Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ № 5-679/2017 | Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

№ 5-679/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 мая 2017 года город Кемерово

Судья Заводского районного суда г. Кемерово Рыбников Евгений Валериевич,

с участием:

лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Улитина Д.В.,

его защитника Сташ А.Б., действующего на основании нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда города Кемерово дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КРФ об АП, в отношении УЛИТИНА Д.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, женатого, имеющего на иждивении двоих малолетних детей, ранее привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

28.04.2017 г. в 11.00 час, Улитин Д.В.. находясь по адресу: <адрес>, у входной двери первого подъезда, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия осуществлял организацию публичного мероприятия путем проведения предварительной агитации, выразившейся в расклеивании листов бумаги с изображением президента РФ и надписью «29 апреля 2017 г. в 14.00 сквер «Орбита» надоел», в нарушении требований ст. 7. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 2 Закона Кемеровской области № 93-ОЗ от 12.07.2006 г. «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

В судебном заседании, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Улитин Д.В., виновным себя в совершении инкриминируемого административного правонарушения не признал, пояснив, что событие правонарушения отсутствует, какую-либо организацию публичного мероприятия не осуществлял, ничего не расклеивал.

Защитник лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Сташ А.Б. в судебном заседании просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, пояснив, что представленные в деле фотографии и показания свидетелей не подтверждают факт того, что Улитин Д.В. занимался организацией публичного мероприятия, других доказательств в деле нет. Улитин Д.В. был задержан на <адрес> указанные свидетели не были очевидцами его задержания. Законом Кемеровской области № 81-ОЗ сквер «Орбита» отнесен к местам, где разрешено проведения подобных мероприятий, учитывая, что в митинге приняло участие незначительное количество человек, о проведении подобного мероприятия не требовалось подача уведомления.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 31 Конституции РФ гражданеРоссийскойФедерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности вРоссийскойФедерации как демократическом и правовом государстве, на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина (статьи1и64; статья45, часть 1; статья46 КонституцииРоссийскойФедерации).

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования) могут затрагивать права широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей17(часть 3),19(части 1 и2) и55(часть 3) КонституцииРоссийскойФедерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого,признаваяправо на мирные собрания, допускает введение обоснованных его ограничений, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу мирных собраний определено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное КонституциейРоссийскойФедерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системыРоссийскойФедерации (статья15, часть 4, КонституцииРоссийскойФедерации),неявляется абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях. Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В целях обеспечения права гражданРоссийскойФедерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему КонституциейРФ полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункты "в", "м"; статья 72, пункты "б", "к" части 1; статья 76, части 1 и2), установил порядок организации и проведения вРоссийскойФедерации указанных публичных мероприятий в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а меры административной ответственности за его нарушение - в КодексеРоссийскойФедерации об административных правонарушениях (статья20.2).

В рамках организации публичного мероприятия, каковым названный Федеральный законпризнаетоткрытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе гражданРоссийскойФедерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи2), предусматривается ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4): так, на организатора публичного мероприятия возлагается обязанность подать в орган исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления предварительное уведомление, с тем, чтобы довести до их сведения необходимую информацию о планируемом публичном мероприятии (пункт 7 статьи2, часть 3 статьи 7).

Исходя в том числе из формы публичного мероприятия, его организатором определяется время и место (места) проведения данного публичного мероприятия. Эти условия проведения публичного мероприятия, которые наряду с другими предусмотренными Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» условиями указываются в уведомлении о проведении публичного мероприятия, могут быть изменены в результате согласования с органом публичной власти, который, в свою очередь, обязан обосновать предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Как следует из правовой позиции Конституционного СудаРоссийскойФедерации, сформулированной в Определении от2апреля 2009 года N 484-О-П, орган исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязывает орган исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении в соответствии с требованиями названного Федерального закона и обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (пункты 3-5 части 1 статьи 12, пункт2части 3 статьи 14).

Процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, имеет целью реализацию конституционного права гражданРоссийскойФедерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод, как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.

Устанавливая административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийскойФедерации (пункт2части 1 статьи1.3КоАПРФ), федеральный законодатель в силу имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, в частности определять такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, исходя из положений федерального закона, регламентирующего соответствующие правоотношения, которым противоправным деянием причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В последнем случае такая конструкция состава правонарушения, по существу, предполагает привлечение к административной ответственности не за любое отступление от этих нормативных положений, а лишь за то, которое создает реальную угрозу причинения вреда охраняемому объекту. При этом угроза может считаться реальной, если она была действительной (а не мнимой) и вред жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц не был причинен лишь по случайности или благодаря своевременно принятым мерам независимо от воли (усилий) лица, привлекаемого к административной ответственности.

Диспозиция ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФнепредусматривает в качестве обязательного объективного признака состава предусмотренного ею правонарушения наступление каких-либо последствий. Вместе с тем, учитывая, что объективная сторона состава данного правонарушения конкретизируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", определяющим порядок организации и проведения публичных мероприятий, а также обязанности организатора публичного мероприятия, связанные с его организацией и проведением, установление противоправности деяния и ответственности за него организатора публичного мероприятия обусловливается созданием реальной угрозы причинения вреда охраняемому объекту - общественному порядку и безопасности, правам и свободам граждан, их жизни или здоровью, имуществу физических и юридических лиц.

Задачами производства по делам административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья24.1КоАПРФ).

Согласно статье26.1КоАПРФпо делу об административном правонарушении подлежит выяснению в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КРФ об АП выражается в организации либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КРФ об АП.

Порядок проведения публичных мероприятий урегулирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п. п. 1, 3 ч. 4 ст. 5 которого возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного Федерального закона, и по обеспечению соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или органом местного самоуправления.

Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Изложенным обязанностям организатора публичного мероприятия корреспондируют обязанности органа исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 7 названного Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В судебном заседании установлено, что 14 апреля 2017 года в Администрацию города Кемерово поступило уведомление о проведении публичного мероприятия, с указанием даты и места его проведения: 29.04.2017 года с 14-00 до 17-00 часов, <адрес>, организатором указанного мероприятия был заявлен Улитин Д.В..

В соответствии с пунктами 1,2ч. 1 и с ч. 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъектаРоссийскойФедерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно ответу Администрации города Кемерово на указанное уведомление, Улитину Д.В. было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку Улитин Д.В. на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 54 – ФЗ от 19.06.2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не может являться организатором подобного мероприятия.

В силу статьи 4 ст. 5 Федерального закона № 54 – ФЗ от 19.06.2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В соответствии сч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъектаРоссийскойФедерации или иным органом местного самоуправления места (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Согласно рапортам начальника смены дежурной части отдела полиции «Заводский» УМВД России по г. Кемерово от 28.04.2017 года в дежурную часть о/п «Заводский» поступил сообщение, о том, что по <адрес> идут двое мужчин, расклеивают листовки, на которых изображение президента РФ ФИО4, у которого заклеен рот, имеется надпись «Надоел», также призывают людей на митинг который будет проходить 29.04.2017 года. Проверка указанного сообщения была поручена патрульно-постовой службе с бортовым номером 728.

Согласно рапорту начальника ОООП УМВД России по г. Кемерово, 28.04.2017 года находясь на службе по охране общественного порядка, около 11-00 часов было обращено внимание на двух граждан, которые шли по <адрес> указанные граждане остановились и приклеили на стену дома лист формата А4 с изображением президента РФ и надписью «29 апреля 2017 года в 14-00 часов, сквер «Орбита» Надоел 29.04.2017 года». После этого, были установлены личности указанных граждан: ФИО5, Улитин Д.В..

На основании протокола осмотра земельного участка, территорий, жилых помещений, предметов от 28 апреля 2017 года, объектом осмотра которого явилась территория подъезда № по <адрес>. На двери подъезда расположенного по данному адресу наклеена листовка с изображением мужчины похожего на Президента РФ ФИО4 с надписью «29.04.2017 года в 14-00 часов Сквер «Орбита», надоел 29.04.2017 года». С места осмотра изъята данная листовка формата А4.

В материалах имеется агитационный материал с изображением мужчины похожего на Президента РФ ФИО4 с надписью «29.04.2017 года в 14-00 часов Сквер «Орбита», надоел 29.04.2017 года», в количестве 1 штуки, который был изъят.

Таким образом, в вышеуказанной (изъятой) листовке имеется призыв граждан принять участие в митинге, который состоится 29.04.2017 года в 14-00 часов в сквере «Орбита».То есть, время и место проведения публичного мероприятия совпадают с местом и временем указанным Улитиным Д.В. в поданной в Администрацию города Кемерово уведомлении.

Согласно имеющейся в материале дела цветной фотофиксации на светофорных столбах без привязки к местности и входной двери подъезд № по <адрес> зафиксировано наличие агитационных материалов (листовок) желто-белого цвета, формата А-4.

Как следует из объяснений ФИО6, ФИО7, 28.04.2017 года находясь по адресу: <адрес>, возле данного дома, они обратили внимание на то, что двое неизвестных им молодых людей, наклеивали листовки на входные двери общежития. На данных листовках было изображение человека похожего на Президента РФ ФИО4. На листовках имелись следующие надписи: сверху 29.04.2017 года в 14-00 часов Сквер «Орбита», снизу надоел 29.04.2017 года. Данные граждане были доставлены в отдел полиции «Заводский», где представились как Улитин Д.В., ФИО5.

При таких обстоятельствах судья считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что Улитин Д.В., без подачи в установленном порядке, отвечающего требованиям Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах - демонстрациях, шествиях и пикетировании» уведомления о проведении публичного мероприятия осуществлял организацию публичного мероприятия путем проведения предварительной агитации, выразившейся в расклеивании агитационных материалов (листовок).

Вина Улитина Д.В. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

Указанные выше доказательства собраны в соответствии с нормами КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что действия Улитина Д.В. необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, как организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также состояние его здоровья.

Обстоятельств отягчающих ответственность Улитина Д.В. не установлено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является наличие на иждивении Улитина Д.В. малолетних детей.

Учитывая цели административного наказания, изложенные в cт. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья полагает необходимым назначить Улитину Д.В. наказание в виде обязательных работ.

На основании ст. ст. 14.1, 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,

ПОСТАНОВИЛ

Признать УЛИТИНА Д.В виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КРФ об АП и назначить ему административное наказание в виде обязательных работ на срок 30 (тридцать) часов.

Прекратить в 16 часов 00 минут 16 мая 2017 года административное задержание УЛИТИНА Д.В, произведенное в 21.00 часов 15 мая 2017 года.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Е.В. Рыбников


 

Постановления судов по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

В соответствии с протоколом № об административном правонарушении от дд.мм.гггг года, Улитину Д.В. инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КРФобАП, при следующих обстоятельствах:28 апреля 2017 год...

Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

02 апреля 2017 года в 15 часов 00 минут Милаев О.М., находясь по адресу: ..., возле входа в музей истории, организовал и провел публичное мероприятие – пикетирование с участием 6 лиц, с использованием фото и видеосъемки, где демонстрировалась нагл...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru