Приговор суда по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ № 1-280/2017 | Мошенничество при получении выплат

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 27 сентября 2017 года

Советский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Балыкиной Е.В.

с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Советского района г. Самары ФИО3,

представителей потерпевшего – Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО4, Управления ПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары – ФИО18, Потерпевший №1, ФИО17,

подсудимого ФИО1,

защитника – адвоката ФИО5, представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. Березовка Куйбышевской области, гражданина РФ, имеющего средне-техническое образование, вдовца, работающего авиатехником ЗАО «Авиакор-Сервис», инвалида 2 группы, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>1, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 совершил мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении компенсаций и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, в крупном размере, при следующих обстоятельствах.

Так, Закон РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тесту - Закон) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Согласно ст. 3 указанного Закона гражданам РФ гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

ФИО1, входивший в 1986 году в состав летного отряда Куйбышевского авиационного завода (в н.в. ОАО «Авиакор-авиационный завод»), будучи осведомленным о правах на вышеуказанные и другие выплаты и меры социальной поддержки со стороны государства, на основании заявления от 18.09.1997 года, письма №153/39 от 26.08.1997 года со стороны ПКАФ «Авиакор», а также справки №153/43 от 28.08.1997 года со стороны ПКАФ «Авиакор», при неустановленных обстоятельствах, не имея на то законных оснований, получил в Главном управлении труда администрации Самарской области удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А №823447 от 24.09.1997 года как сотрудник летно-подъемного (инженерно-технического) состава гражданской авиации, якобы привлеченный в период 1986-1987 годов для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, после чего в неустановленном размере начал получать социальную поддержку в виде денежных компенсаций и иных социальных выплат, которыми завладел и распорядился по своему усмотрению.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.10.1999 года №1773-р ФИО1, как и все другие граждане, получившие статус участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, для дальнейшего получения денежных компенсаций и иных социальных выплат, должен был обменять полученное ранее удостоверение серии А №823447 от 24.09.1997 года на удостоверение нового образца. Вместе с тем, согласно п.4 Положения (далее по тексту - Положение) «О порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Приказов МЧС РФ №61, Минтруда РФ №262, Минфина РФ №96н от 13.11.2000 года; МЧС РФ №41, Минтруда РФ №26, Минфина РФ №12н от 27.01.2004 года) для получения удостоверения граждане должны были предоставить в соответствующий государственный орган заявление о выдаче удостоверения нового образца, копию ранее выданного удостоверения, а также один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, согласно Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проводимых в период с 26.04.1986 года по 31.12.1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ 13.08.1993 года №5625-1).

При этом, ФИО1 был осведомлен о том факте, что к категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, относятся члены летно-подъемного (инженерно-технического) состава гражданской авиации, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, ФИО1 осознавал, что для отнесения к данной категории ему необходимо было непосредственно находиться в зоне отчуждения (30-километровой зоне вокруг ЧАЭС, загрязненной радиоактивными веществами), где он никогда фактически не был, а также выполнять там работы из списка, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 13.08.1993 года №5625-I, которые признавались таковыми, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти, которое на Куйбышевский авиационный завод не поступало.

Не позднее 06.02.2003 года ФИО1 принял решение о хищении денежных средств из бюджета РФ при получении компенсаций и иных социальных выплат, установленных Законом, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, а также умолчания об обстоятельствах, исключающих получение данных выплат, а именно, что он фактически никогда не находился в 30-километровой зоне отчуждения и не выполнял там каких-либо работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С целью подтверждения фиктивного статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и хищения компенсаций и иных социальных выплат от государства, не позднее 06.02.2003 года, точная дата не установлена, ФИО1, осознавая, что никогда не был в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и не выполнял там работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратился к своему коллеге ФИО8 о внесении его в поддельный бланк задания на полет Куйбышевского авиационного завода в качестве авиатехника воздушного судна, в содержании которого имелись заведомо ложные и недостоверные данные о совершении всеми членами экипажа, которые будут вписаны в задание, включая его (ФИО1), полета в 30-километровую зону отчуждения Чернобыльской АЭС и выполнения там соответствующих работ.

Не позднее 06.02.2003 года ФИО1, продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на хищение, путем получения пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, как якобы участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, денежных средств государства, при неустановленных обстоятельствах получил от ФИО8 нотариально заверенную копию задания на полет №918 от 18.09.1986 года самолета Ан-8 №55502 Куйбышевского авиационного завода с уже проставленными неустановленными лицами при неустановленных обстоятельствах необходимыми отметками и печатями, в содержании которого имелись недостоверные сведения, о совершении всеми членами экипажа, в который ФИО1 был включен в качестве авиатехника, полета по маршруту «Куйбышев-Борисполь-Припять-Куйбышев», с отметкой о посадке 18.09.1986 года на грунтовый аэродром г.Припять в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, осознавая необходимость получения удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца взамен старого, с целью дальнейшего хищения денежных средств государства путем получения компенсаций и иных социальных выплат, предусмотренных Законом, действуя умышленно, обратился в Главное управление труда Администрации Самарской области с соответствующим заявлением и в качестве документа, подтверждающего фактическое нахождение в зоне отчуждения и участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предоставил, в том числе, копию поддельного задания на полет №918 от 18.09.1986 года самолета Ан-8 №55502 Куйбышевского авиационного завода по маршруту «Куйбышев-Борисполь-Припять-Куйбышев» с отметкой о посадке на грунтовый аэродром г.Припять в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, в котором ФИО1 был включен в состав экипажа в качестве авиатехника. При этом, подавая данное поддельное полетное задание, ФИО1 осознавал, что сведения, отраженные в его содержании не соответствуют действительности, так как он никогда не был в 30-километровой зоне отчуждения и не выполнял там работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Сведения в указанном задании о фактах совершения полета и нахождения в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС не соответствовали действительности, поскольку указанный полет никогда не производился (летный отряд Куйбышевского авиационного завода не направлялся в г.Припять Киевской области Украинской ССР. Распорядительные документы Министерства авиационного машиностроения СССР либо Правительственной комиссии о направлении сотрудников летного отряда Куйбышевского авиационного завода в 30-километровую зону отчуждения на предприятие не направлялись и не поступали) и не мог быть осуществлен в связи с особенностями характеристик аэродрома в г.Припять и их несоответствием техническим требованиям самолета Ан-8 в части взлета-посадки.

В результате указанных противоправных действий в не установленные следствием дату и время сотрудники Главного управления труда Администрации Самарской области, введенные в заблуждение не соответствующими действительности сведениями в поддельном задании на полет №918, предоставленном ФИО7, выдали последнему удостоверение нового образца серии Р №251311 от 02.02.2004 года как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, после чего он получил право на меры государственной социальной поддержки в виде денежных компенсаций и иных социальных выплат.

Незаконно получив удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии Р №251311 от 02.02.2004 года, выданное Главным управлением труда Администрации Самарской области на основании заведомо подложных и недостоверных сведений о пребывании ФИО1 в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС в 1986 году, ДД.ММ.ГГГГ последний обратился в Управление социальной защиты населения Советского района г.Самары, осуществляющее государственную социальную защиту населения, с заявлением о выплате денежной компенсации, приложив копию вышеуказанного удостоверения, а также предоставив в не установленное следствием время номер счета в Сбербанке России №, на который следует перечислять ему положенные выплаты.

Кроме того, с 01.01.2005 года льготы для ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС были заменены на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ), которая назначалась на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ. В результате с 01.01.2005 года на основании сведений Минздравсоцразвития по Самарской области (без заявления ФИО1), последнему была назначена ЕДВ в размере 1 000 рублей в месяц как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, которая впоследствии неоднократно индексировалась.

В результате вышеуказанных противоправных действий, в соответствии с положениями федерального законодательства, ФИО1 из Бюджета РФ осуществлены выплаты:

1. По линии Минсоцдемографии Самарской области на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ:

- в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года №1244-1 ФИО1 как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено 178 010,31 рубля. Денежные средства с 01.04.2005 года по 31.08.2013 года перечислены в полном объеме министерством на отделение почтовой связи, с 01.09.2013 года по 31.05.2017 года в Самарское отделение Поволжского банка ПАО «Сбербанка России» на банковский счет ФИО1 №42306810254407622142;

- в соответствии с Законом Самарской области от 10.07.2008 года №71-ГД ФИО1 как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено 46 912,11 рубля. Денежные средства за период с 01.08.2008 года по 31.12.2016 года были в полном объеме перечислены на отделение почтовой связи по месту регистрации в Советском районе г.Самары;

- в соответствии с Законом Самарской области от 26.12.2016 года №143-ГД ФИО1 как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. с 01.04.2017 года по 31.05.2017 года выплачено 1 039,70 рублей. Денежные средства перечислены на отделение почтовой связи по месту регистрации в Советском районе г.Самары в полном объеме.

Общий объем денежных выплат ФИО1 из средств федерального бюджета по линии Минсоцдемографии Самарской области, как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в период с 01.04.2005 года по 12.05.2017 года, составил 225 962,12 рублей.

2. По линии Управления ПФР в Октябрьском и Советском районах г.о.Самары с 01.01.2005 года по 12.05.2017 года:

- надбавка к пенсии как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году в период 01.01.2010 года по 12.05.2017 года в размере 84 241,01 рубля (на основании заявления ФИО1 от 02.04.2010 года (рег.№219340) о перерасчете пенсии по наиболее выгодному варианту валоризации (процент от пенсионного капитала));

- ежемесячная денежная выплата взамен льгот в период 01.01.2005 года по 12.05.2017 года (ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС в 86-87г.) в размере 253 555,16 рублей.

Общий объем денежных выплат ФИО27 за период с 01.01.2005 года по 12.05.2017 года как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году со стороны Управления ПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары составил 337 796,17 рублей, которые выплачивались Макарову Е.А. в почтовом отделении №443023 Советского района г.Самары по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, д. 23.

После поступлений денежных средств со стороны Минсоцдемографии Самарской области и Управления ПФР в Советском районе г.о. Самары на указанный расчетный счет Макаров Е.А. в наличной форме снимал их в различных отделениях Сбербанка России в Советском районе г. Самары, а также получал их в соответствующем отделении почтовой связи по месту регистрации в Советском районе г. Самары (также выдавались сотрудниками отделения почтовой связи по месту регистрации ФИО1 в Советском районе г. Самары), после чего незаконно завладел ими и распорядился по своему усмотрению. При этом ФИО1 не обращался в указанные государственные учреждения с соответствующим заявлением о приостановлении социальных выплат в связи с тем, что он фактически никогда не находился в 30-километровой зоне отчуждения и не выполнял там каких-либо работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и тем самым умолчал об обстоятельствах, исключающих получение данных выплат.

Таким образом, ФИО1 в результате своих умышленных преступных действий в период с 01.01.2005 года по 12.05.2017 года безвозмездно получил денежные компенсации и иные социальные выплаты в общем размере 563 758,29 рублей, чем причинил федеральному бюджету РФ в лице Минсоцдемографии Самарской области и Управления ПФР в Октябрьском и <адрес>х г.о. Самары ущерб на указанную сумму, размер которой в соответствии с примечанием к ст. 158 УК РФ является крупным.

Подсудимый ФИО1 в судебном заседании вину в предъявленном ему обвинении признал полностью, от дачи показаний отказался на основании ст. 51 Конституции РФ, подтвердив показания, данные на предварительном следствии и оглашенные в судебном заседании. Согласно данным показаниям, в 1982 году он трудоустроился в летный отряд Куйбышевского авиационного завода на должность авиатехника, в тот период летал на воздушном судне Ан-8 с бортовым номером 55502 в качестве авиатехника по производственным нуждам завода совместно с экипажами летного отряда завода Куйбышевского авиационного завода в Киевскую область, в частности в аэропорты «Борисполь» и «Жуляны», которые находились за г. Киев. В г. Припять Киевской области и в район ЧАЭС (т.е. в 30-ти километровую зону ЧАЭС), когда там случилась авария в 1986 году, он никогда не летал, аэропортов с названием «Припять» ему неизвестно. Примерно в 1997 году ему от бывших коллег по летному отряду, кого точно он не помнит, стало известно, что оформляются удостоверения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году, однако какой-либо подробной информации от них получить не удалось. Ему было известно о том, что для получения указанного удостоверения как участника взлетно-подъемного (инженерно-технического) состава гражданской авиации и получения денежных выплат и компенсаций ему необходимо было фактически находиться в пределах 30-километровой зоны от ЧАЭС – т.н. «зоне отчуждения», где непосредственно участвовать в различных работах. Он никогда не направлялся в указанную 30-километровую зону отчуждения ЧАЭС, никогда там фактически не был и не выполнял там каких-либо работ. Понимая это и осознавая, что сможет получать дополнительные денежные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством РФ для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, принял решение о получении такого удостоверения. Необходимые документы им были предоставлены в Главное управление труда администрации Самарской области для получения указанного удостоверения, где он также написал заявление на выдачу ему удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году. Подробностей подачи и рассмотрения заявления, а также оснований выдачи удостоверения он в настоящее время не помнит, удостоверение получил под роспись. В 2002 году ему стало известно, что идет процесс обмена на удостоверения нового образца и что для обмена требуются документы, подтверждающие факт его пребывания в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС в 1986 году. Переоформлением указанных документов занимался ФИО8, с которым он совместно осуществлял трудовую деятельность в летном отряде Куйбышевского авиационного завода. ФИО8 также занимал должность авиатехника авиационно-радиоэлектронного оборудования. Примерно летом 2002 года он попросил ФИО8 помочь ему в получении удостоверения нового образца и подготовить для него фиктивное (подложное) задание на полет, где бы он был включен в качестве авиатехника в ходе осуществления полета в 1986 году в 30-километровую зону отчуждения ЧАЭС, в частности, в г. Припять УССР. Примерно в конце 2002 года ФИО8 позвонил и сообщил, что нотариально заверенная копия задания на полет им оформлена, подробности ее изготовления ему неизвестны. Спустя некоторое время, ФИО8 передал ему копию задания на полет, согласно которому он в 1986 году в составе экипажа самолета Ан-8 Куйбышевского авиационного завода в качестве авиатехника совершил полет по маршруту «Куйбышев – Борисполь – Припять - Куйбышев» с посадкой в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС на грунт в аэропорту г. Припять. Предъявленная ему на ознакомление копия задания на полет №918 от 18.09.1986 года является тем самым заданием, которое передал ему ФИО8, согласно указанному заданию он в составе экипажа самолета Ан-8 №55502 КУАЗ (состав: командир самолета – ФИО9, второй пилот - ФИО10, штурман - ФИО11, бортмеханик - ФИО12, бортрадист – ФИО13, бортоператор – ФИО14, авиатехники - ФИО15 и ФИО1) совершил полет по маршруту «Куйбышев – Борисполь – Припять - Куйбышев» с посадкой в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС на грунт в аэропорту г. Припять. Кто именно подготовил данное задание, ему неизвестно. Указанные сведения в задании на полет не соответствовали действительности, т.к. он никогда не летал в г. Припять и никогда не был в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС, также ему известно, что посадка на грунт самолета Ан-8 была невозможна. Для получения денежных выплат, компенсаций и льгот в феврале 2003 года он вместе с другими документами подал в Главное управление труда администрации Самарской области заявление на получение удостоверения нового образца, приложив также заведомо подложную копию задания на полет №918 от 18.09.1986 года, намеренно введя в заблуждение сотрудников государственного органа, которые рассматривали его заявление. Примерно через год ему было выдано удостоверение нового образца, после чего он передал копию данного удостоверения в органы социальной защиты населения и отдел Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в Советском районе г.Самары с целью получения выплат и компенсаций, после чего ему продолжили начисляться выплаты, предусмотренные законодательством РФ для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году. Денежные средства со стороны Минсоцдемографии Самарской области он в наличной форме снимал в различных отделениях Сбербанка в Советском районе г.Самары, а со стороны Управления ПФР в Советском районе г.о.Самары получал по месту регистрации в отделении почтовой связи в Советском районе г.Самары (либо сотрудники почты приносили их на дом). Денежные выплаты ему начисляются ежемесячно, в настоящее время выплаты он получает путем перечисления на его сберегательную книжку Сбербанка России, тратит по своему усмотрению. В связи с тем, что в составе различных летных экипажей Куйбышевского авиационного завода в качестве авиатехника он неоднократно в 1986 году летал в непосредственной близости от зоны отчуждения ЧАЭС, он считал себя участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. (т.2 л.д.13-19, 23-32, 42-46).

Кроме признания своей вины подсудимым в судебном заседании, его вина в содеянном подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств.

Так, из показаний представителя потерпевшего - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО4, данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании, следует, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, государством предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», до 2017 года - Законом Самарской области от 10.07.2008 года №71-ГД, а после 2017 года - Законом Самарской области от 26.12.2016 года №143-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области». Для начала производства выплат гражданину необходимо получить статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (удостоверение) и обратиться по месту жительства в районные органы социальной защиты населения с заявлением о назначении социальных выплат. После подачи заявления документы проверяются на полноту предоставленных сведений, при этом в обязанности сотрудников Минсоцдемографии Самарской области не входит проверка документов на подлинность сведений. После этого назначаются конкретные денежные компенсации и производятся выплаты. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УСЗН Советского района г. Самары с заявлением о назначении компенсации на питание, к которому приложил копию удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году серии Р №251311 от 02.02.2004 года, и предоставил номер счета в Сбербанке России, на который следует перечислять выплаты. После этого УСЗН Советского района г. Самары начало осуществлять ФИО1 все положенные выплаты и компенсации, которые неоднократно индексировались, в частности как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 гг. ему назначены и выплачиваются: 1. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2. Ежегодная компенсация на оздоровление за период с 2006 года по 2016 год; 3. Ежегодная оплата за дополнительный оплачиваемый отпуск в 2008 года по 2016 год; 4. Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.08.2008 года по 31.12.2016 года; 5. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2017 год. Общий объем выплаченных сумм ФИО1 как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС по Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 178 010,31 руб., по Закону Самарской области от 10.07.2008 года №71-ГД с 01.08.2008 года по 31.12.2016 года - 46 912,11 руб., по Закону Самарской области от 26.12.2016 года №143-ГД с 01.04.2017 года по 31.05.2017 года - 1 039,70 руб. Денежные средства были перечислены со стороны Минсоцдемографии Самарской области в полном объеме либо на расчетный счет Макарова В.А. в Сбербанке России №42306810254407622142 либо получены им по месту регистрации в отделении почтовой связи в Советском районе г. Самары. В случае предоставления недостоверных сведений (поддельных документов) для получения статуса участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, полученные в связи с этим денежные средства подлежат возврату в бюджет РФ. Всего ФИО1 из средств федерального бюджета по линии Минсоцдемографии Самарской области как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выплачено 225 962,12 рубля. В настоящее время указанные выплаты ФИО1 прекращены на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.52-57).

Допрошенная в судебном заседании представитель потерпевшего - Управления ПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары Потерпевший №1 показала, что выплаты, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС регулируются помимо Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 ФЗ РФ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года - ФЗ РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2015 года – ФЗ РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Для получения выплат заявитель подает заявление в территориальный орган ПФ по месту жительства о назначении пенсии, в том числе удостоверение ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС. Документы проверяются на полноту и соответствие их законодательству РФ, после этого производится расчет размера пенсии. Непосредственно начислениями денежных выплат ликвидаторам последствий катастрофы на ЧАЭС занимается структурное подразделение ПФ РФ - Центр по выплате пенсий ПФ РФ по Самарской области, выплата производится по желанию гражданина через кредитную организацию либо через организации почтовой связи. По данным Центра по выплате пенсий за период с 01.01.2005 года по 12.05.2017 года Управлением ПФР в Советском районе г.Самары ФИО1 были осуществлены денежные выплаты в виде надбавки к пенсии как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в период 01.01.2010 года по 12.05.2017 года в размере 84 241,01 руб., данная надбавка начисляется как определенный процент к пенсии и не является ЕДВ.

Допрошенная в судебном заседании представитель потерпевшего - Управления ПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары ФИО17 показала, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФЗ РФ от 22.08.2004 года №122-ФЗ, который заменил льготы для ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС в натуральном виде (по оплате коммунальных услуг, на лекарства и т.д.) на ежемесячную денежную выплату, т.е. ЕДВ, которая с 01.01.2005 года назначалась на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ. Начисление ЕДВ происходило автоматически, без заявления, по сведениям, сформированным Минздравсоцразвития по Самарской области (в настоящее время Минсоцдемографии Самарской области). То есть с 01.01.2005 года на основании данных сведений ФИО1 была назначена ЕДВ. При этом ФИО1 с 1999 года является получателем пенсии по инвалидности, и на основании его заявления от 02.04.2010 года и предоставленного удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году ему был произведен перерасчет пенсии с 01.01.2010 года. Таким образом, в период с 01.01.2010 года по 12.05.2017 года Макаров Е.А. получал две надбавки – ЕДВ как инвалид 2 группы по общему заболеванию, которое согласно материалам его личного дела никак не связано с ликвидацией последствий на ЧАЭС, и ЕДВ как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, общая сумма данных ЕДВ за указанный период времени составила 501 575,31 руб., из которых ЕДВ, начисленная ФИО1 как инвалиду 2 группы по общему заболеванию, составила 248 020,15 руб., а ЕДВ, начисленная ФИО1 как ликвидатору последствий катастрофы на ЧАЭС, составила 253 555,16 руб. Данные суммы установлены на основании протоколов о назначении и перерасчете ЕДВ и на основании справки о выплаченных суммах, которые имеются в личном деле получателя пенсии. Сумма, которая была указана представителем УПФ на предварительном следствии, в размере 504 673 руб. включает в себя обе денежные выплаты, включая ЕДВ, обоснованно начисленную и выплаченную ФИО1 по инвалидности, кроме того, это сумма за период с 01.01.2005 года по 31.05.2017 года, а не 12.05.2017 года. На основании заявления ФИО1 с 01.09.2017 года ему прекращена выплата надбавки к пенсии и ЕДВ как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году.

Допрошенная в судебном заседании представитель потерпевшего - Управления ПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары ФИО18 показала, что представляла интересы Управления на предварительном следствии, при этом фактически она работает в отделе перерасчета, пояснений по начисленным ФИО1 ЕДВ дать не может. При даче показаний на допросе она использовала справку, которая была выдана Центром по выплате пенсий ПФ РФ по Самарской области, которая, как оказалось, содержит сведения обо всех суммах ЕДВ, начисленных и полученных ФИО1 за интересующий период времени и как инвалиду, и как ликвидатору аварии на ЧАЭС. Протокол был записан с ее слов, однако, данные ею показания о том, что ежемесячная денежная выплата ФИО1 взамен льгот в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как ликвидатору последствий аварии на ЧАЭС составила 504 673 руб., она не подтверждает, просит учитывать в данной части показания ФИО17

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО19 показала, что является начальником Центра по выплате пенсий ПФ РФ по Самарской области. В период расследования настоящего дела к ним в Центр поступил запрос из ФСБ, в котором ставился вопрос о выплаченных ФИО1 пенсиях и социальных выплатах, вопрос об излишне выплаченных суммах не ставился, кроме того, Центр по выплате пенсий не располагает сведениями о размере ЕДВ конкретно как инвалиду и как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, разделить данные суммы может территориальное управление ПФ РФ по Самарской области по материалам выплатного дела.

Из показаний свидетеля Свидетель №1, данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании, следует, что он занимает должность главного консультанта Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, и в его должностные обязанности, помимо прочих, также входит рассмотрение вопросов, связанных с выдачей, заменой и отказом в выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию техногенных катастроф, в том числе лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки государства в связи с ликвидацией катастрофы на ЧАЭС, установлены ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1, в том числе это граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ. Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ №253 от 30.03.1993 года «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий», к летно-подъемному составу экипажа воздушных судов относятся члены экипажа, включая бортоператоров, обслуживающих специальную аппаратуру, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования. Членом экипажа воздушного судна является лицо, включенное в задание на полет, назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна во время выполнения задания на полет. Экипажем воздушного судна для выполнения авиационных работ считается группа специалистов, включающая экипаж гражданского воздушного судна, а также специалистов «заказчика», имеющих свидетельство летного состава (п.п.б п.1 Постановления Совета Министров).

Указанным категориям граждан полагалась выдача соответствующего удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, с момента их предъявления. Согласно письма Госкомчернобыль №ВС-10-3618 от 05.08.1993 года «О порядке оформления и выдачи удостоверений», записи в удостоверениях вносятся на основании документов, подтверждающих участие гражданина в 1986-1990 годах в работах в зоне отчуждения (в том числе командировочного удостоверения, справок, выданных в 1986 - 1990 годах предприятиями, организациями, учреждениями, выполнявшими работы непосредственно в указанной зоне, военного билета, справки установленного образца, выданной в 1986 - 1990 годах в воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, или Генеральным штабом Вооруженных Сил России, трудовой книжки, табеля учета рабочего времени, справки о праве на повышенную оплату труда за работу в соответствующих зонах опасности) с обязательным указанием года участия работника на этих работах и заверяется печатью органа, выдающего удостоверения.

Кроме того, в целях реализации мероприятий, предусмотренных Законом, Верховный Совет РФ 13.08.1993 года своим решением №5625-I утвердил «Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, проведенным в период с 26.04.1986 года по 31.12.1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации». Так, по данному постановлению работы, связанные с ликвидацией последствий аварии признаются таковыми при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти. Другими словами, летные подразделения различных предприятий СССР могли направлять в зону отчуждения своих сотрудников и самолеты для проведения работ, согласно указанного Списка, исключительно по указанию государственных органов исполнительной власти (соответствующих профильных министерств и ведомств). Никаким другим способом полеты в зону отчуждения осуществляться не могли.

Затем в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1773-р от 31.10.1999 года, приказом МЧС РФ, Минтруда РФ и Минфин РФ №114/66/23н от 29.02.2000 года удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС были заменены на удостоверения нового образца, ранее выданные гражданам удостоверения были действительны до 31.12.2003 года. Для получения удостоверения нового образца, согласно п. 4 указанного Положения, необходимо было предоставить один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии), в том числе такими являются задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения.

По представленным ему на обозрение документам свидетель показал, что 18.09.1997 года ФИО1 обратился в Главное управление труда Администрации Самарской области с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году и на основании письма №153/39 от 26.08.1997 года со стороны ПКАФ «Авиакор», а также справки № от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ПКАФ «Авиакор», согласно тексту которого авиатехник ВС Ан-8 ФИО1 выполнял полеты по ликвидации аварии на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Главном управлении труда Администрации Самарской области получил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году серии А № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные письма со стороны ПКАФ «Авиакор» (бывший Куйбышевский авиационный завод) в соответствии с Порядком, утвержденным письмом Госкомчернобыля РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ВС-10-3618, не являлись документами, дающими законные основания для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, так как они не соответствуют требованиям вышеуказанных нормативно-правовых актов, действовавших на территории РФ на тот момент. ФИО1 при получении удостоверения в 1997 году надлежащего подтверждения своего нахождения в 30-километровой зоне отчуждения и выполнения соответствующего вида работ предоставлено не было, а ответственный сотрудник Главного управления труда Администрации Самарской области рассмотрел заявление Макарова Е.А. от 18.09.1997 года и необоснованно принял решение о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году.

Затем ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снова обратился в Главное управление труда Администрации Самарской области с заявлением о выдаче удостоверения нового образца, предоставив копию задания на полет №918 от 18.09.1986 года, согласно которому он в составе экипажа самолета Ан-8 №55502 КУАЗ в указанное время в качестве авиатехника осуществил полет по маршруту «Куйбышев-Борисполь-Припять-Куйбышев» с посадкой в г.Припяти УССР на грунтовый аэродром в 30-колометровой зоне отчуждения ЧАЭС, копию старого удостоверения и иные документы. На основании данных документов сотрудники Главного управления труда Администрации Самарской области обоснованно приняли решение о выдачи ФИО1 удостоверения нового образца, дающего право на продолжение получения мер социальной поддержки в виде различных компенсаций и денежных выплат.

Кроме того, свидетель показал, что для осуществления полета в 1986 году в г.Припять необходимо было обязательное наличие соответствующего распорядительного документа из министерства, к ведомственной принадлежности которого относился Куйбышевский авиационный завод (КУАЗ) в 1986 году, в котором оно указывало о направлении летных отрядов КУАЗ в 30-км зону отчуждения ЧАЭС для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС. Это связано с тем фактом, что в 1986-1990 годах данная зона являлась закрытой и особо охраняемой, соответственно, полеты в 30-км зону отчуждения могли совершаться только на основании полученного распоряжения уполномоченных на то министерств и ведомств. Без указанного распоряжения соответствующего министерства (ведомства) полет в 30-километровую зону отчуждения ЧАЭС был в принципе невозможен, поскольку воздушное пространство над зоной отчуждения контролировалось военными (т.2 л.д.68-75).

Из показаний свидетеля Свидетель №3, данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании, следует, что в период с марта 1995 года по 1999 год он работал командиром летного отряда завода «Прогресс», далее являлся заместителем директора авиакомпании «ЦСКБ-Прогресс», потом директором данной авиакомпании, затем в период с 2005 года по 2015 год работал начальником летно-испытательной станции АО «РКЦ «Прогресс». Ему известны требования руководящих документов по производству полетов воздушных судов, как СССР, так и Российской Федерации.

Заполнение задания на полет, а также сведения, которые оно должно содержать, регламентировалось в 1986 году НПП (наставление по производству полетов) и НШС (наставление по штурманской службе). Задание на полет – это основной документ, на основании которого разрешалось осуществлять полет по конкретному маршруту. Это своего рода приказ. Все лица, участвующие в полете согласно полетному заданию были осведомлены о пунктах посадки самолета, чтобы в пределах своей квалификации произвести необходимую предполетную подготовку. В частности, авиатехники, с учетом специфики полета, подготавливали необходимое оборудование.

Относительно предъявленной ему на обозрение копии задания на полет №918 от 18.09.1986 года, согласно которому Макаров Е.А. в составе экипажа самолета Ан-8 №55502 Куйбышевского авиационного завода в указанное время в качестве авиатехника осуществил полет по маршруту «Куйбышев – Борисполь – Припять - Куйбышев» с посадкой в г.Припяти УССР на грунтовый аэродром в 30-колометровой зоне отчуждения ЧАЭС, свидетель Свидетель №3 показал, что в соответствии с наставлением по производству полетов СССР, действовавшим в 1986 году, местные воздушные линии использовались для перелетов небольших воздушных судов типа АН-2, «Цессна», но не АН-8, а посадка на грунт самолета Ан-8 была невозможна. Это вызвано тем, что указанное воздушное судно не могло выполнять полеты в г.Припять Киевской области Украинской ССР, потому что аэродром указанного города был грунтовым и имел небольшую взлетно-посадочную полосу, позволявшую принимать и отправлять самолеты АН-2 и вертолеты некоторых типов, которые по своим техническим характеристикам требуют длины взлетно-посадочной полосы грунтового типа до 300 м. В г.Припять взлетно-посадочная полоса как раз и составляла около 300 метров, не более. Согласно руководству к полетной эксплуатации воздушного судна АН-8 длина грунтовой взлетно-посадочной полосы должна быть не мене 1200 метров, которая в г.Припять отсутствовала. Свидетель отметил, что для взлета-посадки самолета марки АН-8 требуется официально зарегистрированный аэропорт с посадочной полосой длиною не менее 1200 метров. На аэродроме руководитель полетов должен руководить посадкой (взлетом) борта и давать разрешение на конкретный маневр. Сам полет воздушного судна (в т.ч. АН-8) должен быть разрешен зональным центром. Отклонение от маршрута не допускается (исключительно при возникновении особых случаев - аварии). Данные о взлете (посадки) фиксируются в аэропорту руководителем полета и диспетчером в журнале или плановой таблице. Указанные данные о полете (время взлета-посадки конкретного воздушного судна) впоследствии передавались также в зональный центр. Относительно г.Припять зональным центром являлся г.Киев. Таким образом, ввиду отсутствия в г.Припять в 1986 году подобного аэродрома посадка (взлет) самолетов АН-8 была в принципе невозможна. Кроме того, для того, чтобы специально созданная Правительственная комиссия смогла добраться до г.Припяти, ее члены осуществляли пересадку на самолет АН-2 с аэропорта «Борисполь» г.Киева Украинской ССР, чтобы он смог приземлиться на аэродроме в г.Припяти. Данные, указанные в задании на полет №918 от 18.09.1986 года не соответствуют действительности в части посадки на грунт в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС в г.Припять по указанным причинам. Полет по указанному маршруту с посадкой на грунтовый аэродром г.Припять состояться не мог ввиду отсутствия соответствующего аэродрома и техническим характеристикам взлетно-посадочной полосы (всего около 300 метров). Таким образом, задание на полет № от ДД.ММ.ГГГГ является поддельным (т.2 л.д.83-87).

Из показаний свидетеля Свидетель №2, данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании, следует, что он проходит службу в оперативном подразделении отдела УФСБ РФ по Самарской области в должности оперуполномоченного. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий на объектах оборонно-промышленного комплекса Самарской области был выявлен житель г. Самары ФИО1, который в 1986 году входил в состав летного отряда Куйбышевского авиационного завода (КУАЗ - в н.в. ОАО «Авиакор-авиационный завод» (бывший ПКАФ «Авиакор»), который никогда по специальному распоряжению уполномоченного органа не направлялся и фактически не находился в 30-километровой зоне отчуждения ЧАЭС, не выполнял там никаких работ, что не позволяло отнести его к категории участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, однако, который в 1997 году незаконно и необоснованно получил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году и получал соответствующие меры социальной поддержки (т.2 л.д.76-82).

Кроме того, вина ФИО1 подтверждается следующими письменными материалами дела:

- рапортом об обнаружении признаков преступления, рег.№1339 от 12.05.2017 года (т.1 л.д.6-8);

- протоколом обследования квартиры ФИО1, расположенной по адресу: г.Самара, ул.Бобруйская, д.148, кв.1, от 12.05.2017 года, в ходе производства которого было обнаружено и изъято удостоверение в корке зеленого цвета участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году на имя Макарова Егора Александровича, серии Р №251311 от 02.02.2004 года, выданное Главным управлением труда Администрации Самарской области, с подписью и.о. руководителя ФИО20 (т.1 л.д.224-227);

- протоколом осмотра предметов (документов) от 24.05.2017 года, которым осмотрено изъятое удостоверение, признанное вещественным доказательством по делу (т.1 л.д.228-231);

- документами, изъятыми в ходе оперативно-розыскной деятельности сотрудников УФСБ РФ по Самарской области: копией ответа №82/318 от 12.01.2017 года ОАО «Авиакор-Авиационный завод» на запрос №19/2918у от 28.12.2016 года; копией ответа №05-16/35/С от 23.01.2017 года ГБУСО «Центральный государственный архив Самарской области» на запрос №82/314 от 09.01.2017 года; копией ответа №4026/18 от 25.01.2017 года из Минпромторга России; копией ответа №2059-С от 22.03.2017 года из ФКУ «Российский государственный архив экономики» на запрос №19/99у от 26.01.2017 года; копией ответа №23-01/126 от 17.02.2017 года из ЧУ «Центратомархив» на запрос №19/98у от 26.01.2017 года; копией заявления ФИО1 от 18.09.1997 года; копией письма №153/39 от 26.08.1997 года со стороны ПКАФ «Авиакор»; копией справки №153/43 от 28.08.1997 года со стороны ПКАФ «Авиакор»; копией ведомости выдачи удостоверений гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1990 гг. со стороны Главного управления труда администрации Самарской области; копией заявления Макарова Е.А. с фотоизображением от 06.02.2003 года; копией задания на полет №918 от 18.09.1986 года самолета Ан-8 №55502 КУАЗ; копией удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году на имя Макарова Е.А. с фотоизображением, серии А №823447 от 24.09.1997 года; копиями выплатных дел ФИО1, на 163 листах, полученными в качестве ответа №18.0/13-5244 от 18.04.2017 года на запрос №19/363у от 27.03.2017 года; копией ответа №8.04-409 от 20.08.2015 года из Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) (т.1 л.д.14, 16, 18-19, 21, 23, 31, 32, 33, 34, 35, 36-39, 40, 56-113, 114-219, 221, 237-238);

- протоколом осмотра предметов (документов) от 24.05.2017 года, которым осмотрены и подробно описаны документы - результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении ФИО1, признанные вещественными доказательствами по делу (т.1 л.д.232-236);

- ответом из ОАО «Авиакор-Авиационный завод» №57/420 от 15.06.2017 года, согласно которому сведениями о командировках ФИО1 и других работников КУАЗ в 30-километровую зону отчуждения для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ОАО «Авиакор-Авиационный завод» не располагает (т.2 л.д.145);

- ответом из Минсоцдемографии Самарской области о направлении документов в отношении ФИО1 (копией заявления ФИО1 рег. № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении компенсации, копией заявления ФИО1 вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении компенсаций) (т.2 л.д.108, 109, 110);

- ответом из Министерства социально-демографической политики Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о начисленных и выплаченных ФИО1 суммах (т.2 л.д.103-107);

- ответом №15.0/08-7595 от 29.05.2017 года из ОПФ РФ по Самарской области о начисленных и выплаченных Макарову Е.А. суммах (т.2 л.д.112-124);

- ответом заместителя начальника УПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о расчете переплаты по личному делу получателя ЕДВ №768419 в отношении Макарова Е.А., приобщенным к делу в ходе судебного заседания;

- ответом №270-02Н-03-15/320357 от 31.05.2017 года из ПАО Сбербанка России относительно движения денежных средств по счету ФИО1 № (т.2 л.д.133-137).

Давая в совокупности оценку изложенным выше доказательствам, суд приходит к убеждению о том, что вина подсудимого ФИО1 в совершении указанного преступления доказана полностью и подтверждается исследованными судом доказательствами, а именно показаниями самого подсудимого, представителей потерпевших, свидетелей, которые являются последовательными и согласуются между собой, объективно подтверждаются письменными материалами дела.

Вышеизложенные доказательства со стороны обвинения получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности подсудимого в объеме обвинения, поддержанном государственным обвинителем.

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора изменил обвинение в сторону смягчения, а именно уточнил размер ущерба, причиненного Управлению ПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары, в соответствии с показаниями представителей Управления, данными в ходе судебного заседания, и предоставленным суду расчетом переплаты, снизив данный размер до 337 796,17 руб., а общий размер ущерба соответственно до 563 758,29 руб.

Изменение государственным обвинителем обвинения в сторону смягчения в силу ч. 8 ст. 246 УПК РФ предопределяет принятие судом решения в соответствии с позицией государственного обвинителя. Исследовав совокупность представленных доказательств, суд соглашается с государственным обвинителем и считает, что действия подсудимого ФИО1 следует квалифицировать по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении компенсаций и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, в крупном размере. При этом размер ущерба, причиненного действиями ФИО1 составляет 563 758,29 руб.

Назначая наказание, суд, руководствуясь принципом справедливости, учитывает характер, степень общественной опасности и тяжесть совершенного преступления, данные о личности подсудимого, влияние наказания на его исправление, условия жизни его семьи, на достижение иных целей наказания, таких как восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

Так, при назначении наказания ФИО1 суд учитывает характер содеянного и данные, характеризующие его личность: к уголовной ответственности привлекается впервые, на учете у врача-психиатра и врача-нарколога не состоит, по месту жительства характеризуется положительно, по месту работы в ЗАО «Авиакор-Сервис» за период с 1996 года по настоящее время характеризуется исключительно положительно, неоднократно поощрялся руководством предприятия, награжден медалью «80 лет Гражданской авиации России», является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО1 активно способствовал раскрытию преступления, дав подробные показания по делу.

Признание вины, раскаянием в содеянном, наличие инвалидности и наград, пожилой возраст подсудимого, а также активное способствование раскрытию преступления, в соответствии со ст. 61 УК РФ, суд признает смягчающими наказание обстоятельствами.

Отягчающих наказание обстоятельств, а также исключительных обстоятельств, названных в ст. 64 УК РФ, судом по делу не установлено.

Совершенное преступление является тяжким, при этом оснований для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ суд не усматривает. При назначении конкретного вида и срока наказания суд учитывает наличие смягчающих наказание обстоятельств, требования ч. 1 ст. 62 УК РФ, и определяет окончательное наказание ФИО1 в виде лишения свободы, полагая назначение иных наказаний нецелесообразным, при этом совокупность установленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что исправление подсудимого возможно без изоляции от общества при осуществлении за его поведением контроля со стороны специализированного государственного органа. Кроме того, учитывая характер совершенного преступления, материальное положение и личность подсудимого, суд считает назначение дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы также нецелесообразным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ

ФИО1 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 1 (одного) года лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы.

В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком на 8 (восемь) месяцев. Возложить на ФИО1 обязанность в течение назначенного судом испытательного срока систематически являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного.

Меру процессуального принуждения ФИО1 до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю – обязательство о явке.

Вещественные доказательства: удостоверение в корке зеленого цвета участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году на имя ФИО1, серии Р №251311 от 02.02.2004 года, письменные документы, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, хранящиеся в материалах уголовного дела, - оставить в деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья                    /подпись/                    Е.В. Балыкина

Копия верна. Судья

        Секретарь


 

Приговоры судов по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ

Приговор суда по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ

Попова Т.В. совершила мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении пособий, субсидий и иных социальных выплат, установленных нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных ...

Приговор суда по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ

Фаткуллина З.И., будучи назначенной на основании распоряжения главы Администрации городского округа г. Сибай Республики Башкортостан № от дд.мм.гггг на должность начальника Муниципального казенного учреждения «Управление гражданской защиты городск...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru