 4 ст. 39.11, подп. 1 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ;

принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подп.подп. 3, 5, 6 п. 2 ст. 39.3, подп. 3 ст. 39.5, подп. 7, 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с п. 2.10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подп. 3 п. 4 ст. 39.11, п. 6 ст. 39.15 ЗК РФ;

возврат заявления, не соответствующего требованиям законодательства, в случаях, указанных в п. 3 ст. 39.15, п. 3 ст. 39.17, п. 7 ст. 39.29 ЗК РФ;

заключение договоров купли-продажи земельных участков, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками, договоров мены земельных участков, соглашений об установлении сервитута, соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, а также дополнительных соглашений к ним, подписание актов приема-передачи земельных участков и других сопутствующих документов, связанных с исполнением указанных договоров (соглашений);

обеспечение опубликования извещения о предоставлении земельного участка в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ.

Полученные административным ответчиком от министерства лесного комплекса Иркутской области сведения о нахождении испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда, учитывая, что согласно сведениям ЕГРН такие участки расположены на землях населенных пунктов, об обращении административных истцов в иной уполномоченный орган не свидетельствует. Поскольку факт нахождения испрашиваемых административными истцами земельных участков на землях лесного фонда является основанием для отказа в предоставлении указанной выше государственной услуги, исходя из положений п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ основанием для возвращения заявлений о ее предоставлении не является.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения министерства имущественных отношений Иркутской области о возвращении заявлений административных истцов о предоставлении указанных выше земельных участков в собственность за плату не основаны на законе.

Доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемые решения не нарушают прав и законных интересов административных истцов, поскольку оспариваемые возвраты не лишают их права обратиться вновь с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность за плату, не принимаются судом.

Суд учитывает, что министерство имущественных отношений Иркутской области является уполномоченным органом на осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена. В силу действующего административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» именно министерство имущественных отношений Иркутской области уполномочено на принятие решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату.

Принимая во внимание, что предусмотренных ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ оснований для возвращения заявлений .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В. у административного органа не имелось, непредоставление уполномоченным органом государственной услуги, то есть нерассмотрение по существу заявлений административных истцов, нарушает их права.

Указывая в качестве оснований для возвращения заявлений на факт нахождения испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, административный орган располагал полученными в порядке межведомственного взаимодействия сведениями о нахождении испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда. При этом выписка из государственного лесного реестра, оформленная в порядке, предусмотренном административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра (утв. приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) и подтверждающая факт нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда, не представлена. В связи с чем суд находит заслуживающими внимания доводы стороны административных истцов о том, что принадлежность испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда надлежащими доказательствами не подтверждена.

Поскольку имеется совокупность предусмотренных ст. 226 КАС РФ обстоятельств, учитывая, что предусмотренных законом оснований для возвращения заявлений у административного органа не имелось, нерассмотрение заявлений административных истцов в установленном законом порядке свидетельствует о ненадлежащем оказании государственной услуги по предоставлению земельных участков без проведения торгов в собственность за плату, что нарушает права административных истцов, суд находит требования административных истцов подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227, п. 3 ст. 124 КАС РФ, поскольку судом установлена незаконность оспариваемых решений по возвращению заявлений о предоставлении государственной услуги, на министерство имущественных отношений Иркутской области подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявления административных истцов.

Суд учитывает, что в силу ст. 227 КАС РФ суд вправе указать на принятие решения по конкретному вопросу, совершению определенного действия либо не необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

требования административных истцов .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В. удовлетворить.

Признать незаконными решения министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ о возврате .З.Н.Н. Зое ФИО5 заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату.

Признать незаконными решения министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате заявлений П.А.С. о предоставлении земельных участков в собственность за плату.

Признать незаконными решения министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате заявления Т.Е.В. о предоставлении земельных участков в собственность за плату.

Возложить обязанность на административного ответчика министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявления .З.Н.Н., П.А.С., Т.Е.В..

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий     С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконными действий начальника отдела по надзору за расследованием особо важных дел прокуратуры Иркутской области, возложении обязанности рассмотреть жалобу

Пискунов С.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Прокуратуре Иркутской области, в котором просил признать незаконными действия начальника отдела прокуратуры Иркутской области по надзору за рассле...

Решение суда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по охране водных объектов

Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, требуя призн...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru