Решение суда о признании источника противопожарного водоснабжения бесхозяйной недвижимой вещью № 2-1534/2017 ~ М-781/2017

Дело № 2-1534/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2017 года Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Щеркиной Т.Р.

при секретаре Шагиахметовой Э.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, администрации г. Челябинска о признании источника противопожарного водоснабжения бесхозяйной недвижимой вещью,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – КУИиЗО г. Челябинска), администрации г. Челябинска о признании источника противопожарного водоснабжения (пожарный гидрант) б/н расположенного по адресу: <адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью; возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, администрацию г. Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта источника противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта) б/н, расположенного по адресу: <адрес>.

В обосновании иска указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что пожарный гидрант б/н, по <адрес> находится в неисправном состоянии и не учитывается в реестре муниципального имущества г. Челябинска. В связи с отсутствием собственника гидрантов не выполняются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, что может повлечь реальную угрозу возникновения пожара и нанесения ущерба окружающей природной среде и жизнедеятельности людей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Челябинска Осадчая О.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.

    Представители ответчиков администрации г. Челябинска, и КУИиЗО г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили (л.д. 31-32).

    Представитель третьего лица ФГКУ № 3 ОФПС по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил (л.д. 33).

Выслушав старшего помощника прокурора Центрального района г. Челябинска, исследовав все материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Центрального района г. Челябинска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что на территории <адрес>, расположен пожарный гидрант без номера в неисправном состоянии, в связи с чем не обеспечивает подачу воды. По указанным обстоятельствам прокуратурой составлен рапорт, акт проверки, справка о проведении проверки рабочего состояния пожарных гидрантов (л.д. 6-8, 15-16).

Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что органы местного самоуправления являются основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу п.п. 10, 14 п.1 ст. 8 Устава г.Челябинска к вопросам местного значения города Челябинска относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Челябинска, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Челябинска.

Исходя из п.п. 1, 2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения

.

Согласно п.2 ст. 62 этого же Федерального закона в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

На основании ст. 68 упомянутого Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары.

В соответствии с п.8.6 СП 8.13130.2009 «Свода Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления городского округа обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников противопожарного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей с пожарными гидрантами.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации указанного выше пожарного гидранта влечет неисполнение органом местного самоуправления обязательств по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования, а, следовательно, неисполнение обязанности органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, что ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц, представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций в городе.

В силу частей 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из содержания данной правовой нормы следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование, правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования на учет в качестве бесхозяйного, обладает также только орган местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 53961-2010. «Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний» под пожарным подземным гидрантом понимается устройство для отбора воды из водопроводной сети с помощью пожарной колонки.

В пункте 3.2 СП 8.13130.2009 «Свода Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» гидрантом признается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п.8.4 и принятием мер против замерзания воды в них (п. 8.6 СП 8.13130.2009).

Согласно п.1 ст. 127 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В этой связи гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидрант как недвижимое имущество.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Челябинской области в Едином государственном реестре недвижимости информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – пожарный гидрант б/н, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует. (л.д. 9).

По сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанный пожарный гидрант в реестре муниципального имущества г. Челябинска не значится (л.д. 11-14, 24). В реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, а также в реестре федерального имущества, пожарный гидрант б/н, расположенный по <адрес> в <адрес> также не значится (л.д. 26, 27).

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности заявленных прокурором обстоятельств о том, что спорный пожарный гидрант не имеет собственника и является бесхозяйной недвижимой вещью.

Согласно п. 4, 5 постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозных недвижимых вещей» принятие на учёт объектов недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.ст.225 и ст. 236 ГК РФ, осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Необращение органа местного самоуправления в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии спорного пожарного гидранта на учет как бесхозяйной недвижимой вещи свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Положение), утвержденным Постановлением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 № 45-п, Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск», а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности.

Согласно ст. 13 Положения основными задачами Комитета, в том числе, является обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

В силу ст. 14 Положения в рамках решения основных задач Комитет осуществляет следующие функции: осуществляет полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом за исключением функций, отнесенных к компетенции иных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска, а также должностных лиц Администрации города Челябинска; ведет реестры муниципального имущества г. Челябинска, оформляет документально выбытие и принятие имущества в муниципальную казну г. Челябинска, подает заявления от имени муниципального образования «город Челябинск» о государственной регистрации возникновения, прекращения, перехода права муниципальной собственности на недвижимое имущество, о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования «город Челябинск».

Таким образом, исковые требования прокурора Центрального района г.Челябинска подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать источник противопожарного водоснабжения (пожарный гидрант) без номера, расположенный по адресу: <адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью.

Обязать комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта источника противопожарного водоснабжения ( пожарного гидранта) без номера, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий п/п Т.Р. Щеркина

Копия верна.

Судья:                                 Т.Р. Щеркина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании неустойки

Думендяк М.Н. обратился в суд с иском к ОАО «САК «Энергогарант» о взыскании неустойки в размере 113250 руб., расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., ссылаясь в обоснование требований на несвоевременную выплату ответчиком страх...

Решение суда о взыскании неосновательного обогащения

Еперин В.Л. обратился в суд с иском к Галееву Р.Н., Епериной В.Н. и с учетом уточнений просил о взыскании неосновательного обогащения в размере 160 015, 47 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с дд.мм.гггг. в размер...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru