Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ № 5-690/2017 | Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Дело №5-690/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 сентября 2017 г. Ростов-на-Дону

Судья Советского районного суда г. Ростова-на-Дону Рощина Виктория Сергеевна (<адрес>), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство», ИНН № ОГРН № юридический адрес: <адрес> адрес фактического осуществления деятельности: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Определением Департамента Росприроднадзора по ЮФО от ДД.ММ.ГГГГ № протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и другие материалы дела в отношении МУП «САХ» по ст. 8.2 КоАП РФ были переданы по подведомственности на рассмотрение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону.

Из представленных суду протокола и материалов по делу об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было проведено административное расследование. В ходе проведения осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: на земельных участках кадастровый № по адресу: <адрес>, расположен полигон ТБО МУП «САХ». На момент осмотра территории осуществлялся прием (ввоз) и размещение отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> на площади 2,5 га. Для осуществления деятельности по размещению твердых бытовых отходов МУП «САХ» эксплуатирует 3 бульдозера. Машинисты бульдозеров, непосредственно осуществляющие уплотнение размещаемых отходов, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. МУП «САХ» не осуществляется мониторинг состояния загрязнения окружающей среды. Полигон ТБО не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Объект размещения отходов создан и эксплуатируется в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, какой-либо проектной документации, проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, положительного заключения государственной экологической экспертизы. МУП «САХ» не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Отсутствует программа производственного экологического контроля, сведения о результатах его проведения в государственные органы не предоставляются. По периметру полигона ТБО ограждение, обваловка, осушительные траншеи отсутствуют; работы по очистке прилегающей территории и пожарных подъездных путей не осуществляются, территория захламлена отходами; радиационный дозиметрический контроль при поступлении на полигон отходов при проведении проверки не осуществлялся, журнал учета радиационного контроля, а также прибор отсутствовали; дезинфекционный барьер для обработки ходовой части мусоровозов на момент проведения осмотра не оборудован должным образом, не эксплуатируется; переносные сетчатые ограждения, необходимые для предотвращения разноса ветром легких фракций отходов и захламления близлежащей территории, при разгрузке не применяются; степень уплотнения укладываемых ТБО не контролируется; кратность прохода бульдозером для послойного уплотнения отходов не соблюдается, промежуточная изоляция рабочего слоя (каждые 2 метра) не осуществляется. Территория полигона не разделена на две взаимосвязанные части: территорию, занятую под складирование ТБО, и территорию для размещения хозяйственно-бытовых объектов, территория хозяйственной зоны не имеет бетонированного или асфальтированного покрытия и ограждения. По всей площади участка складирования не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов. Полигон огорожен не по всему периметру. Мерный столб для контроля высоты отсыпаемого слоя ТБО не используется.

Законный представитель или защитник МУП «САХ» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания МУП «САХ» извещено, о причинах неявки законного представителя или защитника суду не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.

Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица на основании ст. 29.7 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было проведено административное расследование. Департамент Росприроднадзора по ЮФО находится по адресу: <адрес>, а потому Советский районный суд г. Ростова-на-Дону рассматривает дело по существу.

Судом установлено, что в Департамент Росприроднадзора по ЮФО поступили обращения жителей г. Таганрога по вопросу нарушения природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами на территории г. таганрога Ростовской области при осуществлении деятельности МУП «САХ» на земельных участках, расположенных по адресам: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было принято определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

ДД.ММ.ГГГГ с 15 час. 30 мин. до 16 час. 30 мин. в присутствии начальника полигона МУП «САХ» ФИО3 Департаментом Росприроднадзора по ЮФО был произведен осмотр территории полигона ТБО <адрес> по адресу: <адрес> о чем составлен акт обследования территории. В тот же день ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было принято определение о назначении экспертизы по делу № об административном правонарушении и проведение административного расследования с отбором проб отходов согласно протоколам №№.

ДД.ММ.ГГГГ Ростовским отделом Ростовской испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области были даны экспертные заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора №№ с протоколами биотестирования отхода №№.

ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии законного представителя и защитника МУП «САХ», извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении МУП «САХ» был составлен протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу были выявлены нарушения п. 1 ст. 15, абз. 2, 7, 8 ч. 2 ст. 11, ч. 3, ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 5 разд. 1 Приказа Минприроды от 04.03.2016 №66, п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, 1996.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В нарушение данной нормы машинисты бульдозеров, непосредственно осуществляющие уплотнение размещаемых отходов, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

В соответствии с абз. 7, 8 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Частью 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 5 разд. 1 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 04.03.2016 №66, для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга). Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В нарушение данных норм МУП «САХ» не осуществляется мониторинг состояния загрязнения окружающей среды.

На основании ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Полигон ТБО не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Объект размещения отходов создан и эксплуатируется в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, какой-либо проектной документации, проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В нарушение данной нормы МУП «САХ» не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В нарушение данной нормы у МУП «САХ» отсутствует программа производственного экологического контроля, сведения о результатах его проведения в государственные органы не предоставляются.

В ходе проведения административного расследования установлено, что эксплуатация полигона ТБО ведется с нарушением требований, указанных в СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Так, по периметру полигона ТБО ограждение, обваловка, осушительные траншеи отсутствуют (п. 4.4 Правил); работы по очистке прилегающей территории и пожарных подъездных путей не осуществляются, территория захламлена отходами (п. 5.6 Правил); радиационный дозиметрический контроль при поступлении на полигон отходов при проведении проверки не осуществлялся, журнал учета радиационного контроля, а также прибор отсутствовали (п. 2.5 Правил); дезинфекционный барьер для обработки ходовой части мусоровозов на момент проведения осмотра не оборудован должным образом, не эксплуатируется (п. 4.3 Правил); переносные сетчатые ограждения, необходимые для предотвращения разноса ветром легких фракций отходов и захламления близлежащей территории, при разгрузке не применяются (п. 5.3 Правил); степень уплотнения укладываемых ТБО не контролируется; кратность прохода бульдозером для послойного уплотнения отходов не соблюдается, промежуточная изоляция рабочего слоя (каждые 2 метра) не осуществляется (п. 5.4 Правил). Территория полигона не разделена на две взаимосвязанные части: территорию, занятую под складирование ТБО, и территорию для размещения хозяйственно-бытовых объектов, территория хозяйственной зоны не имеет бетонированного или асфальтированного покрытия и ограждения (п. 3.5, 3.7 Правил). По всей площади участка складирования не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов (п. 3.7 Правил). Полигон огорожен не по всему периметру.

Кроме того, допущены нарушения Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, 1996, а именно мерный столб для контроля высоты отсыпаемого слоя ТБО не используется.

В вышеуказанном усматриваются признаки нарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами.

Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Установленный в ходе проверки факт административного правонарушения подтвержден материалами дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ №№, протоколами биотестирования отхода от ДД.ММ.ГГГГ №№, экспертными заключениями по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №№, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина МУП «САХ» заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, препятствующие МУП «САХ» соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судом не установлены, МУП «САХ» – не представлены.

Порядок привлечения МУП «САХ» к административной ответственности Департаментом Росприроднадзора по ЮФО не нарушен. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Одним из принципов привлечения к административной ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Ссылка в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ на то, что МУП «САХ» ранее к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ привлекался по постановлению Департамента Росприроднадзора по ЮФО в феврале 2017 года, судом не принимается, поскольку отсутствует само постановление, а также сведения о его вступлении в законную силу.

Однако вступившим 22.03.2017 в законную силу постановлением судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.01.2017 МУП «САХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Суд считает, что вышеназванное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии отягчающего административную ответственность МУП «САХ» обстоятельства, а именно повторность совершения МУП «САХ» однородного административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Решая вопрос о назначении наказания МУП «САХ», судья учитывает характер совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств смягчающих административную ответственность, наличие обстоятельств отягчающих административную ответственность, и считает необходимым применить наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить цели административного наказания.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 30.3, ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ

Признать муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство», ИНН № ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, адрес фактического осуществления деятельности: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок девяносто суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить, что в силу ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.С.Рощина


 

Постановления судов по ст. 8.2 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

Определением Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 24.05.2017 № протокол об административном правонарушении от дд.мм.гггг №/№ и другие материалы дела в отношении должностного лица ООО «САТ» - директора Шульги В.Н. по ст. 8.2 КоАП РФ были передан...

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

Определением Департамента Росприроднадзора по ЮФО от дд.мм.гггг №/№ протокол об административном правонарушении от дд.мм.гггг № и другие материалы дела в отношении должностного лица МУП «САХ» - начальника полигона Сырокваша Ю.Н. по ст. 8.2 КоАП РФ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru