Постановление суда по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ № 5-249/2017 | Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

Дело № 5 – 249 / 2017    

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Пермь 5 июля 2017 года

Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Богдановой Е.Н., с участием защитников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть № 9 им М.А. Тверье» по доверенности Гилевой Ф.А., Симаковой Е.Н., Андреевой М.Э., представителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю по доверенности Березкиной Г.Г., потерпевшей гр.А., рассмотрев в судебном заседании дело в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Медико – санитарная часть № 9 им. М.А. Тверье», зарегистрированного и осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, о совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

при проведении внеплановой документарной проверки с 3 апреля по ДД.ММ.ГГГГ по проверке фактов причинения вреда жизни, здоровью гр.А. и ее ребенку при оказании медицинской помощи в родильном отделении ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье», расположенного по адресу: <адрес>, должностными лицами Управления Росздравнадзора по Пермскому краю в деятельности учреждения выявлены грубые нарушения требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) – нарушение порядка оказания медицинской помощи, несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, предусмотренных пп. «а, б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")."

Основанием для проведения внеплановой документарной проверки послужило обращение гр.А., поступившее в Росздравнадзор по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, в котором она указала на ненадлежащее оказание медицинской помощи в МСЧ № 9 ей при родах и смертью новорожденного ребенка.

Приказом Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая документарная проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки факта причинения вреда жизни и здоровью гр.А. и ее ребенку при оказании ей медицинской помощи в ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье».

В связи с выявленными нарушениями в деятельности юридического лица лицами, проводившими проверку, составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, его копия вручена законному представителю ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье» ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки государственным инспектором отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю Березкиной Г.Г. в отношении ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в присутствие законного представителя учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении направлен для рассмотрения в Индустриальный районный суд г. Перми по подведомственности для привлечения юридического лица к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ защитник признал нарушение учреждением порядка оказания медицинской помощи гр.А., не согласен с несоблюдением установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, имеется еще один протокол врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, который не был подвергнут оценке со стороны административного органа.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ защитники пояснили, что не согласны со всеми нарушениями, указанными в протоколе об административном правонарушении, гр.А. была оказана медицинская помощь в соответствии со Стандартами, к проверке административным органом не был привлечен эксперт, в связи с тем, что состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, включает в себя последствия в виде смерти, необходимо было провести судебно-медицинскую экспертизу по определению причины смерти новорожденного ребенка.

Потерпевшая гр.А. в суде настаивала на привлечении к ответственности учреждения.

Представитель Управления Росздравнадзора по Пермскому краю Березкина Г.Г. в суде просила учреждение признать виновным по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в письменном отзыве указала, что больницей было представлено два протокола заседания врачебной комиссии по качеству и безопасности медицинской деятельности при оказании медицинской помощи гр.А.

Протокол от ДД.ММ.ГГГГ был представлен к началу проведения проверки и был оформлен с нарушениями действующего законодательства, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, представленный после получения акта проверки, в котором указаны нарушения, уже соответствовал установленным требованиям действующего законодательства.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, образует осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно п.п. «а, б» п. 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности,

В соответствии с п. 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. "а", "б" и "в(1)" п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закона N 99-ФЗ).

В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" установлены Правила оказания медицинской помощи женщинам в период беременности.

Установлено, что при проведении внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье» были выявлены следующие грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности:

в нарушение подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и Приложения № 5 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)," утвержденных Приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, был нарушен Порядок оказания медицинской помощи: при наличии на кардиотокаграфии плода сомнительных признаков не назначена доплерометрия, роды, осложнившиеся изменениями частоты сокращений плода требовали выполнение оценки состояния плода – ультразвукового исследования и проведения доплерометрии, указанные диагностические мероприятия выполнены не были;

пунктом 1.3 Стандарта специализированной медицинской помощи при гипоксии плода, недостаточном росте плода, других плацентарных нарушениях, утвержденного Приказом Минздрава России от 07.11.2012 N 588н, предусмотрено проведение инструментальных исследований: ультразвуковое исследование плода (не выполнена оценка состояния плода при ЧСС 100 уд/мин), дуплексное сканирование сердца и сосудов плода, кардиотокаграфия плода, с усредненным показателем частоты предоставления 1, то есть у каждой беременной женщины.

Перечисленные выше исследования не были проведены в период 31.01.2017 с 6 до 7 часов, что не позволило своевременно поставить диагноз ухудшения состояния плода;

- в нарушение пункта 1.3 Приказа Минздрава России от 07.11.2012 N 591н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нарушениях родовой деятельности" не были выполнены инструментальные методы исследования плода: ультразвуковое исследование, дуплексное сканирование сердца и сосудов, кардиотокаграфия, при наличии показаний для этого: отягощенный гинекологический анамнез, отягощенный соматический анамнез, наличие ложных схваток, отсутствие динамики сократительной деятельности матки, чем был нарушен Стандарт специализированной медицинской помощи при нарушениях родовой деятельности.

Согласно ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

    В соответствии с п. 4.22 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссия осуществляет функции по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации).

Согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от 07.07.2015 № 422 ан (действовал на момент совершения правонарушения), утверждены критерии оценки качества медицинской помощи, которые являются обязательными при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В протоколе заседания врачебной комиссии (п.2.9) содержится информация, не имеющая отношения к оказанию медицинской помощи гр.А., указаны истории родов иных лиц.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в нарушение пункта 4 Приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ан ведется без учета критериев оценки качества медицинской помощи.

В протоколе заседания лечебно-контрольной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение о том, что медицинская помощь гр.А.и новорожденной в ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье» оказана своевременно, надлежащего качества. Вместе с тем, нарушения, выявленные в ходе проведения внеплановой документарной проверки: не проведение ультразвукового исследовании плода, дуплексного сканирования сердца и сосудов плода, кардиотокаграфии плода, подтверждают нарушение Порядка и Стандартов оказания медицинской помощи гр.А.

В протоколе заседания лечебно-контрольной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не отражена оценка своевременности проведения лечебно-диагностических мероприятий, проведения дополнительных обследований, что указывает, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье» проведен ненадлежащим образом, с нарушением требований Приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ан.

Вина юридического лица подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколом заседания ЛКК № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье», медицинскими документами на имя гр.А., другими материалами дела.

Доводы защитника о том, что к проверке административным органом не был привлечен эксперт, в связи с тем, что состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, включает в себя последствия в виде смерти, необходимо было провести судебно-медицинскую экспертизу по определению причины смерти новорожденного ребенка, не влияют на доказанность вины юридического лица в совершении указанного правонарушения, поскольку в соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Основанием для проведения проверки послужил Приказ Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю с целью проверки факта причинения вреда жизни и здоровью гр.А. и ее ребенку при оказании ей медицинской помощи в ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье».

Таким образом, к грубым нарушениям лицензионных требований может быть отнесено не только нарушение, повлекшее смерть человека, но и угроза причинения вреда жизни и здоровью человека, в частности гр.А. и ее ребенку, в связи с чем установление между ненадлежащим выполнением лицензионных требований и смертью новорожденной причинно-следственной связи не требуется в целях определения вины юридического лица в совершении данного правонарушения. Для этого достаточно установление наличия неоказания медицинской помощи согласно Стандартов и Правил ее оказания, что само по себе влечет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Согласно пояснений представителя Управления Росздравнадзора по Пермскому краю Березкиной Г.Г., больницей было представлено два протокола заседания врачебной комиссии по качеству и безопасности медицинской деятельности при оказании медицинской помощи гр.А. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ был представлен к началу проведения проверки и был оформлен с нарушениями действующего законодательства, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, представленный после получения акта проверки, в котором указаны нарушения, уже соответствовал установленным требованиям действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах протокол заседания врачебной комиссии по качеству и безопасности медицинской деятельности при оказании медицинской помощи гр.А. от ДД.ММ.ГГГГ содержит противоречия относительно протокола от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством и принят во внимание в целях установления вины учреждения в совершении правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье» лицензионных требований, что указывает на виновность учреждения в совершении вменяемого правонарушения.

Оценивая исследованные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, считаю их совокупность достаточной для установления в действиях ГБУЗ ПК «МСЧ № 9 им. М.А. Тверье» состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Обстоятельств, смягчающих ответственность – не установлено.

Обстоятельство, отягчающее ответственность – повторное совершение однородного административного правонарушения.

    В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

    Вместе с тем, учитывая характер совершенного правонарушения, связанный с угрозой причинения вреда здоровью потерпевшей и ее новорожденного ребенка, наличие отягчающего ответственность обстоятельства, не нахожу оснований для признания данных обстоятельств исключительными и назначении наказания менее минимального размера

    При назначении наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отягчающее ответственность обстоятельство.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медико – санитарная часть № 9 им. М.А. Тверье» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья О.А. Мокрушин

    

Информация о получателе штрафа:

УФК по Пермскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Пермскому краю).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в канцелярию по делам об административных правонарушениях Индустриального районного суда г. Перми (кабинет № 10).


 

Постановления судов по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

при проведении плановой выездной проверки с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Пермского края «Медсанчасть № 9 им. М.А. Тверье» (далее ГБУЗ ПК «МСЧ № 9»), по адресу: , должностными лицами Территориально...

Постановление суда по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

Дата в ... в ходе плановой выездной проверки в отношении АНО ДПО «Клаксон-Авто» проводимой в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края от Дата ... установлено грубое нарушение организацией лицензионного требования, вы...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru