Постановление суда по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ № 5-423/2017 | Нарушение условий предоставления субсидий

Дело № 5-423/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2017 года.

15 сентября 2017 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко С.И.,

с участием Камбуловой С.А., представителя административного органа УФК по Ростовской области Шевелевой Л.Н., действующей на основании доверенности от 20.12.2016 г., представителя административного органа УФК по Ростовской области Лазаревой Н.А., действующей на основании доверенности № 58-14-34/14-11 от 20.12.2016г.,

рассмотрев в помещении суда по адресу: ул. Пушкинская, 9, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об АП, в отношении должностного лица – директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону Камбуловой Светланы Анатольевны, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей: г. <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону из Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – УФК по Ростовской области) поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об АП, в отношении должностного лица – директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону Камбуловой С.А.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 57/2017 от 14.08.2017 г., Камбулова С.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об АП, при следующих обстоятельствах.

УФК по Ростовской области проведена выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в отношении Департамента экономики города Ростова-на-Дону.

В ходе указанной проверки, проведенной в период с 10.04.2017 по 05.05.2017, установлено, что в нарушение требований бюджетного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов должностным лицом – директором Департамента экономики города Ростова-на-Дону Камбуловой С.А. не соблюдены условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого предпринимательства, а именно: 13.12.2016 г. Департамент экономики города Ростова-на-Дону перечислил платежным поручением субсидию за счет средств федерального бюджета в размере 300000 рублей на счет индивидуального предпринимателя ФИО9 не имевшей на момент предоставления пакета документов на получение субсидии диплома о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке), а также документов, подтверждающих прохождение краткосрочного обучения. Тем самым, индивидуальный предприниматель ФИО10 не соответствовала требованиям, предъявляемым к получателю субсидии, определенным в пункте 6.1.1 раздела VI приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 № 167, и, как получатель субсидии, не отвечала условиям ее предоставления.

По результатам указанной проверки уполномоченным должностным лицом – старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере развития экономики УФК по Ростовской области в отношении должностного лица – директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону Камбуловой С.А. составлен протокол об административном правонарушении № 57/2017 от 14.08.2017 г., материалы дела направлены в суд для привлечения Камбуловой С.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15. 5 Кодекса РФ об АП.

В судебное заседание Камбулова С.А. явилась, с протоколом не согласилась, вину в совершенном административном правонарушении не признала, пояснила, что при принятии решения о выдаче субсидии она руководствовалась п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, цели, условия и порядок предоставления субсидий из местного бюджета, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяются нормативными правовыми актами местной администрации, то есть оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства из средств бюджета города находится в компетенции муниципального образования.

Условия предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности, на момент выдачи субсидии установлены постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.07.2016 № 915, в котором отсутствует требование к получателям субсидии о наличии у них высшего юридического и (или) экономического образования. Указанное постановление Администрации города Ростова-на-Дону прошло экспертизу в прокуратуре города Ростова-на-Дону, по результатам которой не выявлено норм, противоречащих федеральному либо региональному законодательству, а также внутренних противоречий и пробелов в нормативном правовом регулировании общественных отношений (копию заключения прокуратуры города прилагаю). Постановление Администрации незаконным признано не было, на момент выдачи субсидии являлось действующим.

По мнению Камбуловой С.А., предъявление данного требования к получателям субсидии, противоречит принципу государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, указанному в пункте 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Требование о необходимости прохождения получателями субсидий обучения основам ведения предпринимательской деятельности при отсутствии у получателя субсидии высшего юридического и (или) экономического образования включено в обязательные условия договора о предоставлении субсидии, что указано в пункте 3.5. постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 07.07.2016 № 915. Такое обучение получателем субсидии пройдено в сроки, установленные договором о предоставлении субсидии, подтверждающие документы были представлены в УФК по Ростовской области.

По мнению Камбуловой С.А., приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 № 167, регламентирует условия конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в силу чего данный приказ не имеет прямого действия в отношении органов местного самоуправления, что не было принято во внимание административным органом при составлении протокола об административном правонарушении. Просила производство по делу об административном правонарушении в отношении нее прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель административного органа по доверенности Шевелева Л.Н. пояснила, что Камбулова С.А. рассмотрела заявки на получение субсидии, которые не соответствуют требованиям приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 № 167. Поскольку использовались федеральные бюджетные средства, Камбулова С.А. обязана была руководствоваться федеральными нормативными актами, а не актами органов местного самоуправления. При коллизии должен применяться акт большей юридической силы. Если Камбулова С.А. видела несоответствие между актами, она должна была использовать все возможности для того, чтобы не нарушать действующий порядок выдачи субсидий из федерального бюджета, в том числе – обратиться за разъяснениями в компетентный орган. Просила привлечь Камбулову С.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об АП, полагала возможным при назначении наказания ограничиться административным штрафом, без дисквалификации.

В судебном заседании представитель административного органа по доверенности Лазарева Н.А. поддержала доводы представителя административного органа Шевелевой Л.Н., просила при назначении наказания ограничиться административным штрафом, без дисквалификации должностного лица.

Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителей административного органа, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.

Настоящее дело подведомственно к рассмотрению судье Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону в силу прямого указания ч. 3 ст. 23.1 Кодекса РФ об АП.

Согласно части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно пп. 1 п. 1ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ) основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.

Условиями п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ установлено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, прини­ма­е­мы­ми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Требованиями п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ установлено, что в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государст­вен­ных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусматривает общие условия и порядок предоставления юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).

Условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждены приказом Министерства экономического развития России от 25.03.2015 № 167 (далее - приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167).

Согласно п. 6.1.1. раздела VI. приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 субсидия по мероприятию «Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства» предоставляется после прохождения претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (ями) юридического лица) краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта. Прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (ями) юридического лица) краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке).

В соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 11 марта 2015 г. № 138 «Об утверждении муниципальной программы «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону» постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07 июля 2016 г. № 915 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности, действовавшее в момент совершения правонарушения (далее – Постановление), утратившее силу в связи с принятием Постановления Администрации г. Ростова н/Д от 14.07.2017 № 632 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности».

В пункте 2.1 Постановления требование п. 6.1.1. раздела VI. приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 не учтено и Департаментом экономики города Ростова-на-Дону (далее - Департамент) при приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии начинающим предпринимателям не применялось.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных выше требований бюджетного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов должностным лицом – директором Департамента экономики города Ростова-на-Дону Камбуловой С.А. не соблюдены условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого предпринимательства, а именно: 13.12.2016 Департамент экономики города Ростова-на-Дону перечислил платежным поручением субсидию за счет средств федерального бюджета в размере 300000 рублей на счет индивидуального предпринимателя ФИО7., не имевшей на момент предоставления пакета документов на получение субсидии диплома о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке), а также документов, подтверждающих прохождение краткосрочного обучения. Такое обучение ИП ФИО8 прошла только в 2017 году, в период действия заключенного с Департаментом экономики города Ростова-на-Дону договора № 133-с от 06.12.2016 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности.

Таким образом, на момент предоставления пакета документов на получение субсидии получатель субсидии за счет средств из федерального бюджета не имел диплома о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке), а также документов подтверждающих прохождение краткосрочного обучения, т.е. не соответствовал требованиям, предъявляемым к получателю субсидии, определенным п. 6.1.1. раздела VI. приказа Минэкономразвития РФ от 25.03. 2015 № 167, а, следовательно, не отвечал условиям ее предоставления.

Тем самым, должностным лицом – директором Департамента экономики города Ростова-на-Дону Камбуловой С.А., обладающей служебными полномочиями на совершение действий по распоряжению денежными средствами, в том числе и предоставление целевых бюджетных средств в качестве субсидии, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об АП.

Установив указанные обстоятельства, судья находит, что вина Камбуловой С.А. в совершенном правонарушении установлена и подтверждается следующими доказательствами: Актом выездной проверки от 30.05.2017 (л.д. 1-47); Журналом регистрации заявок на получение субсидии (л.д. 48-52); протоколом № 2 от 14.11.2016 заседания комиссии по отбору субъектов малого предпринимательства на получение субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности (л.д. 53-65); договор № 133-с от 06.12.2016 о предоставлении субсидии (л.д. 66-69); платежное поручение о перечислении субсидии (л.д. 70); сертификат о прохождении обучения по курсу основ ведения предпринимательской деятельности по программе «Школа начинающего предпринимателя» ИП ФИО6. (л.д. 76); протокол об административном правонарушении (л.д. 77-82); распоряжение Администрации города Ростова-на-Дону № 3-к от 12.01.2015 о принятии Камбуловой С.А. на муниципальную службу и назначении на должность директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону (л.д. 86).

Данные доказательства в своей совокупности и каждое в отдельности, логичны и последовательны.

Судья признает несостоятельными доводы Камбуловой С.А. о противоречии требований к соискателям субсидии о наличии диплома о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке), а также документов, подтверждающих прохождение краткосрочного обучения, принципу государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по обеспечению равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, указанному в пункте 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; об отсутствии у приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 № 167 прямого действия в отношении органов местного самоуправления – как основанные на неправильном толковании положений норм материального права и прямо противоречащие указанным выше положениям действующего бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого предпринимательства. В данном случае, при предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета Камбулова С.А. обязана была руководствоваться положениями федеральных нормативных актов, регламентирующих указанные выше условия предоставления субсидий.

Судья квалифицирует действия должностного лица – директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону Камбуловой С.А. по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об АП как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об АП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Камбуловой С.А., является совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Камбуловой С.А., по делу не установлено.

Установив и учитывая вышеуказанные обстоятельства, судья считает необходимым назначить Камбуловой С.А. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции данной статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10. Кодекса РФ об АП, судья

ПОСТАНОВИЛ

Признать Камбулову Светлану Анатольевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об АП, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней после вступления постановления в силу по следующим реквизитам: получатель - УФК по Ростовской области (Управление Федерального казначейства по Ростовской области, л/с 04581131440), ИНН 6163030517, КПП 6163030517, р/с № 40101810400000010002, Банк : отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, БИК 046015001, ОКТМО – 60701000, КБК 100 1 16 18010 01 6000 140, УИН 10058144232005708177, наименование платежа – административный штраф.

Копию постановления направить в УФК по Ростовской области.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2017 года. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Судья


 

Постановления судов по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ

В Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону из Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – УФК по Ростовской области) поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ ...

Постановление суда по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ

В Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону из Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – УФК по Ростовской области) поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru