Решение суда об оспаривании решения октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва № 2а-2670/2017 ~ М-2596/2017

2а-2670/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2017 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232

Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Смирновой К.Н. при секретаре судебного заседания Шитовой Н.В. с участием прокурора Марковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомин Э.В. об оспаривании решения октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва,

УСТАНОВИЛ:

Фомин Э.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 14 июля 2017 года он выдвинул свою кандидатуру в депутаты Омского Городского Совета шестого созыва. 29 июля 2017 года им в Октябрьскую окружную избирательную комиссию № 7 одномандатного округа № 14 (далее - избирательная комиссия) представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 249 подписей. В результате проверки подписей избирателей, недостоверными и (или) недействительными в соответствии с Итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на выборах депутатов Омского городского Совета шестого созыва (далее - итоговый протокол проверки), дата и время подписания - 04.08.2017 г. 17:00, были признаны 69 подписей, что составляет 27,7 % от числа представленных в избирательную комиссию подписей. На основании результатов проверки избирательная комиссия вынесла оспариваемое решение от 07.08.2017 года № 23 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Омского Городского Совета шестого созыва Фомина Эдуарда Владимировича». Полагает, что обжалуемое Решение подлежит отмене как принятое с нарушением положений законодательства. При составлении итогового протокола проверки, избирательной комиссией допущены ошибки в подсчете подписей, подлежащих признанию недействительными. Так, на втором листе итогового протокола проверки, в восьмой строке содержатся сведения о признании недействительными пяти подписей на подписном листе № 51 в папке №1 (подписи 1-5). Далее, на третьем листе итогового протокола проверки, в пятой строке содержатся сведения о признании недействительной одной подписи на подписном листе № 51 в папке №1 (подпись №2). Таким образом, избирательная комиссия дважды учла, как недействительную, подпись №2 на листе № 51 в папке 1. На первом листе итогового протокола проверки содержатся сведения о признании недействительными четырех подписей на подписном листе №19 в папке №1 (подписи 1,2,3,5). Далее, на третьем листе итогового протокола проверки, в четвертой строке содержатся сведения о признании недействительной одной подписи на подписном листе №19 в папке №1 (подпись №5). То есть, избирательная комиссия дважды учла одну подпись № 5 на листе № 19 в папке №1. Указанные недопустимые нарушения привели к увеличению итогового числа подписей, признанных недействительными на две. Таким образом, количество подписей, признанных избирательной комиссией недействительными, при корректном подсчете без допущения арифметических ошибок, составляет не 69, а 67 подписей. По причинам, связанным с техническим оформлением подписных листов, избирательная комиссия признала недействительными 49 подписей избирателей, так как сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме и 4 подписи, как имеющие неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Полагал, что неполное указание сборщиком подписей своих данных в подписном листе, а также наличие технических ошибок не является основанием для признания подписей избирателей в подписных листах недействительными, так как указанные сборщиком подписей сведения достаточны для идентификации каждого конкретного сборщика как реального человека в системах УФМС и ГАС Выборы. Полагает, что без учета технических ошибок общего количества действительных подписей достаточно для регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты Омского Городского Совета. Недостатки в оформлении подписных листов, подписи в которых были признаны недействительными, могли бы быть исправлены лицами, осуществлявшими сбор подписей в поддержку выдвижения истца, присутствовавшими при проверке подписей, однако такой возможности ответчиком предоставлено не было. Результаты проведенной избирательной комиссией проверки соблюдения требований Закона при выдвижении кандидата, а также действия избирательной комиссии, выразившиеся в непредоставлении административному истцу возможности внести в подписные листы уточнения до истечения срока предоставления подписных листов, противоречат конституционному и законодательному смыслу состоявшейся поддержки выдвижения - свободному и добровольному волеизъявлению более двухсот граждан, проставивших свои подписи в поддержку выдвижения Э.В. Фомина кандидатом в депутаты Омского Городского Совета. На основании изложенного просил решение № 23 Октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 одномандатного избирательного округа № 14 от 07.08.2017 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Омского Городского Совета шестого созыва Фомина Э.В. признать незаконным; обязать Октябрьскую окружную избирательную комиссию № 7 одномандатного избирательного округа № 14 зарегистрировать Фомина Э.В. в качестве кандидата в депутаты Омского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14.

В судебном заседании административный истец поддержал требования.

Представитель Омской городской избирательной комиссии по выборам депутатов Омского городского Совета, Октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва Клименко В.И. по доверенностям иск не признала. При этом пояснила, что действительно, количество подписей, подлежавших признанию избирательной комиссией недействительными, при корректном подсчете составляет не 69, а 67 подписей.

Прокурор Маркова В.В. полагала, что оснований к удовлетворению иска не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, обозрев подписные листы, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

В силу ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Постановлением Омского городского Совета от 14 июня 2017 года № 1894 назначены выборы депутатов Омского городского Совета на 10 сентября 2017 года.

Комиссией, организующей выборы, является Омская городская избирательная комиссия.

В соответствии с решением Омской городской избирательной комиссии от 15 июня 2017 года №10-41 "О перечне окружных избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов депутатов Омского городского Совета шестого созыва 10 сентября 2017 года" полномочия по подготовке и проведению выборов в одномандатных избирательных округах № 14 возложены на Октябрьскую окружную избирательную комиссию № 7 (далее - Комиссия).

10 июля 2017 года в Комиссию поступило заявление Фомина Э.В. о согласии баллотироваться в качестве депутата в порядке выдвижения избирательным объединением.

Решением Омской городской избирательной комиссии от 1.06.2017 № 9-35 «О количестве представляемых для регистрации и подлежащих проверке подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Омского городского Совета шестого созыва» количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов по избирательному округу № 14 составляет 227, а максимальное количество подписей, представляемых для регистрации кандидатов, составляет не более 249.

Вышеуказанным решением установлено, что при проведении выборов депутатов Омского городского Совета шестого созыва проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в поддержку выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Фомин Э.В. представил в Комиссию 249 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

04 августа 2017 года Рабочая группа Комиссии по приему и проверке подписных листов осуществила проверку порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, по результатам которой в 17 часов 00 минут была составлена ведомость проверки подписных листов.

На основании ведомости проверки 05 августа 2017 года был подписан итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, согласно которому 69 подписей избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными, что составило 27,7 процентов от количества заявленных подписей.

Итоговый протокол послужил основанием для принятия решения Комиссией об отказе в регистрации кандидату Фомину Э.В. в силу требований подпунктов "г.1" и "д" пункта 17 статьи 24 Закона Омской области от 07.07.2003 № 456-03 "О выборах в органы местного самоуправления Омской области" (далее - Закон Омской области).

Обращаясь в суд с иском, Фомин Э.В. просил решение № 23 Октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 одномандатного избирательного округа № 14 от 07.08.2017 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Омского Городского Совета шестого созыва Фомина Э.В. признать незаконным; обязать Октябрьскую окружную избирательную комиссию № 7 одномандатного избирательного округа № 14 зарегистрировать Фомина Э.В. в качестве кандидата в депутаты Омского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14. Сослался на то, что в двух случаях имел место двойной учет недействительных подписей, а также на то, что выбраковка избирательной комиссией подписей по причинам технических ошибок в заполнении подписных листов нарушает права граждан избирать и быть выбранными.

Административный ответчик не оспаривал факт того, что в двух случаях имел место двойной учет недействительных подписей. Вместе с тем пояснил, что даже за минусом 2 подписей, недействительными признаны 67 подписей, что свидетельствует о законности отказа в регистрации истца в качестве кандидата в депутаты.

Суд соглашается с позицией ответчика по следующим основаниям.

В силу ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

В силу ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.

Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей.

Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде.

Листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Одновременно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные пунктом 18 настоящей статьи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основания признания подписи недействительной являются исчерпывающими и закрепляются в п. 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона.

Аналогичные нормы закона закреплены положениями Закона Омской области.

В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 23 Закона Омской области каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Вышеуказанные требования закона являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

Нарушения формы заполнения подписных листов установлены судом путем их обозрения в судебном заседании. Истцом наличие таких нарушений не оспаривается.

Доводы истца о том, что такие нарушения являются технической ошибкой, а избирательная комиссия могла и должна была предоставить кандидату возможность исправить такие ошибки после сдачи подписных листов, либо восполнить такие ошибки самостоятельно на законе не основаны.

Правовая аргументация иска таких положений не содержит.

Обязанность по доказыванию судом разъяснена.

Доводы истца о том, что избирательная комиссия позволила ему внести исправления в ряд подписных листов, при этом отказав во внесении изменений в другие, достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждены.

Ответчиком факт допуска истца ко внесению исправлений оспаривается.

Из показаний допрошенных судом свидетелей истца таких обстоятельств с очевидностью не усматривается.

Административный ответчик не оспаривал тот факт, что в двух случаях имел место двойной учет недействительных подписей. Вместе с тем даже за минусом 2 подписей, недействительными являются 67 подписей, что свидетельствует о законности отказа в регистрации истца в качестве кандидата в депутаты.

Несоответствия решения избирательной комиссии закону судом не установлено.

Поскольку судом не установлено несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, постольку оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 179-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Фомин Э.В. об оспаривании решения октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья                     п/п             К.Н. Смирнова

Копия верна, решение обжаловалось в апелляционном порядке, оставлено без изменений, вступило в законную силу 25.08.2017.

Судья:

Секретарь:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СПОРАМ ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

Решение суда об оспаривании решения Октябрьской окружной избирательной комиссии № по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва

Козловский Г.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что участвует в избирательной кампании по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва в ка...

Решение суда об оспаривании решения

А.А. Воронин обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Тракторозаводского района г. Челябинска (далее - ТИК) о признании незаконным решения от 27.07.2017 об отказе в регистрации в качестве кандидата А.А. Вор...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru