Постановление суда по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ № 5-668/2017 | Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента

Дело № 5-668/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

4 сентября 2017 года                  г. Волгоград, ул. Кузнецова, 65

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Шматов С.В., рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ в отношении директора фонда «Институт экономических и социальных исследований» Шевякова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка в отношении фонда «Институт экономических и социальных исследований», в ходе которой выявлены нарушения исполнения федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

В судебном заседании Шевяков М.Ю. и его защитник Греков Б.А. вину в совершении административного правонарушения признали.

Заместитель прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Кирьянов Ю.В. в судебном заседании указывает, что вина Шевякова М.Ю. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ доказана.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается Российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от Российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Таким образом, для признания некоммерческой организацией выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

В силу п. 7 ст. 32 того же Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 данного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Судом установлено, что фонд «Институт экономических и социальных исследований» осуществляет деятельность в качестве юридического лица с 1 октября 2002 года.

Основным видом деятельности является исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения.

Директором фонда «Институт экономических и социальных исследований» является Шевяков М.Ю.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проверки установлено, что фондом «Институт экономических и социальных исследований» проведены мероприятия, направленные на осуществление политической деятельности на территории Российской Федерации.

Так, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Фонда размещена заметка «Добро пожаловать или.. .?», в которой содержится информация о результатах проведенного Фондом в январе социологического опроса жителей г. Волгограда об отношениях со своими соседями, удовлетворенности районом проживания <данные изъяты>

Резюмируя итоги опроса, эксперты Фонда «...считают, что результаты данного исследования демонстрируют потенциал общественного развития, для реализации которого необходимо применять различные механизмы: увеличение государственного участия, становление гражданского общества, воздействие средств массовой информации». Также, по мнению экспертов Организации «...

волгоградцы замечают проблемы в жизни города, готовы упоминать о каждой из них, но большинство участников опроса стараются видеть и лучшие черты города-героя и его жителей».

В публикации от ДД.ММ.ГГГГ «Волгоградцам не нравится идея Жириновского переименовать город в Сталинград», размещенной в сетевом издании «Комсомольская правда в г. Волгограде» <данные изъяты>, руководителем Фонда Шевяковым М.Ю., указано: «Я заметил одно: эта тема появляется на повестке дня, когда возникает некий информационный вакуум, и его, таким образом, пытаются заполнить. Мы неоднократно проводили социсследования в городе по этому поводу и результаты не меняются: волгоградцы не поддерживают эту идею. Причем большинство не связывают этот вопрос ни с исторической данью, ни с именем Сталина. Люди мыслят более практично: они понимают, что для переименования города нужны миллионы рублей - смена вывесок, печатей, документов и прочего, так пусть лучше направят эти деньги на ремонт дорог и благоустройство города к ЧМ-2018». «За последние десять лет, сколько муссируется вопрос с переименованием, уверяет Михаил Шевяков, мнение волгоградцев мало изменилось: одобряют идею не более 15% горожан, треть высказывается категорически против, еще треть - «скорее против».

В публикации от ДД.ММ.ГГГГ «Эксперт: «Бюджет Волгоградскойобласти привлекает своей открытостью», размещенной в сетевом издании «МКв    Волгограде»    <данные изъяты>

<данные изъяты> директор Фонда Шевяков М.Ю. «...охарактеризовал проект бюджета Волгоградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов как напряженный с одной стороны и весьма реалистичный - с другой». Он считает, «...что бюджет региона привлекает своей открытостью... Председатель комитета финансов четко описал те моменты, которые ждут нас в экономическом развитии. С одной стороны, бюджет очень напряженный, а с другой, очень реалистичный. Несомненно, начатые инфраструктурные изменения продолжатся в дальнейшем: строительство дорог, благоустройство населенных пунктов и другие очень важные социальные проекты. Проект бюджета Волгоградской области формировался в сложных условиях на федеральном и на внешнеполитическом уровне. В такой ситуации чрезвычайно сложно найти баланс между доходами и расходами. И все же бюджет региона запланирован без дефицита с учетом приоритетов долгосрочной стратегии развития волгоградской области, обозначенных губернатором Андреем Бочаровым».

Кроме того, приказом Комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Шевяков М.Ю. включен в состав общественного совета при комитете финансов Волгоградской области.

ДД.ММ.ГГГГ Шевяков М.Ю. принял участие в голосовании по следующим вопросам: «Одобряете ли Вы Отчет о ходе реализации Публичной декларации целей и задач комитета финансов Волгоградской области на 2016 год?» (голосовал «за»); «Одобряете ли Вы Публичную декларацию целей и задач комитета финансов Волгоградской области на 2017 год?» (голосовал «за»).

В период с 2016 год по 2017 год фондом «Институт экономических и социальных исследований» получено финансирование от автономной некоммерческой организации «Аналитический Центр Юрия Левады», включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в сумме 776 425 рублей за исполнение договоров, заключенных с указанной организацией ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на выполнение полевых работ по проведению социологических/маркетинговых исследований.

Так, во исполнение указанных договоров в 2016 и 2017 году фонд «Институт экономических и социальных исследований» провел опросы общественного мнения путем анкетирования жителей Волгоградской области по вопросам:

-    «Одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту президента России?»;

-    «Могли бы вы проголосовать на выборах Президента России за Алексея Навального?»;

-    «Одобряете ли вы людей, которые приняли участие в массовых акциях протеста 26.03.2017 года?»;

-    «Как бы вы определили свои отношения с властью?»;

-    «Готовы ли вы лично более активно участвовать в политике?»;

-    «Как, по вашему мнению, относятся к России на Западе?»;

-    «Каких политических взглядов вы придерживаетесь?»;

-    «Как вы относитесь к тому, что различные российские организации, как и коммерческие, так и некоммерческие, могут получать финансовую поддержку из-за рубежа?».

Таким образом, учитывая, что организуемые и проводимые некоммерческой организацией мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс, затрагивали, как публично-правовые интересы в целом, так права и свободы всех граждан, суд приходит к выводу о наличии признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

При этом, «Институт экономических и социальных исследований» являясь некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, получающий денежные средства от иностранной организации и участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, до настоящего времени с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратился.

Вина директора фонда «Институт экономических и социальных исследований» Шевякова М.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ подтверждается исследованными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.2-12); решением о проведении проверки (т.1 л.д.23), уставом фонда «Институт экономических и социальных исследований» (т.1 л.д.24-34), выпиской из ЕГРЮЛ (т.1 л.д.35-41), заключением по анализу анкеты ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (т.1 л.д.45-47), анкетой «Курьер 2017-04» (т.1 л.д. 49-62), письменными объяснениями Я. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.63-64, 65), письменным объяснениями Шевякова М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.66-67, 68-69), протоколом собрания учредителей фонда «Институт экономических и социальных исследований» от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.70), договором на выполнение полевых работ опросов общественного мнения от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.74-76), договором на выполнение полевых работ по проведению социалистических/маркетинговых исследований от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.77-80), информацией о поступлении денежных средств за 2017 год (т.1 л.д.81), информацией о поступлении денежных средств за 2016 год (т.1 л.д.2), сведениями об анкетировании (т.1 л.д.83-85), протоколом заочного заседания общественного совета при комитете финансов (т.1 л.д.86-87), анкетой «Курьер 2016-15» (т.1 л.д.102-116), анкетой «Курьер 2016-14» (т.1 л.д.117-133), анкетой «Курьер 2016-13» (т.1 л.д.134-150), анкетой «Курьер 2016-16» (т.1 л.д.151-165), анкетой «Курьер 2016-17» (т.1 л.д.166-183), анкетой «Курьер 2017-01» (т.1 л.д.184-199), анкетой «Курьер 2017-02» (т.1 л.д.200-213), анкетой «Курьер 2017-03» (т.1 л.д.214-229), анкетой «Курьер 2017-04» (т.1 л.д.230-243), анкетой «Курьер 2017-05» (т.2 л.д.1-18), анкетой «Курьер 2017-06» (т.2 л.д.19-32), анкетой «Курьер 2017-07» (т.2 л.д.33-48), актами об изготовлении скриншота (т.2 л.д.51-56, 57-58, 59-62, 63-69), актом осмотра Интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.71-76), протоколом собрания учредителей фонда «Институт экономических и социальных исследований» от ДД.ММ.ГГГГ

Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, в действиях директора фонда «Институт экономических и социальных исследований» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конституционный суд РФ в постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П признал положение части 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации, предусматривающее минимальные размеры административного штрафа для должностных лиц в сумме ста тысяч рублей и для юридических лиц в сумме трехсот тысяч рублей, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного наказания ниже низшего предела, установленного соответствующей санкцией, - оно не позволяет правоприменителю во всех случаях надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Указанным постановлением установлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимых изменений размер административного штрафа, назначаемого должностным лицам и юридическим лицам за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 его статьи 19.34, может быть снижен судом ниже низшего предела, определенного санкцией данной нормы, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, в случаях, когда наложение административного штрафа в установленных ею пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение имущественных прав привлекаемого к административной ответственности лица.

Как следует из представленных материалов, в настоящее время предусмотренные законом основания для регистрации Фонда в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента отсутствуют, ввиду расторжения 30 июня 2017 года договора, заключенного с автономной некоммерческой организации «Аналитический Центр Юрия Левады» и прекращения в связи с этим осуществления политической деятельности финансируемой из иностранного источника.

При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного директором фонда «Институт экономических и социальных исследований» Шевяковым М.Ю. административного правонарушения, его имущественное положение, принятие мер к устранению нарушений, а также принимая во внимание, что назначение штрафа в пределах санкции статьи может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

С учетом изложенного, суд считает возможным для достижения целей, предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ назначить Шевякову М.Ю. административное наказание в виде административного штрафа, снизив его размер ниже низшего предела до 10 000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ

Признать директора фонда «Институт экономических и социальных исследований» Шевякова М.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

Назначить директору фонда «Институт экономических и социальных исследований» Шевякова М.Ю. административное наказание в виде административного штрафа, снизив его размер ниже низшего предела в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам:

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по Волгоградской области (прокуратура Волгоградской области л/с 04291356840), ИНН 3444048120, КПП344301001, ОКТМО 18701000, Банк получателя: отделение Волгоград г. Волгоград, расчетный счет 40101810300000010003, БИК 041806001, КБК 41511690010016000140, УИН 0.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд, путем подачи жалобы в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья                подпись                    С.В. Шматов

Справка: резолютивная часть постановления оглашена 30 августа 2017 года.

мотивированное постановление изготовлено 4 сентября 2017 года.

В силу ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Судья                                        С.В. Шматов

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


 

Постановления судов по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ

28 июня 2017г. заместителем прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Кирьяновым Ю.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении фонда «Институт экономических и социальных исслед...

Постановление суда по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ

проведена проверка в отношении фонда «Институт экономических и социальных исследований», в ходе которой выявлены нарушения исполнения федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностра...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru