Решение суда об оспаривании постановления № 2а-757/2020 ~ М-405/2020

Дело №***а-757/20                                          18 марта 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> Санкт-Петербурга ФИО7, УФССП по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> Санкт-Петербурга ФИО7, УФССП по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что в отделе судебных приставов по <адрес> Санкт-Петербурга на исполнении находится исполнительное производство №***-ИП от **.**.****, возбужденное на основании исполнительного листа № ФС 008794035 от **.**.****, выданного Санкт-Петербургским городским судом об обязании должника ФИО1 передать ФИО4 трудовую книжку в срок до **.**.****.

Административный истец **.**.**** обратился в Дзержинский районный суд <адрес> с административным иском № М-227/20, которое было возвращено в связи тем, что заявление было не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд. Решение о возврате было принято **.**.****, сведения об этом на сайте суда появились **.**.**** в пятницу, административный истец увидел эту информацию на сайте только **.**.****. Возможность исправить и заново подать заявление появилась только **.**.****.

**.**.**** в Дзержинский районный суд <адрес> административным истцом было подано административное исковое заявление № М-291/20. Административное исковое заявление возвращено по тем же основаниям. Решение о возврате на сайте суда появилось **.**.****. На электронную почту и по телефону представителя заявителя от суда сообщений о возврате не поступало. Исправить и заново подать заявление появилась возможность **.**.****.

Административный истец просит суд восстановить срок подачи заявления в суд.

ФИО5 об имеющемся в его отношении исполнительном производстве стало известно **.**.****, когда в аэропорту Пулково при прохождении границы сотрудники пограничной службы уведомили он наличии запрета на выезд за пределы РФ, наложенного приставами. Уведомление не содержало никаких конкретных сведений об исполнительном производстве.

При личном посещении пристава-исполнителя **.**.**** для выяснения причины и обстоятельств возобновления исполнительного производства №***-ИП от **.**.**** представителем ФИО6 было получено постановление о взыскании исполнительского сбора от **.**.**** в сумме 5000 рублей.

Ранее исполнительное производство было возбуждено под номером №***-ИП от **.**.**** Смольнинским отделом судебных приставов по <адрес> Санкт-Петербурга, данное исполнительное производство было приостановлено и прекращено. В марте 2019 года взыскатель ФИО4 обратилась в отдел судебных приставов по <адрес>, на основании чего исполнительное производство было открыто (возобновлено) под новым номером №***-ИП от **.**.****.

Постановление о возбуждении как прежнего №***-ИП, так и нового (возобновленного) исполнительного производства №***-ИП административным истцом получено не было, так как ФИО1 был зарегистрирован по месту временного пребывания в период с **.**.**** по **.**.**** по адресу: <адрес>.

В ходе исполнительного производства за предыдущим номером №***-ИП от **.**.**** в марте 2017 года, узнав о наличии исполнительного производства от взыскателя, ФИО1 отправлял в Смольнинский отдел судебных приставов по <адрес> Санкт-Петербурга заявление с указанием причины и доказательств, по которым он не имеет возможности исполнить требование исполнительного листа, и адреса для почтовой корреспонденции: 188688, <адрес>, д. Старая, Почтовое отделение, а/я 3. Заявление отделом судебных приставов было получено **.**.****, о чем имеется уведомление о получении, квитанция и опись почтового. На свое заявление административный истец ответа не получил.

Судебный пристав-исполнитель не имел законных оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку административный истец не был уведомлен о возобновлении исполнительного производства и установлении срока добровольного исполнения, по адресу, указанному им в марте 2017 года. Также пристав-исполнитель не учел факт того, что должником были представлены доказательства невозможности исполнения, и не вынес мотивированного отказа в признании данных доказательств уважительными.

В связи с бездействием пристава-исполнителя административный истец обратился в Смольнинский районный суд <адрес> с заявлением об изменении способа исполнения судебного решения в связи с утратой возможности его исполнить.

Административный истец просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ФИО7 о взыскании исполнительского сбора от **.**.**** в отношении должника ФИО1

Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные требования поддерживает, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО7 в судебное заседание явился, административный иск не признает.

Представитель административного ответчика УФССП России по Санкт-Петербургу, заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, административного ответчика, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что **.**.**** Смольнинским районным судом Санкт-Петербурга на основании апелляционного определения Санкт-петербургского городского суда был выдан исполнительный лист об обязании ФИО1 передать ФИО4 трудовую книжку в срок до **.**.****.

Указанный исполнительный документ был предъявлен к исполнению, и **.**.**** было возбуждено исполнительное производство №***-ИП. В соответствии с п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Указанное исполнительное производство, вопреки утверждению административного истца, не прекращалось и не оканчивалось. Требования исполнительного документа исполнены не были.

**.**.**** судебным приставом-исполнителем ФИО7 в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которым с должника ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от **.**.**** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статье 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от **.**.**** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России **.**.****, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Федерального закона от **.**.**** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Административный истец считает, что исполнительский сбор взыскан с него незаконно, в связи с тем, что он не был уведомлен о возбуждении исполнительного производства. При этом административный истец указывает, что он не проживал и не проживает по адресу, указанному в исполнительном листе – Санкт-Петербург, <адрес>.

Суд полагает, что указанные доводы административного истца не основаны на законе. Согласно положений действующего законодательства, а также согласно содержанию постановления о возбуждении исполнительного производства, установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа начинает течь со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Несогласие должника с указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства на течение указанного срока не влияют.

Так, административным истцом представлена суду копия его заявления судебному приставу-исполнителю Смольнинского ОСП, направленная в адрес последнего **.**.****.

Из указанного заявления следует, что ФИО5 было известно о возбуждении исполнительного производства, о том, кем осуществляется исполнение, а также то, исполнять решение суда он не намерен.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от **.**.**** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

При отсутствии возможности исполнить решение суда, ФИО1 должен был обратиться в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, что, однако, сделано им не было.

Суд полагает, что располагая сведениями о возбуждении исполнительного производства, ФИО1 не был лишен права и объективной возможности ознакомиться с материалами исполнительного производства и получить копию постановления о возбуждении исполнительного производства, даже не проживая по адресу, указанному в исполнительном документе, однако в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, требования исполнительного документа исполнены не были, доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, судебному приставу и суду не представлены.

При этом об изменении места жительства должник ФИО1 судебного пристава-исполнителя в установленном порядке не уведомлял.

Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные законом основания для взыскания с должника исполнительского сбора.

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым решением (постановлением) (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Таких оснований суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 150, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> Санкт-Петербурга ФИО7, УФССП по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                         Т.П. Матусяк


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Решение суда об оспаривании бездействия

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Санкт-Петербурга, УФССП России по Санкт-Петербургу об оспаривании бездействия.Административное исковое заявление обосновано тем, что судебный приста...

Решение суда об освобождении от исполнительского сбора

Административный истец ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Санкт-Петербурга ФИО8 об освобождении от исполнительского сбор...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru