Постановление суда по ст. 8.1 КоАП РФ № 5-36/2017 | Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Оренбург                    04 мая 2017 года

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Пеняскина И.П., при секретаре Александровой Ю.М., с участием Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Юдина Р.В., директора ОНС Ф.С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ОНС,

УСТАНОВИЛ:

ОНС /далее- Общество/ осуществляло выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

15.02.2017 ОНС, осуществляя хозяйственную деятельность на промышленной площадке /далее- промплощадка/, расположенной по адресу: <адрес>, эксплуатирует ряд производственных объектов, в том числе наземные емкости (цистерны) № 1-№ 8 для хранения нефтепродуктов, являющиеся стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при помощи стационарных организованных и неорганизованных эксплуатированных Обществом источников, а именно, дыхательными клапанами емкостей для хранения нефтепродуктов (мазута), осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом, не имея на это специального разрешения, выдаваемое уполномоченным органом исполнительной власти, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха».

    В судебном заседании генеральный директор ОНС Ф.С.В. пояснил, что в настоящее время производственной деятельностью Общество не занимается. Цистерны, находящиеся на территории предприятия, для хранения нефтепродуктов не используются.

    В судебном заседании прокурор доводы, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2017, поддержал в полном объеме.

    Выслушав в судебном заседании пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частями 1,2 статьи 26.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании любых фактических данных, которые являются доказательствами по делу об административном правонарушении.

Требования по соблюдению экологических правил в области охраны атмосферного воздуха определены Федеральным законом от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ( далее- Федеральный закон- №96-ФЗ)

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 31 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха устанавливается административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, который обязателен к применению как органами исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в частности, при установлении порядка, разработке и утверждении предельно допустимых выбросов воздействий на атмосферный воздух; при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; при расчете платежей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу пп. «а» п. 7 названного Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

Как усматривается из представленного материала, Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой в феврале 2017 года была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности ОНС.

Как юридическое лицо, ОНС зарегистрировано 24 июня 2014 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись с присвоением юридическому лицу ОГРН №. Юридический адрес предприятия – <адрес>. Фактическое место нахождения предприятия: <адрес>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ОНС, является предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа.

Согласно сведениям Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ОНС относится к микропредприятию.

Установлено, что на указанной промплощадке эксплуатируются ряд производственных объектов, в том числе наземные емкости (цистерны) № 1-№ 8 для хранения нефтепродуктов, являющиеся стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Для ОНС в 2014 году был разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ), получено заключение об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, выданное Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области (<данные изъяты>, МПР Оренбургской области выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 552 от 19.03.2015 г., согласно которому, ОНС разрешено к выбросу в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: азота (IV)оксид, азота (II) оксид, сажи, серы диоксид, сероводорода, бензапирена, керосина, углеводородов предельных С12-С19, мазутной смолы.

В ходе проведения проверки инженерами-лаборантами Оренбургской специализированной лаборатории обеспечения государственного экологического надзора ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» <данные изъяты> в присутствии директора ОНС Ф.С.В. был проведен отбор проб атмосферного воздуха от дыхательных клапанов наземных емкостей, являющихся стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с протоколом результатов количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу №02-А-п/8 от 15 февраля 2017г. в точке отбора:

- цистерна №8, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 - 1,44 ± 0,33 мг/м3; углеводородов C1-C5 - 4,09±0,9 мг/м3, углеводородов C1-C10 - 7,0±1,6 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3;

- цистерна №7, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 - 1,15 ± 0,26 мг/м3; углеводородов C1-C5 – менее 1,0 мг/м3, углеводородов C1-C10 - 1,7±0,4 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3 ; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3;

- цистерна №6, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 - 1,3 ± 0,3 мг/м3; углеводородов C1-C5 – 1,08±0,25 мг/м3, углеводородов C1-C10 – 1,70±0,4 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3;

- цистерна №5, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 – 22,9 ± 5,3 мг/м3; углеводородов C1-C5 – 7,5±1,7 мг/м3, углеводородов C1-C10 - 22,9 ± 5,3 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3;

- цистерна №4, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 – менее 1 мг/м3; углеводородов C1-C5 – 25,4±5,8 мг/м3, углеводородов C1-C10 - 24,0 ± 5,5 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3;

- цистерна №3, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 – 1,77 ± 0,41 мг/м3; углеводородов C1-C5 – 1,48±0,34 мг/м3, углеводородов C1-C10 – 0,28 ± 0,06 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3;

- цистерна №2, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 – менее 1 мг/м3; углеводородов C1-C5 – 63,8±14,7 мг/м3, углеводородов C1-C10 - 95,8 ± 22,0 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3;

- цистерна №1, дыхательный клапан: зафиксированы выбросы вредных (загрязняющих) веществ: углеводородов С6-С10 – 5,8 ± 1,3 мг/м3; углеводородов C1-C5 – 617,8±142,1 мг/м3, углеводородов C1-C10 – 642,4 ± 147,8 мг/м3; бензола - менее 0,2 мг/м3; метилбезола (толуола) - менее 0,2 мг/м3 ; этилбензола - менее 0,2 мг/м3; орто-, мета-, пара- ксилолов - менее - 0,2 мг/м3.

Анализ выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в протоколе результатов количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу №02-А-п/8 от 15 февраля 2017г. показал, что для выявленных загрязняющих веществ (углеводородов С6-С10, C1-C5, C1-C10, бензола, метилбезола (толуола), этилбензола; орто-, мета-, пара- ксилолов не установлены допустимые нормативы выбросов, не проведена инвентаризация этих веществ.

Кроме того, в 2015 году распоряжением МПР Оренбургской области от 04.08.2015 г. №2505-р принято решение о приостановлении действия ранее выданного ОНС разрешения № от 19.03.2015 г. на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ОНС допускает нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а именно, выброс загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов осуществляется без специального разрешения.

Установлено, что выявленное нарушение стало возможным по причине ненадлежащего соблюдения требований природоохранного законодательства со стороны юридического лица - ОНС.

В результате осуществления деятельности ОНС эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – наземные емкости (цистерны №1-№8) для хранения нефтепродуктов.

Протоколом результатов количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу №02-А-п/8 от 15 февраля 2017 подтверждается факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - производственных объектов – цистерн №1-№8.

Указанные в протоколе КХА №02-А-п/8 от 15 февраля 2017 углеводороды С6-С10, C1-C5, бензол, метилбезол (толуол), этилбензол, орто-, мета-, пара- ксилолы являются загрязняющими веществами, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды согласно перечню, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г.      №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В нарушение статьи 42 Конституции РФ, части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников ОНС осуществляется без специального разрешения.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении дата выявления административного правонарушения является датой его обнаружения.

Правонарушение обнаружено в ходе проведения проверки Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой 15.02.2017 г.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2017 исполняющего обязанности Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, младшего советника юстиции Т.А.А., другими материалами дела.

Место совершения административного правонарушения – фактическое место осуществления деятельности юридического лица: <адрес>.

Согласно статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения не истек.

В ходе судебного разбирательства, ни в материалах дела не имеются доказательства того, что Обществом велась работа по утверждению и получению необходимых разрешительных документов.

Суд квалифицирует действия ОНС по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ - как выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является формальным, поэтому правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

Суд не видит оснований для освобождении Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения, поскольку, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения, суд установил, что имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям; Общество осуществляет свою деятельность в санитарно-защитной зоне, в пределах которой располагается жилой сектор; жители <адрес>, в котором находится предприятие, неоднократно обращались в различные органы с жалобами и заявлениями относительно негативного воздействия отходов производства Общества на окружающую среду и здоровье людей; факт многочисленных жалоб на деятельность Общества подтверждён и материалами дела и свидетельскими показаниями, сомнений не вызывает; совершенное Обществом, осуществляющим свою деятельность, связанную с эксплуатацией опасных объектов, без специального разрешения, правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, который является жизненно важным компонентом окружающей среды. Следовательно, вменяемое Обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.

Смягчающим по делу обстоятельством суд признает фактическое признание Обществом вины.

Обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие отягчающих.

Поскольку в результате осуществления хозяйственной деятельности ОНС без наличия специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух существует угроза причинения вреда окружающей среде, суд считает, что менее строгий вид административного наказания (штраф) не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, и считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.9 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ

    признать ОНС виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по адресу: <адрес>, на срок до 90 суток.

         Постановление подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем немедленно.

Разъяснить ОНС, что судья, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья                                И.П. Пеняскин


 

Постановления судов по ст. 8.1 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 8.1 КоАП РФ

Постановлением территориальной административной комиссии городского округа Волгоград от дд.мм.гггг № директор ООО «УЖФ КОР» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8. об административной ответ...

Постановление суда по ст. 8.1 КоАП РФ

В отношении Нестеровой О.А, главным специалистом сектора учета источников негативного воздействия отдела учета источников негативного воздействия и контроля платы управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Адми...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru