Решение суда о расторжении служебного контракта и увольнении, применении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда № 2-4222/2017 ~ М-3052/2017

Дело № 2-4222/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2017 г.                                г.Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи                             Савченко Е.А.

при секретаре                                     Бубиной А.С.

с участием пом.прокурора Хабаровской транспортной прокуратуры        ФИО4

истца                                            ФИО1

представителя истца по ордеру                            ФИО5

представителей ответчика Хабаровской таможни по доверенности        ФИО6

                                            ФИО7

                                            ФИО8

                                            Те А.Б.    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Хабаровской таможне о признании незаконными приказов о расторжении служебного контракта и увольнении, применении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Хабаровской таможне о признании незаконными приказов о расторжении служебного контракта и увольнении, применении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в соответствии с Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в Хабаровскую таможню и назначен на государственную должность федеральной государственной службы старшим таможенным инспектором отдела тарифного и нетарифного регулирования. В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №-к ФИО1 был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста. Приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1» ФИО1 был уволен в связи с утратой доверия, на основании п.1.1 части 1 статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Основанием к увольнению ФИО1 послужил приказ Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КМ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1». Из указанного Приказа следует, что причиной применения взыскания в отношении ФИО1 в виде увольнения послужила проверка, в результате которой, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты>. старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста ФИО1 находясь в помещении служебного кабинета № ОТОиТК №, расположенного по адресу: <адрес> лично получил взятку, в виде денег в размере <данные изъяты> от специалиста по таможенному оформлению ООО «Восточные рубежи» ФИО9, за совершение действий (бездействий) в ее пользу при осуществлении таможенного контроля по поступившим в ОТОиТК № декларациям на товары № и № участника внешнеэкономической деятельности ООО «АМУР АНТИКОР»». Какие-либо доказательства, подтверждающие указанные выше обстоятельства отсутствуют. В Приказе №-КМ в качестве обоснования применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде увольнения приводится ссылка на проверку, проведенную в отношении ФИО1 По результатам указанной проверки составлено Заключение о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Из текста Заключения следует, что основанием полагать, что ФИО1 совершил действия, описанные в Приказе №-КМ, послужило только лишь Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 и принятии его к производству № от ДД.ММ.ГГГГ Иные основания полагать, что ФИО1 совершил какие-либо коррупционные действия, по получению взятки, отсутствуют. Предварительное расследование по возбужденному уголовному делу не завершено, дело в суд не направлено, приговор по делу не постановлен. Какие-либо факты обращения к ФИО1 в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений либо существование иных событий, позволяющих делать вывод о наличии (возможности возникновения) конфликта интересов отсутствуют, денежные средства от ФИО9 не получал. Кроме того, Хабаровской таможней в рамках проведения проверки не были получены пояснения ФИО9

Полагает Приказ Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-К «О расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1», а также Приказ Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КМ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» незаконными. Кроме того, Хабаровской таможней нарушен шестимесячный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный ст. 193 ТК РФ, поскольку в соответствии с п.5 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений» должностные лица таможенных органов с момента обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения заполняют уведомление на имя начальника таможенного органа. Срок, в течение которого должностное лицо должно подать соответствующее уведомление установлен п.7 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № и не должен превышать одни сутки с момента факта обращения каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Таким образом, ФИО1 обязан был подать соответствующее уведомление не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обращение к ФИО1, по мнению Хабаровской таможни, имело место ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, дисциплинарное правонарушение имело место ДД.ММ.ГГГГ Согласно ч. 3 ст. 59.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

В связи с изложенным, с учетом увеличения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд признать незаконными Приказ Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №- К «О расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1» и Приказ Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КМ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1»; Восстановить ФИО1 на работе в Хабаровской таможне в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни, взыскать с Хабаровской таможни в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда <данные изъяты>

В судебное заседание истец, его представитель обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили. Просили требования удовлетворить, поскольку истец добросовестно исполнял свои должностные обязанности, противоправного поведения не допускал. Указал о том, что в октябре 2016г. фактов обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений не было, о предоставленных ему в дар алкогольных напитках руководству не сообщал.

Представители ответчика в судебном заседания требования не признали, в обоснование своих возражений указали, что согласно приказу Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КМ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ к ФИО1 на основании статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по результатам проведенной в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, проверки применено дисциплинарное взыскание в виде «увольнения по утрате доверия». В соответствии с приказом Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-К «О расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с утратой доверия (пункт 1.1 части 1 статьи 37 ФЗ № 79-ФЗ). В соответствии с пунктом 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №, в связи с возбуждением ДД.ММ.ГГГГ уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации и отсутствием уведомлений о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения и уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, на основании докладной записки отдела инспектирования и профилактики правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки», в соответствии с приказом Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ. № «О проведении проверки» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения обязанностей, установленных статьями 9 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ № 273-ФЗ), старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста (в период с ДД.ММ.ГГГГ по 1 ДД.ММ.ГГГГ временно назначенный на необусловленную служебным контрактом должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Хабаровск) референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ отделом по противодействию коррупции в отдел инспектирования и профилактики правонарушений представлена копия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Согласно Постановлению в отношении старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста (временно назначенный на необусловленную служебным контрактом должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Хабаровск) ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 Уголовного кодекса РФ «Получение взятки в значительном размере».

В Постановлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста (далее - ОТОиТК №) ФИО1 находясь в помещении служебного кабинета № ОТОиТК №, расположенного по адресу: <адрес> лично получил взятку в виде денег в размере <данные изъяты> от специалиста по таможенному оформлению ООО «Восточные рубежи» ФИО9, за совершение действий (бездействий) в ее пользу при осуществлении таможенного контроля по поступившим в ОТОиТК № декларациям на товары № и № участника внешнеэкономической деятельности ООО «АМУР АНТИКОР». В октябре 2016 года старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста ФИО1 уведомление о факте обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, предусмотренного Порядком уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденным приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок №), и уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, предусмотренное Порядком, уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденным приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок №), представителю нанимателя не направлялись. Таким образом, выявлен факт ненадлежащего исполнения старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста (временно назначенный на необусловленную служебным контрактом должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Хабаровск) ФИО1 обязанностей, уставленных статьями 9 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части не уведомления начальника таможни о факте обращения к нему специалиста по таможенному оформлению ООО «Восточные рубежи» в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения и не уведомления начальника таможни о возникшем конфликте интересов.

В настоящее время Хабаровским следственным отделом на транспорте ДВ СУ на транспорте СК России расследуется уголовное дело, возбужденное по представленным в соответствии с действующим законодательством отделом по противодействию коррупции Хабаровской таможни материалам, по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации «Получение взятки в значительном размере». В отношении ФИО1 избрана мера пресечения в виде «домашнего ареста». Отделом по противодействию коррупции Хабаровской таможни совместно с СЭБ УФСБ по <адрес> ведется оперативное сопровождение данного уголовного дела. В связи с изложенным, просили в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым в заявленных требованиях отказать в полном объеме, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Вопросы, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, включая порядок назначения на должность и освобождения от должности федерального государственного гражданского служащего, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (далее Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (статьи 2, 3, 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу в Хабаровской таможне, что подтверждается записями в трудовой книжке ВТ №, а также приказами о назначении на должности.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. №-к ФИО1 был назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность федеральной государственной гражданкой службы старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни.

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. временно назначен на необусловленную служебным контрактом должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Хабаровск.

Согласно приказу Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КМ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ к ФИО1 на основании статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по результатам проведенной в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, проверки применено дисциплинарное взыскание в виде «увольнения по утрате доверия».

Указанным приказом установлено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» в связи с возбуждением ДД.ММ.ГГГГ уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 Уголовного кодекса РФ на основании докладной записки отдела инспектирования и профилактики правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки» в Хабаровской таможне в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста (временно назначенный на необусловленную служебным контрактом должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Хабаровск) референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО1 обязанностей, установленных статьями 9 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста (далее - ОТОиТК №) ФИО1 находясь в помещении служебного кабинета № ОТОиТК №, расположенною по адресу: <адрес> лично, получил взятку, в виде денег в размере <данные изъяты> от специалиста по таможенному оформлению ООО «Восточные рубежи» ФИО9, за совершение действий (бездействий) в ее пользу при осуществлении таможенного контроля по поступившим в ОТОиТК № декларациям па товары № и № участника внешнеэкономической деятельности ООО «АМУР АНТИКОР». В октябре ДД.ММ.ГГГГ года старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста ФИО1 уведомление о факте обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, предусмотренного Порядком уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденным приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. №, и уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, предусмотренное Порядком, уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденным приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, представителю нанимателя не направлялись. Таким образом, старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста (временно назначенный на необусловленную служебным контрактом должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Хабаровск) ФИО1 в октябре 2016 года не исполнены обязанности, установленные статьями 9 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ 57 «Об утверждении порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений» и приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ 537 «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения»». С указанным приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ., копию приказа получил.

В соответствии с приказом Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-К «О расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с утратой доверия (пункт 1.1 части 1 статьи 37 ФЗ № 79-ФЗ).

В данном случае увольнение является одной из мер дисциплинарной ответственности.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель (юридическое лицо) в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые организационные решения, в частности кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения.

На основании п. 1 и 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.Положениями ст. 16 указанного Закона определено, что при исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны: соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (пп. 1); исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа (пп. 3).

Исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации (п. 2).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 31-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1275-О).

Ограничения и обязательства, налагаемые на государственных гражданских служащих, предусмотрены иными нормами указанного Федерального закона. Так, часть 1 его статьи 15 закрепляет основные обязанности государственного гражданского служащего, в частности обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным Федеральным законом и другими федеральными законами (пункт 11), и сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 12).

Пункт 10 части 1 статьи 16 "Ограничения, связанные с гражданской службой" названного Федерального закона закрепляет, что гражданский служащий не может находиться на службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно положениям п. 1 и п. 5 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера (подпункты "м", "н", "о" пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 885).

Пунктом 1.1. части 1 статьи 37 ФЗ 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

На основании ст. 19 данного закона, конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1858-О).

Предусмотрев, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в статье 59.3 того же Федерального закона установил порядок применения данного взыскания.

В силу ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Как следует из приказа и пояснений стороны ответчика, ФИО1 уволен в связи с невыполнением обязательств, установленных законом и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

ФИО1 был ознакомлен со своим должностным регламентом, и обязан его соблюдать.

Как требует пункт 1 статьи 94 ТК ТС, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, в силу пункта 3 статьи 150 ТК ТС подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС.

Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа производится в соответствии со статьей 115 ТК ТС с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении таможенного контроля по поступившим в ОТОиТК № декларациям № и № на товары участника внешнеэкономической деятельности ООО «Амур Антикор» с целью проверки заявленной таможенной стоимости назначил дополнительную проверку, по результатам которой, указав в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара ДД.ММ.ГГГГ., при наличии определенного профиля риска, не приняв решение о корректировке товара выпустил товар в оборот.

Истец не оспаривал факт проведения таможенного контроля вышеуказанного товара участника внешнеэкономической деятельности ООО «Амур Антикор».

Из представленной Хабаровской таможней видеозаписи следует, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО10 получил определенную денежную сумму, а также получал от неизвестных лиц алкогольные напитки, которые в последующем распределялись между между работниками отдела, в том числе и ФИО10, не уведомляя работодателя о вышеуказанных обстоятельствах.

Применительно к гражданской службе под утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения гражданским служащим действий (бездействия), которые порождают у представителя нанимателя обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

При этом ч. 3. ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 11 ФЗ № 273-ФЗ установлено, что непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В таможенных органах порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений определен приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений».

В соответствии с п.2 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений» установлено, что должностные лица таможенных органов Российской Федерации (далее - должностные лица таможенных органов) обязаны уведомлять начальников таможенных органов обо всех случаях непосредственного обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Согласно пункту 4 Порядка № невыполнение должностным лицом таможенного органа обязанности по уведомлению начальника таможенного органа о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, кроме случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. старшим следователем Хабаровского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ. Из содержания указанного постановления, судом установлено, что отделом по противодействию коррупции в отдел инспектирования и профилактики правонарушений копия указанного Постановления о возбуждении уголовного дела представлена ДД.ММ.ГГГГ.

На основании докладной записки от ДД.ММ.ГГГГ. № начальником отдела инспектирования и профилактики правонарушений предложено назначить проверку соблюдения старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Хабаровского таможенного поста ФИО1 обязанности, установленной ст. 9 и 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

На основании указанной докладной записки вынесен приказ № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым принято решение провести проверку исполнения ФИО1 обязанностей, установленных ст. 9 и 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 предоставлена служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ. № с просьбой в срок до 17-00ч. ДД.ММ.ГГГГ предоставить пояснения, в том числе по вопросу не предоставления в октябре ДД.ММ.ГГГГ. уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Исходя из материалов дела следует, что ФИО1 ознакомлен с нормативными документами, регламентирующими порядок получения подарков в связи с должностным положением государственных служащих таможенных органов, с требованиями к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, с порядком уведомления руководства о фактах обращения в целях склонениях государственных служащих таможенных органов к совершению коррупционных правонарушений, с кодексом этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ, с положениями ст.ст. 9 и 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ. и Приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ. под роспись.

Из пояснений истца следует, что в октябре ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не были известны случаи склонения к совершению коррупционных правонарушений. Дополнительных пояснений не представил.

На основании заключения о результатах проверки от 11.05.2017г. установлено применить в отношении ФИО1 меры дисциплинарного взыскания, установленные ст. 59.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе РФ».

ДД.ММ.ГГГГ. служебный контракт с истцом расторгнут в связи с утратой доверия по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (запись в трудовой книжке №).

При рассмотрении дела, изложенные в результатах служебной проверки факты нашли свое подтверждение, поскольку ФИО1 своими действиями дискредитировал государственных служащих таможенных органов Российской Федерации, наносил ущерб авторитету и репутации должностных лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к ФИО1 такого вида дисциплинарного взыскания, как увольнение. Указанные обстоятельства, а именно действия ФИО1, влекущие утрату доверия, не уведомления начальника таможенного органа о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений подтверждаются видеозаписью, исследованной в ходе судебного разбирательства, из которой видно все факты, отраженные в заключении служебной проверки, а также в постановлении о возбуждении уголовного дела.

В нарушение вышеуказанных норм обязанность об отсутствии уведомлении работодателя о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений ФИО1 не была исполнена.

В случае совершения коррупционного правонарушения при прохождении государственной гражданской службы, когда под угрозу ставятся интересы Российской Федерации, а закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение с государственной гражданской службы, у нанимателя возможность такого произвольного усмотрения отсутствует,

При этом доводы истца о том, что ответчиком, в нарушение требований ст. 193 ТК РФ, согласно которой дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, пропущен срок привлечения к дисциплинарной ответственности, судом отклоняется в силу следующего.

В соответствии со статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом, взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Судом установлено, что докладная записка от начальника отдела инспектирования и профилактики правонарушений поступила начальнику Хабаровской таможни 03.05.2017г., из содержания которой усматривается, что копия постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ. поступила в отдел по противодействию коррупции только 03.05.2017г.. таким образом, следует срок следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, когда ответчику стало известно о факте дисциплинарного проступка.

ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности, т.е. в течение срока, установленного законом для применения дисциплинарного взыскания.

Доводы истца о том, что руководящему составу Хабаровской таможни стало известно о событиях, имевших место быть ДД.ММ.ГГГГ. судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права. Судом установлено, что видеозапись совершенного ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 деяния, по факту которого в настоящее время возбуждено уголовное дело была получена в рамках ОРД. Начальник отдела по противодействию коррупции Хабаровскому таможни службы по противодействию коррупции ДВТ непосредственно подчиняется начальнику службы ДВТУ и находится в прямом подчинении начальника Управления по противодействию коррупции ФТС России, т.е. является самостоятельным должностным лицом, указанный отдел в подчинении начальника Хабаровской таможни не находится, за исключение лишь финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, работодателю достоверно стало известно о фактах, имевших место быть лишь при поступлении постановления о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, поскольку факт нарушения истцом требований, предъявляемых к государственному гражданскому служащему законодательством о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, у работодателя имелись законные основания для расторжения с ФИО1 служебного контракта в связи с утратой доверия.

Поскольку судом было установлено совершение истцом нарушений, являющихся основанием к увольнению, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", процедура и порядок увольнения ФИО1 с государственной гражданской службы соблюдены, суд приходит к выводу о законности приказа N 866-КМ от ДД.ММ.ГГГГ. о применении дисциплинарного взыскания к ФИО1, приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГ. о расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1 с должности федеральной государственной гражданской службы и отсутствии правовых оснований для восстановления его в ранее занимаемой должности, выплате денежного содержания за время вынужденного прогула. Требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.

Поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения его трудовых прав со стороны работодателя, суд на основании ст. 151 ГК РФ, 237 Трудового кодекса РФ приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Поскольку судом не установлен факт нарушения трудовых прав истца, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Хабаровской таможне о признании незаконными приказов о расторжении служебного контракта и увольнении, применении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом ДД.ММ.ГГГГ решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>

Копия верна:

Председательствующий:         Савченко Е.А.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА:

Решение суда о компенсации сверх возмещения вреда, компенсации морального вреда

Мщенко Д.Д. обратился с вышеназванным иском, указав, что состоял в трудовых отношениях с ООО «СибРегионСвет» в должности электромонтажника по кабельным сетям. Летом 2016 г. в составе бригады выполнял электромонтажные работы в строящемся торговом к...

Решение суда о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.В обоснование заявленных требований указал на то, что с дд.мм.гггг состоял с ФГУП «Почта России» в...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru