Решение суда о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, № 2а-2047/2017 ~ М-1994/2017

                Дело №2а-2047/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2017 года                                                                         город Казань

Московский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Солдатовой С.В.,

при секретаре Семиной А.В.,

с участием представителя административного истца Якуповой Л.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, административного ответчика Шайхутдинова Р.А., представителя заинтересованного лица Митрофановой В.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Шайхутдинову Р.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Шайхутдинову Р.А. о взыскании задолженности по страховым взносам.

В обоснование административного иска указано, что Шайхутдинов Р.А. в установленный срок не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В связи с чем, административный истец просит взыскать с Шайхутдинова Р.А. задолженность по страховым взносам в размере 22261,38 руб. и пени в размере 791,76 руб.

Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

Административный ответчик в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что с 2008 года и до настоящего времени осуществляет адвокатскую деятельность, страховые взносы не оплачивает, поскольку не согласен с размером страхового взноса и с самим законом.

Представитель заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда по <адрес> в судебном заседании административные исковые требования поддержала, пояснила, что Шайхутдинов Р.А. осуществляет адвокатскую деятельность, в связи с чем, обязан уплачивать страховые взносы. За административным ответчиком числится недоимка по страховым взносам за 2015 года, которые необходимо было оплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

         В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

         Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование » полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.

Пунктом 5 статьи 18 названного Федерального закона N 250-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон N 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Однако при этом согласно статье 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, должен продолжать осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.

Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ данные действия осуществляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации и подлежит применению порядок, установленный Законом N 212-ФЗ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся и индивидуальные предприниматели.

            Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 названной статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

      Исходя из положений части 4.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

(см. текст в предыдущей редакции)       В соответствии с частью 5 статьи 18 указанного закона обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня внесения физическим лицом наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации либо в организацию почтовой связи для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации).

         Неисполнение плательщиком обязательств по уплате страховых взносов является основанием для начисления пени на сумму задолженности, как это предусмотрено статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ.

Как определено в части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ, пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными комментируемым Законом сроки.

Вышеуказанной статьей предусмотрен порядок начисления суммы пени за неоплату в срок, установленный положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ, страховых взносов на обязательное и медицинское страхование.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов за исключение случаев, прямо указанных в ст. 25 Закона 212-ФЗ, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Неуплата страховых взносов в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного истцом в результате несвоевременного внесения страхового взноса.

Поэтому истец вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страхового взноса.

Судом установлено, что Шайхутдинов Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет адвокатскую деятельность, в связи с чем, обязан был уплачивать страховые взносы. Однако за ДД.ММ.ГГГГ год Шайхутдиновым Р.А. не уплачены страховые взносы в размере 22261,38 руб., в том числе 18610,8 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 3650,58 руб. на обязательное медицинское страхование. В связи с просрочкой уплаты страховых взносов на основную задолженность за 2015 год начислены пени в размере 791,76 руб., в том числе 661,92 руб. на недоимку по страховым взносам, 129,84 руб. на недоимку по страховым взносам в ФФОМС.

ДД.ММ.ГГГГ Шайхутдинову Р.А. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней (л.д.7). Однако, требование административного истца оставлено без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № по Московскому судебному району <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам (л.д.10), который ДД.ММ.ГГГГ отменен (л.д.5), в связи с поступившими от Шайхутдинова Р.А. возражениями относительно его исполнения.

Обоснованность требований административного истца подтверждается представленными требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, реестром почтовых отправлений, подтверждающих направление административному ответчику требований управления пенсионного фонда.

Размер взыскиваемых сумм рассчитан правильно, административным ответчиком предметно не оспорен, доказательств обратного суду не представлено.

До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена, что дает суду основание полагать, что должник уклоняется от возложенной на него обязанности по уплате страховых взносов.

Не согласие административного ответчика с размером страховых взносов и с законом, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по уплате страховых взносов адвокатом в фиксированном размере установлена Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Эта обязанность возникает в силу факта приобретения физическим лицом статуса адвоката и прекращается с момента прекращения данного статуса. Основания освобождения плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ, установлены пунктом 6 статьи 14 указанного Закона. Однако, такое основание, как несогласие с размером страховых взносов, в перечень этих оснований не включено. Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование. Доказательств иных обстоятельств, исключительного характера, ответчиком не представлено.

В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что отнесение индивидуальных предпринимателей и адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 223-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1179-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 226-О-О).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1953-О, особый порядок исчисления страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, рассчитываемой с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ), предусмотрен федеральным законодателем с учетом особенности правового статуса лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой). Поскольку размер трудовых пенсий всех застрахованных лиц, включая индивидуальных предпринимателей, исчисляется с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (статьи 14, 15 и 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), законодатель установил единый для всех страхователей тариф страховых взносов, который в части, касающейся страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, составляет 26 процентов (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Такое правовое регулирование, предоставляющее лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, к числу которых отнесены и адвокаты, возможность формировать свои пенсионные права в рамках системы обязательного пенсионного страхования, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права и противоречащее конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы по общим тарифам (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 названного Федерального закона; пункт 2 части 1 статьи 5, статья 12, части 1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ).

Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.

При таких обстоятельствах, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1953-О, нет оснований полагать, что правовое регулирование, возлагающее на адвокатов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, обязанность по уплате фиксированного размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, исчисленного с учетом минимального размера оплаты труда, ущемляет их конституционные права и приводит к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, с Шайхутдинова Р.А. подлежит взыскать задолженность по страховым взносам в размере 22261,38 руб. и пени в размере 791,76 руб.

В силу статьи 114 Кодекса административного производства Российской Федерации, с Шайхутдинова Р.А. подлежит взыскать в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 891,59 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> удовлетворить.

Взыскать с Шайхутдинова Р.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по страховым взносам в размере 22261,38 руб., пени в размере 791,76 руб.

Взыскать с Шайхутдинова Р.А. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 891,59 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через Московский районный суд г.Казани Республики Татарстан.

Судья                                                                         Солдатова С.В.


 

Судебная практика по взысканию страховых взносов:

Решение суда о взыскании задолженности по пени за счет имущества налогоплательщика

Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Н. Новгорода обратилась в суд с административным иском к Ушаковой Г.А. о взыскании задолженности по пени за счет имущества налогоплательщика.В обоснование иска указав, что Ушакова Г.А. осуществляя предп...

Решение суда о взыскании задолженности,

МИФНС РФ № 13 по г. Новосибирску обратилась в суд с административным иском к Савельевой Л.В. указав при этом следующее. Савельева Л.В., в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страхова...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru