Решение суда об освобождении самовольно занимаемого земельного участка № 02-6556/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2016 года

Хорошевский районный суд г.Москвы

В составе председательствующего судьи Жедачевской И.Н.

При секретаре Портновой Д.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6556/16 по иску Межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов субъекта Российской Федерации -города Москвы к ГБУ города Москвы « Жилищник района Хорошево-Мневники» об освобождении самовольно занимаемого земельного участка ,

УСТАНОВИЛ:

Предствитель Межрайонной природоохранной прокуратуры г.Москвы обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих уточненных требований указывает, что. проведена проверка соблюдения ответчиком исполнений требований природоохранного и земельного законодательства использования части территории земельного участка с кадастровым номером * по адресному ориентиру адрес, расположенного в границах особо охраняемой природной территории **. Установлено, что вышеуказанная территория ориентировочной площадью * кв.м. занимается и используется ГБУ «Жилищник района Хорошево-Мневники» для стоянки автотранспорта, спецтехники, а также под размещение иного движимого имущества (бытовок, автомобильных запчастей и т.д.). Занимаемый учреждением участок по периметру огорожен забором, охраняется. Вместе с тем, вышеуказанная территория природно-исторического парка используется ответчиком в отсутствие предусмотренных законом оснований. В связи с чем, истец просит обязать ГБУ города Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники» в течение 30 (тридцати) дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить по акту приемки-передачи часть территории земельного участка с кадастровым номером ** ориентировочной площадью ** кв.м. по адресному ориентиру: адрес от автотранспорта, спецтехники, автомобильных запчастей, бытовок, огораживающего его забора и иного незаконно размещенного движимого имущества, а в случае неисполнения решения суда в установленный срок предоставить право освобождения части территории земельного участка с кадастровым номером № ориентировочной площадью * кв.м. по адресному ориентиру: адрес от автотранспорта, спецтехники, автомобильных запчастей, бытовок, огораживающего его забора и иного незаконно размещенного движимого имущества префектуре Северо-Западного административного округа г. Москвы с последующим взысканием понесенных затрат с ответчика.

Представитель истца в судебное заседание явился, просил удовлетворить заявленные уточненные требования. Пояснил, что согласно ответу Москомархитектуры, данный участок входит в состав ООПТ, только готовится к выводу, до настоящего времени не выведен.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, с завяленными требованиями не согласен, пояснил, что согласно выгрузки из публичной кадастровой карты, данный земельный участок относится к землям населённых пунктов. Данный участок не входит в состав природоохраняемых территорий. ГБУ г. Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники" является управляющей компанией, осуществляет уход за данной территорией, земельный участок был выведен из состава ООПТ.

Представитель ГПБУ «Мосприрода» в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования, представил письменный отзыв. Пояснил, что всем ООПТ на публичной карте присваивается категория земель населённых пунктов, потому что они находятся в черте города. До принятия решения о выводе данного участка из состава ООПТ его положение не изменяется, сохраняются все режимы строительной деятельности на ООПТ.

Представитель Префектуры СЗАО г. Москвы в судебное заседание явился, оставил решение на усмотрение суда. Пояснил, что в случае вынесения решения поручат исполнение ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги СЗАО".

Представитель ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги СЗАО" в судебное заседание явился, оставил решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу ч. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Судом установлено, что 15.06.2016г. проведена проверка соблюдения ответчиком исполнений требований природоохранного и земельного законодательства использования части территории земельного участка с кадастровым номером № по адресному ориентиру: адрес, расположенного в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Московорецкий». Установлено, что вышеуказанная территория ориентировочной площадью * кв.м. занимается и используется ГБУ «Жилищник района Хорошево-Мневники» для стоянки автотранспорта, спецтехники, а также под размещение иного движимого имущества (бытовок, автомобильных запчастей и т.д.). Занимаемый учреждением участок по периметру огорожен забором, охраняется(л.д.14-19). Также в подтверждение имеется акт обследования ГПБУ «Мосприрода» * № * (л.д.20-27), объяснения представителя ГБУ «Жилищник района Хорошево-Мневники». (л.д.13-13а).

Из пояснений стороны истца следует, что вышеуказанная территория природно-исторического парка используется ответчиком в отсутствие предусмотренных законом оснований.

Статьей 1 ЗК РФ установлены основополагающие принципы земельного законодательства, в том числе, учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о движимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий; платность использования земли.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 21 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» природно-исторический парк -особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.

Природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.1998 № 1012 «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природно-исторического парка «Москворецкий» и природно-исторического парка «Останкино» земельный участок с кадастровым номером № по адресному ориентиру: адрес расположен в границах природно-исторического парка «Москворецкий», что также подтверждено информацией ГПБУ «Мосприрода» №

Согласно ч. 8 ст. 2 Закона г. Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 2, 6 и 7 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.

Основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

При этом основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, являются документы, указанные в части 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.

Порядок предоставления земельных участков для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, урегулирован постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством».

Пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 №99-ПП, установлено, что Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.

Согласно представленной Департаментом городского имущества г. Москвы информации № сведения об оформленных земельных отношениях на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют.

Вопреки указанным правовым нормам правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на занимаемую часть территории земельного участка с кадастровым номером № ориентировочной площадью * кв.м. ответчиком не оформлены, договор на размещение некапитальных объектов не заключен, что также подтверждено объяснением представителя ГБУ «Жилищник района Хорошево-Мневники» . и данными объяснениями в ходе судебного разбирательства.

Довод стороны ответчика, что согласно выгрузки из публичной кадастровой карты, спорный земельный участок относится к землям населённых пунктов и не входит в состав природоохраняемых территорий, суд не принимает, поскольку опровергается представленными по делу документами , а также пояснениями стороны ГПБУ «Мосприрода» из которых следует, что всем ООПТ на публичной карте присваивается категория земель населённых пунктов, потому что они находятся в черте города.

Также из ответа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы ., что в соответствии с Законом города Москвы №17 «О Генеральном плане города Москвы» участок с кадастровым номером ** с адресными ориентирами: адрес является частью специализированной спортивно-рекреационной общественной зоны № района Хорошево-Мневники в составе особо охраняемой природной территории (индекс 100), подлежащей комплексному преобразованию преимущественно в составе незастроенных территорий в целях восстановления, воссоздания и создания новых озелененных территорий.Участок с кадастровым номером № расположен в районе Хорошево-Мневники. Участок является частью особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Природно-исторического парка «Москворецкий»», зоны охраняемого природного ландшафта, частично входит в границы проектируемой улично-дорожной сети. Рассматриваемый участок входит в границы территории, на которую разработан Проект планировки, утвержденный постановлением Правительства Москвы №99-ПП от 03.03.2015 «Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы». В соответствии с указанным проектом планировки участок находится в составе участков с функциональным назначением «смешанного общественно-жилого вида» и предложен к исключению из состава особо охраняемой природной территории. Вывод участка из ООПТ предусмотрен 2-ой очередью разработки документации по корректировке границ парка. Также, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, указанный земельный участок входит в зону планируемого размещения транспортно-пересадочного узла (ТПУ). В соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы №99-ПП от 03.03.2015г. градостроительные регламенты, установленные на данном участке, вступят в действие после его исключения из состава особо охраняемой природной территории и утверждения проектной документации на ТПУ.

Суд соглашается с доводами стороны истца, что самовольное занятие ответчиком указанной части территории земельного участка влечет за собой нарушение прав и законных интересов года Москвы, как собственника указанного имущества в силу ч. 8 ст. 2 Закона г. Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», а также права неопределенного круга лица на свободный доступ к земельному участку, как территории общего пользования, в соответствии со ст. 262 ГК РФ.

В результате незаконного использования ГБУ «Жилищник района Хорошево-Мневники» территории парка увеличивается антропогенная нагрузка на компоненты природной среды, в том числе, ввиду использования учреждением энергопотребляющих устройств, автотранспорта и спецтехники, чем также нарушается гарантированное ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Частью 1 ст. 60 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Пунктами 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ определено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного использования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов государства.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации закреплено также и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Согласно пункту 2.3.5 постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы», пунктам 6.1, 9 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 № 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» префектура соответствующего административного округа обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена. Финансирование расходов на снос самовольных построек и освобождение самовольно занятых земельных участков осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ

Обязать ГБУ города Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники» в течение 30 ( тридцати) дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить по акту приема-передачи часть территории земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью * кв.м по адресному ориентиру : адрес от автотранспорта, спецтехники, автомобильных запчастей, бытовок, огораживающего его забора и иного движимого имущества.

В случае неисполнения решения суда в установленный срок предоставить право освобождения части территории земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью * кв.м по адресному ориентиру : адрес от автотранспорта, спецтехники, автомобильных запчастей, бытовок, огораживающего его забора и иного движимого имущества Префектуре СЗАО г.Москвы с последующим взысканием затрат с ГБУ города Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники».

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хорошевский районный суд г.Москвы.

Судья И.Н. Жедачевская


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об обязании устранить нарушения

Истринский городской прокурор г. Москвы обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих требований указывает, что Истринской городской прокуратурой Московской области .. проведена проверка соблюдения ПАО «Ростелеком» требований законода...

Решение суда о признании решения от 25 февраля 2015 года незаконным

Калиничев В.П. обратился с иском к ответчику председателю Местной общественной организации «Объединение автомобилистов в Северо-Западном округе г.Москвы» о признании решения от 25 февраля 2015 года незаконным и взыскании морального вреда.В обоснов...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru