Решение суда о признании права собственности на земельный участок, № 2-5166/2017 ~ М-4082/2017

Дело № 2-5166/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2017 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарисламовой Г. Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Шарисламова Г.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ, УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок общей площадью 417 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указала, что является членом огородно-садоводческого товарищества, в котором расположен испрашиваемый в собственность земельный участок. Земельный участок был предоставлен садоводческому товариществу в ДД.ММ.ГГГГ году. Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в чем истцу было отказано. Считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.

Истец Шарисламова Г.Ф., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца по доверенности Киньягулов А.Ф., действующий также как представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, ТСН «Коллективный сад № 4» (председатель), в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Ильясова Э.Н. иск не признала.

Представители ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, ОСТ ОАО УМПО, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика, третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в иске на основании следующего.

Как установлено в судебном заседании, истец с ДД.ММ.ГГГГ года является членом ОСТ ОАО УМПО, ей предоставлен в пользование для ведения садоводства земельный участок №.

Как усматривается из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, указанный земельный участок площадью 417 +/-7 кв.м относится к категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под плодоягодный сад.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок для садоводства предоставлен заводу УМЗ, при котором создано садоводческое товарищество, правопреемником которого является ОСТ ОАО УМПО, на основании решений исполкома Черниковского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, акта об отводе в натуре границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время земельный участок предоставлен ОСТ ОАО УМПО в аренду.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 2. ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 2.7. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2.8. ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

На основании п. 2.10 ст. 3 данного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Как усматривается из материалов дела, Шарисламова Г.Ф. обратилась в Администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого садового земельного участка.

На данное обращение УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ истцу было отказано письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ.

Считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.

Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).

Как усматривается из разъяснений, данных в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 года, по смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно чч. 3, 4 и 9 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Таким образом, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Как установлено судом, Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в <адрес>, которым определено развитие указанного района.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (с последующими редакциями), в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд были зарезервированы земли в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан, а также была утверждена схема размещения резервируемых земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд, определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Срок резервирования определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в соответствии с надлежащими документами территориального планирования, спорный земельный участок частично входит в территорию, предназначенную для размещения инженерной и транспортной инфраструктур для муниципальных нужд, что подтверждается выкопировкой из Приложения № к решению Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан №.

Следовательно, на день обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истцу.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Шарисламовой Г. Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок общей площадью 417 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы РБ.

Судья Бикчурина О.В.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании права собственности на земельный участок,

Ахметов А.В. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ, УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок общей площадью 1 126 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: .В обоснование иска указал, ...

Решение суда о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации

Соловьев В.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственност...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru