Решение суда о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации № 2а-1885/2017 ~ М-1297/2017

Дело № 2а-1885/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2017 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Старшой Ю.А.

с участием представителя административного истца Зареевой Д.А.

при секретаре Кадыровой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Управлению Роскомнадзора по <адрес> о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по РТ о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной.

В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере незаконной реализации алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ходе проверки выявлены интернет-сайты с адресами: <данные изъяты> на которых в свободном доступе для неограниченного круга лиц осуществляется незаконная реализация алкогольной продукции. На указанных сайтах отражены способы доставки и продажи алкогольной продукции, в том числе в ночное время суток. Прямой запрет на дистанционную продажу алкогольной продукции установлен пунктом 5 продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная на интернет-сайтах информация находится в свободном доступе, в том числе для несовершеннолетних, побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, может способствовать их совершению. Информация, содержащаяся на вышеуказанных интернет-сайтах, содержит сведения о незаконном способе доставки и продажи алкогольной продукции в ночное время суток. Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеуказанным интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено». Административный истец просил признать информацию, размещенную на интернет-страницах <данные изъяты>, запрещенной к свободному распространению на территории Российской Федерации; направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.

В ходе рассмотрения дела представитель прокурора уточнил заявленные требования и просил признать информацию, размещенную на интернет-страницах ***, ***, ***, запрещенной к свободному распространению на территории Российской Федерации; направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования в уточненной формулировке поддержал и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в суд не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в иске отказать.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно частям 1-3, пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно частям 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции: несовершеннолетним.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ЗРТ "О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан" на территории Республики Татарстан не допускается розничная продажа алкогольной продукции (включая пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху): с 22 часов до 10 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на предприятиях общественного питания, отнесенных к типам "ресторан", "кафе", "бар" в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации, а также розничной продажи алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В соответствии с пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 612) не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, частью 3 статьи 13.15 и частью 2 статьи 13.21 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Частями 2 и 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом; розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.

Как видно из материалов дела, старшим помощником прокурора <адрес> ФИО2 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере незаконной реализации алкогольной продукции в сети «Интернет».

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки выявлены следующие интернет-сайты: ***, ***, ***. На данных сайтах (страницах) указаны конкретные способы доставки и продажи алкогольной продукции, в том числе в ночное время суток. Указанная информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, может способствовать их совершению.

Проверка показала, что продукция, указанная на вышеперечисленных сайтах (страницах), и предлагаемая к реализации, является алкогольной продукцией, за ее реализацию с нарушением установленных норм и правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Содержащаяся на интернет-страницах информация находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о незаконном способе доставки и продажи алкогольной продукции, в том числе в ночное время суток.

Сведений о включении вышеуказанных интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», а также о владельцах вышеуказанных сайтов суду не предоставлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам <данные изъяты> информации о продаже алкогольной продукции, в том числе в ночное время, нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг, в том числе несовершеннолетних.

    На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию о продаже алкогольной продукции, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам http://<данные изъяты>/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

    Поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то суд считает необходимым возложить на него обязанность по включению сайтов с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

    Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Управлению Роскомнадзора по <адрес> о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам:

<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ включить сайты с адресами <данные изъяты> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд <адрес>.

Судья Приволжского

районного суда <адрес> Старшая Ю.А.


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации

Республики Татарстан обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РТ о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запре...

Решение суда о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обратилось в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управл...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru